Урок 7. Служение пророков

Сегодня вышему вниманию методические рекомендации к 7-му уроку СШ. Да благословит вас Господь.

Урок этой недели справедливо можно было бы назвать «Должностные обязанности пророка Божьего». В беседе СШ упоминаются их три. Собственно говоря, на этих 3-х китах и «вертится» весь урок. Это...

  • это проповедь Евангелия,
  • предсказание будущего,
  • обличения народу Божьему,
  • и советы по руководству церковью.

Мотивация

В начале урока мы, как обычно, мотивируем (заинтересовываем) учеников СШ на дальнейшее размышление. Автор пособия по изучению Библии этого квартала предлагает нам начать урок с определения, кто такой пророк (см. Шаг 1).

Если бы вас попросили дать определение пророку, что бы вы ответили? Пророк - это...
1. Человек, избранный церковью?
2. Человек, который решил зарабатывать на жизнь предсказаниями?
3. Человек, призванный Богом?

На мой взгляд, нелепо давать такое простое задание ученикам СШ. Это не побудит интерес, а скорее всего его угасит. Пусть лучше ваши ученики СШ сами дадут это определение.

Предложите в своем классе закончить предложение: «Пророк - это…» или «Пророк - это человек, который…». Выполняя ваше задание, члены класса СШ так или иначе назовут вам эти самые «должностные инструкции» пророка: пророк - это человек, который предсказывает будущее, проповедует Евангелие (даже в ВЗ), имеет особую весть от Бога ( в т.ч. - советы для церковной организации). И хотя на этом пророческие функции не ограничиваются, в данном изложении темы другие аспекты пророческого служения не рассматриваются. Остальная часть урока субботней школы как раз и будет посвящена подробному анализу всего, только что перечисленного.

1. Пророк - предсказатель будущего.

Я думаю, что функцию пророка предсказывать будущее ваши ученики СШ назовут без вашей подсказки. Труднее будет с остальными определениями.
Тем ни менее, следует обратить внимание на пророческое служение сестры Уайт. Чтобы подготовиться по этому вопросу рекомендую внимательно прочитать главу 25 "Незыблемость закона Божьего" из книги "Великая борьба". Там мы встречаем предсказания, частично уже сбывшиеся в современном обществе. Речь идет об экуменичесом движении, объединении пропестантских церквей с Римом и о скором принятии декрета о воскресном дне.

"Церковные служители "евангельско-протестантских вероисповеданий не только делают все под невероятным давлением простого человеческого страха, но они живут и двигаются и дышат в самой развращенной атмосфере и, уступая низким наклонностям своей натуры, замалчивают истину и преклоняются перед отступнической властью. Разве не так дело обстояло и с Римом? Не переживаем ли мы вновь его историю? Что еще нам предстоит увидеть в будущем? Другой вселенский собор! Всемирное соглашение! Христианский союз и единая всеобщая доктрина!" Когда это будет сделано, тогда останется лишь один шаг до принуждения силой, поскольку этого будет требовать сохранение полного единства.
Когда ведущие церкви Соединенных Штатов, объединенные вокруг тех доктрин, которые все они разделяют, начнут оказывать влияние на государство с целью внедрения своих установлении и поддержки своих организаций, тогда можно будет сказать, что в протестантской Америке сформировался образ (подобие) римской иерархии, неизбежным следствием чего станет применение гражданских мер наказания к инакомыслящим.
Зверь с двумя рогами принуждает всех - малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов - принять начертание зверя "на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13:16-17). Предостережение третьего ангела гласит: "Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией". "Зверь", упоминающийся в этой вести, к поклонению которому понуждает зверь с двумя рогами, - это первый, или подобный барсу зверь (Откр. 13 гл.) - папство. "Образ зверя" представляет собой форму отступничества протестантизма, которая появится, когда протестантские церкви обратятся за помощью к гражданской власти для принудительного распространения своих доктрин. Остается еще выяснить вопрос относительно "начертания зверя".
(Елена Уайт / ВБ25:29-32).

2. Пророк & евангелист

Одна из целей этого урока СШ - донести до учеников мысль: Христос всегда был центром пророческой проповеди и служения. Т.е. даже пророки Ветхого Завета возвещали людям Евангелие в той или иной форме.
Чтобы убедить у этом учеников СШ в Пособии предлагается сравнить служение пророка Исаии и Иоанна Крестителя. Сравниваются тексты Ис.53:1-5 с Ин.1:29.

