Введение в тему I-го квартала 2011 года


Наступает I квартал 2011 года.  В течение ближайших 3-х месяцев мы будем исследовать в Библии новую тему
«Иисус прослезился. Чувства и эмоции в Библии и в жизни человека».

В этом квартальном пособии внимание руководителей всемирной Субботней школы было обращено  на внутренний мир человека, его чувства и эмоции в свете Библии. Это хорошая тема, и принесет она много пользы народу Божьему. Однако кое-что меня огорчает  в изложении материала.  Когда я прочитала название Пособия, то обрадовалась, но когда познакомилась с первыми  темами нового квартала, готова была прослезиться.


ЧУВСТВА: ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

Чувства – это удивительный Божий дар.

На определенном этапе своей жизни каждый из нас сталкивался с приятными и  неприятными чувствами.  Большинство из нас подсознательно думает, что любое приятное ощущение – благо, а неприятное – зло. Но чтобы позволить себе прожить все гамму эмоций нужно понять: чувства не бывают хорошими или плохими. Чувство – это просто-напросто отражение того, что происходит внутри тебя.

  • Чувство страха предупреждает нас об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты или поддержки.
  • Злость служит сигналом, что ваши или чьи-то права нарушены.
  • Чувство одиночества подсказывает: тебе не хватает человеческого общения, человеческой близости, значит нужно налаживать более тесные отношения с окружающим.
  • Боль позволяет осознать: что не так в организме, требуется лечение.
  • Чувство гордости говорит о том, что ты что-то делаешь хорошо. Оно помогает укрепить чувство собственного достоинства.

В Пособии  на этот квартал к чувствам и эмоциям применяются оценочные категории: «положительные чувства» и «отрицательные». Более того намекается на то, что у Иисуса Христа не было «отрицательных эмоций», но было искушение им поддаться.

Цитата:
«Какие из пережитых Христом эмоций испытываем мы? Какие мы можем испытывать отрицательные эмоции, которых не было у Христа? Было ли у Него искушение поддаться этим эмоциям? Почему?».

Такой подход ведет к отрицанию в себе какой-то части гаммы чувств. Надо понимать, что чувства  - это индикаторы внутреннего состояния личности. Их можно сравнить с пожарной сигнализацией. Нет смысла воевать с сиреной, надо тушить реальный пожар, а не обрывать сигнализацию.

Каждое испытываемо чувство, даже неприятное, - это кладезь важнейшей информации, которая необходима нам чтобы выжить, удовлетворить глубинные потребности личности и правильно выстроить отношения с Богом и людьми.

Цитата:
«Библейские герои также переживали эмоциональные подъемы и спады. Некоторым удалось взять свои эмоции под контроль, другие позволили отрицательным эмоциям и чувствам толкнуть их на неправильные действия».

Под контроль надо брать не чувства, а нечто другое. Если запретить себе   переживать какое-то чувство, проблема не решиться, она будет досаждать вам, действуя подпольно.

Читая темы Пособия, у меня сложилось впечатление, что в этом квартале нас призывают воевать с «отрицательными» эмоциями. С такими как страх, беспокойство, агрессия, вина, неполноценность, зависимость, ревность.

Никто не утверждает что это приятные эмоциональные переживания. Некоторые из них свидетельствуют об опасности, некоторые открыто предупреждают, что в сердце поселился грех. Наши чувства – это важнейший источник информации, который необходимо использовать для душевного исцеления.

Назад к оглавлению

ОСОЗНАНИЕ ЧУВСТВ

В нашем (постсоветском) обществе не принято уделять много внимания чувствам и эмоциям. По крайней мере, вы встретите удивление, предложив человеку поговорить о его глубоких переживаниях.
Большинство из нас не сумеют дать точные названия чувствам, которые испытывают. Многие наши эмоции не доходят до сознания и становятся причиной «защитного поведения», причем дети учатся этому еще в раннем возрасте. Мы притворяемся, будто закрыв глаза на проблему, уничтожаем ее на корню.

Знакомству с миром собственных чувств посвящен только один урок субботней школы – первый. Его, вероятнее всего, в разных общинах проведут общим классом из-за кафедры.
В течение квартала можно повысить культуру осознания эмоциональной сферы среди учеников субботней школы. Можно провести несколько творческих занятий на тему осознания своих чувств. Это поможет открыть в себе всю гамму человеческих переживаний и поможет прихожанам давать своим чувствам точные определения.

В книге христианского автора  Линды Сибли «Чувства разные нужны – чувства разные важны» есть перечень эмоциональных переживаний (слов, выражающих самовосприятие человека). Этот перечень на 3-х страницах также поможет вашим ученикам определиться с идентификацией чувств. (Эту и другие книги по теме квартала  можно скачать у нас на сайте).

Назад к оглавлению

РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Наши чувства, словно пар, поднимающийся над кипящей кастрюлей. Ее можно накрыть крышкой, теперь пара не видно, но его энергия способна найти себе щелочку в самый неожиданный момент. Если чувства долго игнорировать они могут проявить себя в самом разрушительном виде.

