Квартальный проект "Философский клуб"

Напомню, что подведение итогов изучения в субботней школе Книги Екклесиаста можно провести в форме квартального мероприятия "Философский клуб".

Если вы впервые слышите о квартальных проектах, вам СЮДА.

Если вы хотите больше узнать об идее проведения урока в форме заседания философского клуба, щёлкниге мышкой ЗДЕСЬ.

Подготовка к мероприятию

Я бы посоветовала сделать:

  1. Письменное объявление, где будут заранее обозначены темы для "философов" (Макет плаката форматом А4 можно скачать ЗДЕСЬ).
  2. Устное объявление из-за кафедры с призывом тщательно подготовиться к необычному уроку субботней школы.

Введение к уроку, которое стоит озвучить из-за кафедры

С этим текстом вы уже знакомы по предыдущему изданию. Исправленное и дополненное, оно может послужить вступлением к уроку. Макет (версия) для печати ЗДЕСЬ.

А что, если бы библейских героев: царя Соломона, апостола Павла, евангелистов Матфея, Иоанна, Марка или Луку собрать за одним столом или, более того, пригласить в наш класс субботней школы на чашечку чая? Как интересно было бы лично расспросить Екклесиаста о смысле жизни под солнцем, о мудрости, и обсудить с ним те темы, которые он поднимает в своей книге.

А как много могли бы рассказать Соломону авторы Нового Завета: о том, что будет с человеком после смерти? где зарыто сокровище бедных? найдут ли утешение угнетённые? и какую надежду подарил Бог человечеству во Иисусе Христе?

Такую удивительную встречу подарит людям Господь , когда соберёт всех праведных, когда-либо живших на планете, в Своём Царствии, а сегодня библейские герои общаются с нами со станиц священной книги - Библии.

Сегодняшний урок субботней школы мы проведём в форме заседания философского клуба, куда будут приглашены Соломон, апостол Павел и евангелист Лука - заочно, по их цитатам из Священного Писания.

Организационные моменты

… И всё таки по группам

Квартальное мероприятие "Философский клуб" я предлагаю провести по группам субботней школы (не стоит объединять всех учеников в один большой класс для этой затеи).

В классе субботней школы должно присутствовать 6-10 человек. Трое из них будут высказываться от имени авторов Священного Писания, строго придерживаясь библейского текста.

Подборки цитат помогут этим ученикам в выборе необходимого высказывания. Приветствуется инициатива: цитирующие Соломона, Павла и Луку могут самостоятельно подбирать новые высказывания в ходе урока, а также ссылаться на другие книги Библии и других авторов.

Урок проводится в форме заседания группы философов. К занятию такого типа приготовлены цитатники заочно присутствующих авторов Библии:

  • Соломона (Екклесиаста),
  • апостола Павла,
  • и евангелиста Луки.

Скачать архив с цитатами для учителя и учеников МОЖНО ЗДЕСЬ.

Как распределить роли?

Предлагаю золотое правило. Цены ему нет!

Предложите цитировать библейских авторов:

  • А) самым общительным, разговорчивым членам класса (в т.ч. "выскочкам");
  • Б) братьям и сёстрам, которые свободно владеют "мечём духовным" и виртуозно с ним обращаются;
  • В) распределите роли по желанию.

Комментарии к распределению ролей

  • Если цитатник достанется людям, чья активность на уроке мешает другим высказываться, то это задание свяжет им язык и заставит думать головой.
    Здесь вы предоставляете остальным в классе возможность работать.
  • Если в вашем классе нет "выскочек", и вы решили раздать цитатники знатокам Библии, то для них это будет ресурсным упражнением - тестом на знание Священного Писания.
  • Если вы распределили роли в классе по желанию, то поощрение инициативы, толерантность и уважение чужого мнения - это ваш стиль. Пусть будет так.

Переход хода

В различных творческих занятиях отдельно предусмотрена процедура перехода хода. Вы можете включить её в КП "Философский клуб" по желанию.

Как это выглядит?

Нужен некоторый предмет, атрибут - как палочка в эстафете. Это может быть мячик, головной убор, листок бумаги с ручкой и прочее.

Правила:

  • Члены группы высказываются по очереди: говорит тот, кто принял эстафету - тот, кому передали предмет.
  • Остальные молчат, не перебивают.
  • Предмет передаётся из рук в руки. Принявший эстафету обязан говорить.
  • Страстно желающие высказаться могут поднять руку в знак того, что они просят передать им право хода. Эта просьба может быть как принята, так и проигнорирована предыдущим участником.
  • В качестве дополнительного правила (оно применяется только в условиях лимита времени) вводится ограничение на количество реплик: по одному и тому же вопросу можно высказаться всего раз или два. (С применением этого правила будьте осторожны).

Для урока, который вы посвятите квартальному мероприятию, можно изготовить особый атрибут - символом перехода хода. Пусть это будет шапочка-конфедератка (так называется 4-х-угольный головной убор с кисточкой, который носят магистры, бакалавры и судьи). Его можно изготовить из бумаги. Кто не знает, как выглядит шапочка-конфедератка, ЗДЕСЬ есть макеты деталей и сборка.

Переход хода в "Философском клубе" поможет вам на уроке:

  • услышать мнение тех членов группы, которые чаще отмалчиваются, чем говорят,
  • соблюсти порядок и дисциплину в группе,
  • создать атмосферу уважения к мнению другого.

План заседания и повестка дня

Основной вопрос:

  • В чём смысл жизни и счастье для Божьего человека под солнцем?

Подтемы:

  • Может быть, смысл жизни заключается в усердном труде? Может быть счастливы те, кто успели сколотить состояние?
  • Какой резон быть мудрым?
  • Можно ли ощущать радость в жизни, испытывая при этом несправедливость и угнетения?
  • Справедлива ли смерть, уравнивающая богатых и бедных, праведников и нечестивцев, глупцов и мудрых? Будет ли суд?

Итоги размышления:

  • Так в чём же смысл жизни и счастье для Божьего человека под солнцем?

Цитаты для учителя и участников можно скачать в архивной файле.

Памятка учителю.

Урок проходит в форме заседания,

  • Все "философы"-участники должны уважать мнение друг друга. Оговорите условия перехода хода.
  • Задайте поочерёдно вопросы №1-4. В конце подведите итоги.
  • Право первого ответа на каждый из вопросов принадлежит человеку, у которого собраны цитаты Соломона. Далее с помощью перехода хода слово должны получить все участники.
  • В конце урока ответьте на вопрос, в чём же заключается смысл жизни и счастье Божьего человека под солнцем?

Да благословит вас Господь в проведении этого урока субботней школы!