II Конгресс учителей субботней школы Московского объединения.
Несколько впечатлений.

Конгресс проходил 2-4 ноября 2008 в Подмосковье под девизом "Время благовествовать!".

"Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2-е Коринфянам 6:2).

На конгрессе присутствовало полторы сотни учителей Московской области: как взрослой субботней школы, так и детсткой и подростковой. Вообще, подобного рода встречи планируется проводить каждые 4 года. Занятия велись вместе и параллельно. В этом году была первая попытка соединить учителей двух возрастных групп субботней школы. На мой взгляд, удачная.

Много молитв было вознесено Богу о месте, где должна была проходить встреча. Много было сопротивления сил зла. Но молитвы детей Божьих превозмогли. И пир духа состоялся!

Теория, практика и богословские аспекты

В программе конгресса было много семинаров.

  • Семинар "Урок субботней школы: концепция и планирование", Гунько Л.П.
  • Мастер-класс "Урок СШ для взрослых", Гунько Л.П.
  • Семинар "Праведность по вере, весть 1888 года", Зайцев Е.В.
  • Семинар "Божественность Христа", Зайцев Е.В.
  • Семинар "Личностный статус и божественность Святого Духа", Зайцев Е.В.
  • Семинар "Христианское лидерство", Мурга В.В.
  • Семинар "Субботняя школа в современных условиях", Музычко С.М.

Больше всего времени на Конгрессе было отведено богословским вопросам. Это семинары Евгения Владимировича Зайцева о вести 1888 года, о Божественности Христа и Святого Духа. Теоретический курс конгресса составили семинары Василия Викторовича Мурги и Святослава Михайловича Музычко. Леонтий Прокофьевич Гунько прочитал теоретический курс о составлении плана урока СШ и провел мастер-класс в небольшой группе на сцене.

Каждый день были богослужения. С проповедью выступали Столяр В.Д., Жуков А.В., Мурга В.В., Загладкина И. Ведущим Конгресса был Музычко С.М..

На мой взгляд, очень много драгоценного времени было посвящено вопросам, вяло касающимся субботней школы и методики проведения уроков. Львиная доля семинаров была отдана богословским темам. Их провел Зайцев Е.В.. Мне было не ясно, почему Московское объединение приняло решение "подковать" учителей СШ именно в таком ключе. На перерыве я поинтересовалась об этом у коллег-учитетелей. Есть 2 интервью.

- <>

- <>

Оказывается, в некоторых московских общинах АСД эти вопросы особенно актуальны. От 12 до 15% членов церкви вовлечены в неформальные группы, исповедующие "новый взгляд". Как, например, "Комитет вести 1888 года".

Я впервые услышала об этой проблеме от учителей субботней школы на конгрессе. С этой т.з. можно оправдать решение Московского объединения отдать богословким темам такое преимущество. Но с другой стороны, учителя субботней школы - это несколько иная аудитория. У которой свои запросы - о методике преподавания, в частности.

Семинары "Христианское лидерство" и "Субботняя школа в современных условиях" содержали советы учителям и духовные наставления. Здесь хотелось бы попросить "еще раз и по-русски". Хотя в программке эти мероприятия и назывались семинарами, ничто (кроме презентации) не отличало их от лекции. Вот если бы этот же материал подать в другой форме! Эффект от такого семинара был бы больше. Я попросила авторов скопировать файлы презентаций.

-лидерство ч.1 ч.2

-Сш в условиях

Правду говоря, информации было с избытком, часть слайдов данные ведущие пропускали из-за недостатка времени. Поэтому, друзья-коллеги, если вы решитесь провести эти семинары по готовым презентациям у себя в общине, ваши слушатели получат даже больше информации, чем мы - участники конгресса. Темы действительно, объемные. Материал интересный. Вам будет о чем порассуждать с колективом учителей СШ.

Что есть методически правильно?

У каждого ведущего семинаров на конгрессе был свой подход к изложению темы. Я коснусь лишь того, что мне самой очень понравилось.

Наиболее методически правильно излагал материал Евгений Владимрович Зайцев. Во-первых, каждую важную мысль он повторял дважды, он ее перефразировал. Я быть может не обратила бы на это столько внимания, если бы не конспектировала на ноутбуке. Благодаря тому, что он, перефразируя, повторял важные мысли несколько раз, я успевала их записывать. Я сама стараюсь как можно чаще использовать этот прием на уроке. Вообще, он классно работает!

А во-вторых, мне понравилась логическая структура его семинара. Она была прозрачной, понятной слушателям. Перед тем, как перейти к очередному блоку семинара, Евгений Владимирович объявлял его название - подтему - затем излагал, а после суммировал выводы по этой подтеме. По крайней мере было видно, где оканчивалась одна структурная единица и начиналась другая. (Кстати! В тот день у него был день рождения).

На моем диктофоне есть удобная функция: по ходу записи или воспроизведения можно делать метки, к которым потом есть возможность быстрого перехода. Что-то похожее и здесь: когда тема семинара имеет деление на блоки (и они явны для слушателей, а не только для ведущего), то это - как метка в непрерывном потоке информации. К ней проще возвращаться - мысленно.

Я не сомневаюсь, что у других ведущих семинары также имели четкую структуру, но ее логические часли были не настолько явны нам, слушателям.

Надо отдать должное и тому, что семинары о вести 1888 года, о Божественности Христа и Святого Духа излагались доступно и были расчитаны именно на эту аудиторию - то есть предначначены для простых учителей субботней школы. Плюс присущая Евгению Владимировичу неторопливость - и вся информация методично осела если не в умах слушателей, то уж точно - в их конспектах.