  • В болезни, развившейся на нервной почве (язва желудка, мигрень),
  • В нервозности и беспричинной раздражительности, грубости по отношению к людям.
  • В неадекватной реакции на происходящее.
  • В депрессии, подавленности, в комплексах  вины и неполноценности.

Помимо этих проблем «неотреагированные» чувства могут стать причиной «маскирующего поведения». Многие из нас всю жизнь стараются скрывать от окружающих и себя наличие неприятных чувств, становясь при этом искусными притворщиками. Люди используют защитное поведение, когда

  • лицедействуют,
  • лгут,
  • винят других в своих ошибках,
  • молчат или замыкаются в себе,
  • живут мечтами,
  • без умолку болтают,
  • стараются угодить окружающим,
  • притворяются всезнайками,
  • проявляют агрессивность по отношению к окружающим.

Защитное поведение преследует определенную цель. Эта защитная маска может иметь нездоровый характер, с ее помощью человек воздвигает барьеры, чтобы

  • не пустить в свою жизнь боль,
  • закрыть глаза на реальные трудности, которые на деле необходимо преодолеть,
  • отгородиться от людей,  которые могли бы помочь в решении проблем.

Этого можно избежать, если найти конструктивные способы «выпустить пар».

Назад к оглавлению

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ

Выразить чувства можно несколькими способами.

  • Поплакать. После слез приходит облегчение, это катарсис.
  • Заняться бегом, спортом. Физическая нагрузка способствует выделению гормонов эндорфинов, что улучшает настроение.
  • Позвонить другу. Высказаться, облегчить груз.
  • Вести дневник, в котором изливать все свои переживания.
  • Рисовать.

Все эти способы в сочетании с горячей искренней молитвой Богу дадут хороший результат.

В некоторых случаях   эмоциональные проблемы могут быть обусловлены генетической предрасположенностью или химическим дисбалансом в организме. Такие люди нуждаются в помощи профессионалов, но в любом случае мы должны помнить: Бог способен исцелить всякого человека.

В качестве мер улучшения эмоционально-чувственной сферы автор Пособия предлагает следующие:

  • Обетования, записанные на страницах Библии.
  • Помощь Иисуса, как Первосвященника, перенесшего все подобные тяготы. (К Евреям 4:15)
  • Улучшение взаимоотношений с ближними.
  • Избавление от чувства вины, уповая на заслуги распятого и воскресшего Спасителя.
  • Когнитивный подход в решении эмоциональных проблем (когнитивный – от «осознание», «умственная переработка»).
  • Высокая оценка нас Богом противостоит заниженной самооценке человека.
  • Природа как источник психического и физического здоровья.

Искренняя вера – залог душевного здоровья.

Назад к оглавлению

СВИДЕТЕЛЬСТВО АВТОРА

Однажды в молитве я попросила Бога открыть мне глаза на мои чувства. Он сделал это, и тогда в моей жизни стали происходить удивительные изменения.
Дело в том, что с эмоционально-чувственной сферой очень близко находится сфера мотивации. Чувства помогают нам определить наши истинные мотивы. Вероятно, Адам, Иов, Авраам еще понимали истинные причины своих поступков, но чем дальше человечество погружалось в грех, тем большее оно деградировало.  И сегодня мы, психологи,  с сожалением констатируем, что мотивы поступков могут быть осознаны человеком, но не всегда осознаются. Иногда это происходит болезненно.

Попросив у Бога осознания, я обрела восприимчивость к своим чувствам и предпосылкам поступков. Это было открытием. Например, попросив чего-то в молитве, я начинала понимать, что хочу совсем не этого. А занимаясь своими хобби (рукоделием), ощутила, что мне чуждо это занятие, это была мечта скорее моей матери, а не меня.

Я благодарна Богу, что Он дал мне осознание себя и своих истинных побуждения. Это пришло через понимание эмоций и чувств. Я думаю, что на уроке субботней школы вы как учитель сможете создать доверительную атмосферу, побуждающую к самораскрытию и идентификации чувств.

Назад к оглавлению

ВОПРОСЫ ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ,  РАССМАТРИВАЕМЫЕ В КВАРТАЛЬНОМ ПОСОБИИ

Урок 1. Обзорные сведения об эмоциональной сфере. Примеры эмоционально-чувственных проявлений Иисуса Христа и др. героев Библии. 
Урок 2. Беспокойство и страх о том, что может случиться. Обетования беспокоящимся.
Урок 3. Общие понятия о стрессе. Переживания, приводящие к стрессу. Комплекс мер противодействия стрессу.
Урок 4. Анализ чувств, возникающих во взаимоотношениях. Библейские принципы улучшения взаимоотношений.
Урок 5. Комплекс вины – как инструмент Бога и средство самобичевания.
Урок 6. Когнитивный подход в решении эмоциональных проблем. Помощь Иисуса в осознании автоматических мыслей и когнитивных ошибок. (Когнитивный – от «осознание», «умственная переработка»).
Урок 7. Божья помощь страдающим от депрессии.
Урок 8. Устойчивость — как  способность избегать сильного эмоционального потрясения. Биографии эмоционально устойчивых библейских персонажей.
Урок 9. Комплекс неполноценности. Оценка нас Богом против нашей искривленной самооценки.
Урок 10. Ревность и зависть – как результат попытки устранить предполагаемую угрозу.
Урок 11. Зависимости и привыкание. Исцеление, которое предлагает Иисус от алкоголизма и разных нехимических зависимостей.
Урок 12. Природа как источник психического и физического здоровья. Природа – средство познания Творца.
Урок 13. Искренняя вера  может стать залогом и хорошего психического и эмоционального самочувствия, а формальная -  источником чувства вины и различных нарушений.

