В добукварный и букварный периоды дети составляют с помощью учителя устно небольшие рассказы из трёх-четырёх предложений по серии картинок или по одной сюжетной картинке на темы из своей жизни. В конце букварного периода дети учатся записывать эти рассказы. В этот же период дети приучаются слушать рассказ учителя, понимать его и передавать его содержание по вопросам.

В послебукварный период дети знакомятся с порядком изложения мыслей. Во втором полугодии они более самостоятельно составляют устные рассказы того же типа, что и в букварный период. Они должны уметь рассказывать о своих наблюдениях над природой; написать по вопросам рассказ из трёх-четырёх предложений, устно составленный с учителем; уметь слушать рассказ учителя и передавать его в целом после предварительной подготовки с учителем.

В букварный период дети читают односложные, двусложные и трёхсложные слова, слова со слогами прямыми, обратными, закрытыми, слова со стечением согласных в конце, в начале и в середине слова, предлоги слитно с последующим словом. К концу этого периода дети овладевают навыком правильно и плавно читать и понимать небольшие лёгкие тексты.

В тот же период дети приобретают умения отвечать на вопросы к прочитанному, находить в тексте по заданию учителя предложения на ту или иную тему, слова и выражения, объяснять их, заучивать стихотворения со слов учителя, а затем и по книге, передавать содержание прочитанного после разбора с учителем. Одновременно дети приобретают умения отличать по обложке букварь от задачника, находить страницу по картинке, различать верх, середину и низ страницы, находить в букваре материал для письма.

В послебукварный период обучения первоначальные навыки сознательного, правильного, плавного и неторопливого чтения продолжают развиваться. Дети читают целыми словами тексты, доступные для понимания и состоящие из коротких и несложных по структуре предложений с простыми двусложными и трёхсложными словами (слоговым чтением дети пользуются только при разборе более трудных слов). Одновременно вырабатывается навык выразительного чтения прочитанного и разобранного с учителем текста: соблюдение интонации, точки, знаков вопросительного и восклицательного в соответствии с содержанием читаемого. Дело, однако, не сводится только к развитию навыка правильного чтения и сознательного восприятия текста: от учащихся требуется умение последовательно и правильно пересказывать текст после разбора его с учителем. 

В I классе дети должны уметь назвать действующих лиц рассказа и уметь прочитать рассказ по ролям после разбора с учителем. Если дети в предыдущий период заучивали стихотворение с голоса учителя, то теперь они заучивают его по книге после разбора с учителем.


Что нужно ученику к началу учебного года:

С. П. Редозубов "Букварь" издательства "Учпедгиз" 1955г.,                                                                                         Е. Е. Соловьёва, Н. Н. Шепетова, В. И. Волынская, Л. А. Карпинская, А. А. Канарская "Родная речь" издательства "Учпедгиз" 1955г. 

Электронные учебники: Букварь  и  Родная речь

Программа курса