Как выяснилось, большинство участников конгресса были настрое на репродуктивный труд. Учителя приехали на встречу чтобы обстоятельно записать все полезное. И передать у себя в общинах. В частности, сестры, с которыми я жила в комнате, заполняя анкету, семинар "Христианское лидерство" оценили неудовлетворительно - вовсе не за то, что он был хуже остальных, а потому, что за ведущим невозможно было успеть законспектировать. Жаль, что анкетирование не предусматривало ответ на вопрос "Почему непонравилось?". Ответы на него стали бы для организаторов сюрпризом.

Концепция и планирование

Несколько слов хочется сказать о семинаре "Урок субботней школы: концепция и планирование" Гунько Леонтия Прокофьевича. (В программке он называется "Проведение урока субботней школы"). Семинар был посвящен вопросам, как составить тему и рему урока, выявить субъект и предикаты, как составить тематическое предложение урока (т.е. центральную истину) и как перейти потом к тезисному плану. Для части учителей такой подход показался громоздким и сложным, но тем ни менее, людям семинар в общем понравился. (Кто-то сказал, что данный курс расчитан на изучение в течение полугода для студентов-богословов :) .

О семинаре и мастер-классе, которые проводил Леоний Прокофьевич есть 2 интервью.

- <>

- <>

Мастер-класс понравился очень многим. Его оценили высоко. Леонтий Прокофьевич собрал группу из слушателей на сцене и провел мини-урок субботней школы. Затем он сделал анализ, что получилось, что нет. Показал, какое захватывающее введение можно сделать в начале урока (эта часть хода урока у нас наз. Мотивацией). Вопросы классу были тоже достаточно интересными. Завязалась живая дискуссия.

В перерыве были высказывания о том, что метод мастер-классов можно пробовать проводить на учительских собраниях в качестве методического эксперимента.

Теоретическая часть этого семинара, на мой взгляд хромала на одну ногу.

Леонтий Прокофьевич перед мастер-классом сделал анализ предстоящего урока субботней школы (это 6-я тема "Символы искупления - 1"). Напрасно он сделал ставку на "урочник", совсем не взяв в расчет учительские комментарии. Сегодня субботняя школа постепенно отходит от урока "по дням недели", перед учителем ставятся новые задачи. К сожалению, данный семинар занизил планку. Ну, и маленькое пожелание от учителей, чтобы план урока был не только тезисным, ведь беседа субботней школы состоит из вопросов и ответов. Тезисный план "по умолчанию" так или иначе всегда можно найти в комментариях.

Не знаю почему, но 5 часов проведенне в обществе Леонтия Прокофьевича запомнились больше, чем все остальное время конгресса. Ему плюс. Ни один семинар не вызвал такого оживления среди учителей, как этот. Оно и понятно, это была единственная практическая тема на II Конгрессе учителей субботней школы.

Проповеди

Много зажигательных проповедей было произнесено. У меня остались записи, сделанные на диктофоне. Но наибольший отклик получила даже не проповедь, а выступление Ирины Загладкиной "Следуй за Библией".

Жена Сергея Викторовича рассказала о путешествии Библии, написанной на 66 языках мира. В течение года(?) эта книга совершит путешествие по планете. На русском языке в ней написана Книга пророка Иезекииля. Основная цель акции - возродить былое отношение к Священному Писанию. По статистике сегодня Адвентистская церковь уже не является "народом Книги", а занимает только 7-е место среди других конфессий по регулярному чтению Библии. На позор нам скажу, что только в половине адвентистских семей существует хоть какая-то форма домашнего богослужения. Хоть какя-то...

В перерыве кто-то поделился, что читает Библию тогда, когда ему надо готовиться "для других": когда надо урок субботней школы провести, или проповедь прочитать, или кого-то ободрить. А так чтобы для себя, для своего слабого духа - тут и проблема.

Эта тема действительно взяла многих за живое. Хочется, чтобы участники 2-го Конгресса учителей СШ сохранили огонь своих сердец и донесли это пламя ученикам своих классов. Очень хочется, чтобы произошло возрождение в нашей среде, а оно напрямую зависит от чтения Слова Божьего.

Участникам конгресса раздали план чтения Библии на год. Его можно СКАЧАТЬ>>.

Подробная информация об акции "Следуй за Библией" находитя по адресу www.followthebiblesda.com. И хотя она на английском языке, но там можно скачать ролик о путешествии Библии. Для проигрывателя Windows Media он будет весить 30Mb, а для Winamp (Mp4) - всего 20Mb. По ссылке "Quicktime (800k)" я переходить не советую. На самом деле файл весит аж 50Mb. Ролик, который вы скачаете, можно показать в общине. На его фоне будет гармонично выглядеть ваше выступление об акции "Следуй за Библией". Это нужно сделать, друзья. Нужно возродить прежнее отношение к Слову Божьему.

Интервью после проповеди мне дали 2 горячих сердца.

- <>

- <>

Разговоры в перерывах

О! Да, коллеги, нам было о чем поговорить! Разговоры в перывах и за обеденным столом напоминали продолжение семинаров. Учителя высказывали свои мнения, делились практическими советами. Я услышала много мнений о том, что было бы очень даже полезно создать интерактивную группу для обмена учительскими опытами. Также говорили о том, что семинары, к сожалению, проходят в форме лекций, о том, что была упущена возможность задействовать групповое общение.

Потом было анкетирование. Мызыкальному оформтению, питанию и проживанию я поставила наивысшие оценки. Но для меня это было не так важно. Я бы не стала возмущаться если бы питание было без ужина, ночлег спартанским, а музыкальное сопровождение осталось без хора "Кредо". Для меня одим из важных показателей эффективности конгресса был бы ответ участников на вопрос:

  • "Что из услышанного вы сможете применить у себя в классе, у себя в общине?"

Но его, увы, в анкете не было.

 

 

Автор & Администратор сайта www.holy-day.ru,
Хельга