 

Литература по теме квартала

Открылась новая страница на сайте Дидактики
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ КВАРТАЛА

Друзья!

Теперь на сайте "Дидактика субботней школы. Практикум" есть страничка ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ КВАРТАЛА. Мы планируем наполнить ее книгами и статьями, которые помогут вам хорошо подготовиться к теме урока.

Почему мы это сделали?

  • Готовясь к уроку учитель нередко испытывает нехватку информации в той области, которая не является сферой его интересов (профессинальных или любительских).
  • Справочная литература, которая может пригодится к уроку, не всегда находится в домашней библиотечке. Это библейские комментарии, справочники, толковые словари и прочее.
  • Иногда полезно зачитать на уроке цитаты из известных адвентистских изданий, но не хочется ради этого носить с собой тяжелые книги. На сайте вы можете скачать файлы с этоми подборками.
  • В конце концов, у занятого учителю мало времени рыться в интернете в поисках дополнительной информации.

Мы планируем выкладывать там:

  • Пособия субботней школы с учительскими коммкентариями.
  • Книги и статьи по изучаемой теме.
  • Библейские комментарии.
  • Цитатники из адвентистских изданий по теме квартала или урока.

На странице материалов к I-му кварталу 2011 году уже есть такие файлы:

  1. Иисус прослезился. Чувства и эмоции в Библиии и в жизни человека"
    Пособие по изучению Библии с комментариями для учителей.
  2. Линда Сибли "Чувства разные нужны - чувства разные важны"
    Книгахристианского автора для детей и их родителей о культуре чувств. Лично я советую прочитать и взрослым.
    Для учителей субботней школы будет полезна тем, что содержит массу творческих заданий (фишек) которые можно использовать и на уроке суббоней школы в классе. Очень рекомендую.
  3. Эндрю Уоммак "Обуздание эмоций"
    Статья о том, как разумно поступить с эмоциями.
  4. Эндрю Уоммак " Как справиться с гневом"
    Маленькая книга о библейских способах справиться с гневом.
  5. Эндрю Уоммак "Как быть счастливым даже если в особенности если вы христианин"
    Размышления о чувстве радости и удовлетворения в жизни Иисуса Христа и христиан.
  6. Тест на определение уровня эмпатии личности.

Надеемся, что наше новшество поможет вам в подготовке благословенных уроков субботней школы.

Будем рады, если вы также порекоммендуете нам книгу или статью по теме квартала.

Назад к оглавлению

Коллекция Fish'ек на сайте Дидактики

Открылась новая страница на сайте Дидактики
FISH'КИ

Фишки - это творческие задания, которые можно провести в классе субботней школы.

На сайте субботней школы мы публикуем коллекцию интересных заданий, которые были предложены нашим читателям на протяжении почти 5-и лет работы рассылки и сайта.

  • Творческие упражнения помогают запомнить библейские истины,
  • Вовлекают весь класс субботней школы в работу, не оставляя аутсайдеров.
  • Создают атмосферу расслабленного внимания в группе.
  • Являются ПРАКТИКОЙ, а не ТЕОРИЕЙ.

Инструкция пользователя

  • Коллекция творческих заданий, которую мы для вас подготовили, была опубликована в нашей рассылке. Она взята из разных номеров еженедельника "Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах".
  • Большинство ссылок на творческие задания ведут к конкретным абзацам выпусков. Это избавит вас от мучительных поисков фишек в тексте.
  • Творческие задания, которые мы хотим вам показать были написаны для конкретных уроков субботней школы. Чтобы их понять надо немного ознакомиться с контекстом. Не ленитесь, почитейте.
  • В выпусках есть ссылки на файлы, которые за сроком давности были перемещены. Пусть это вас не удручает. Это макеты для печати. Вся содержащаяся в них информация все равно есть в тексте. Если возникнут вопросы, пишите нам на korespondo@holy-day.ru.
  • Страница Коллекции Fish'ек (почти) не обновляется. Это значит, что творческие задания свежих уроков субботней школы появятся тут лишь несколько кварталов спустя.

Будет рады вашим отзывам и предложениям на korespondo@holy-day.ru.

Назад к оглавлению

Успешных вам уроков субботней школы!
Хельга Боброва
Администратор сайта «Дидактика субботней школы. Практикум» www.holy-day.ru