Далее, - наверное, для того, чтобы тема о Евангелии была закончена, - автор предлагает практические (?П)вопросы об этом.

"Сколько времени вы проводите в размышлениях об Иисусе Христе, Его жизни и Его делах? Насколько была бы сильнее ваша вера, если бы вы чаще думали о Христе и Его жертве ради вас?" (Пророческий дар в Священном Писании и истории Церкви АСД).

3. Весть пророка к народу Божьему

В уроке СШ предлагается остановиться на наиболее известных вестях Библии. Это тексты, предложенные нам в комментариях.

"И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова" (RST 3Цар.18:21).
"Не судите, да не судимы будете" (RST Матф.7:1).
"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (RST Матф.6:24).
"Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?" (RST Иер.23:25,26).
"Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" (RST Мал.3:8-10).

Во 2-м Шаге хода урока автор предлагает организовать эту работу по группам.

Внимание, "фишка"!

"Разделите класс на группы из двух или трех человек. Раздайте тексы каждой группе. Попросите группы прочитать текст и сказать, какое отношение он имеет к современной жизни" (Пророческий дар в Священном Писании и истории Церкви АСД).

Это задание относится к группе Практических вопросов (?П). Так как он касается преобразования жизни учеников СШ и общества в целом. Если ответ на вопрос, какое отношение данный текст может иметь к современной жизни, покажется простым, сформулируйте задание иначе: какое проявление (несколько видов) имеет этот порок в современном мире. Например "служение двум господам" (мамоне - богатству) может проявляться не только в стяжательстве, но и в пристрастии к моде, просмотру телевизора и т.д..

В теме за вторник автор Пособия поднимает интересный вопрос - рефлексивный. "Если бы Господь дал пророку (Елене Уайт) весть для вас, как вы думаете, что было бы в этой вести и почему? И, самое важное, какие шаги вы предприняли бы после этого?". Кроме этого, рассматривается вопрос отношения к "свидетельствам" пророчицы: "Что произведения Елены Уайт значат для вас лично? Обсудите ваши ответы в классе".

Подобные этому вопросы (практические - касающиеся шагов веры и изменения жизни) есть и в других местах Пособия:

Как вы относитесь к тому, когда вас обличает:
А. человек, которого вы высоко цените и уважаете;
Б. местная община или вся Церковь?
Читая Священное Писание, вы когда-нибудь ощущали обли­чения? Как вы на них реагировали или реагируете?

4. Неопытная церковь

В уроке субботней школе за эту неделю особое внимание уделяется пророческим наставлениям для церкви.
В качестве примера рассматриваются тексты из Писания, где наставления касаются организационных вопросов, церковного членства, управления церковью и актов гражданского состояния.

"В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере" (RST Деян.6:1-7).
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (RST Тит.1:5).
"Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (RST 1Иоан.4:1-3).
"Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа" (RST 1Кор.5:1-5).
"А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?" (RST 1Кор.7:10-16).

5. Церковная организация адвентистов седьмого дня

Продолжая рассуждения о наставлениях для Церкви, на уроке субботней школы уместно вспомнить о помощи Едены Уайт на этапе становления Церкви Адвентистов седьмого дня.

"Когда Иисус вознесся на небеса, ранняя христианская Церковь только зарождалась. Ей нужны были особое руководство, ободрение и советы. Бог знал, что требовалось Его народу, и Он послал особых вестников со Своим Словом к неопытной Церкви" (Пророческий дар в Священном Писании и истории Церкви АСД).

Помощь сестры Уайт особенно была важна в вопросе официальной регистрации церковной организации АСД. Сейчас, как и тогда еще встречаются противники этого порядка. Существуют люди, не желающие называтьсяя официальной церковью. Выявить наклонность таких людей вам поможет небольшой тест, размешенный в 3-м Шаге хода урока.

Когда в Церкви возникает пробле7ма, как мы обычно реагиру­ем на нее? Обычно мы:
A. Сохраняем спокойствие;
Б. Оставляем Церковь и организовываем собственную об­щину;
B. Обсуждаем проблему с руководителями, молимся об этом и доверяем Богу руководить нами в сложившейся ситуации;
Г. Пишем, публикуем и распространяем свою точку зрения.
Вопрос "Какой способ наиболее приемлем для сохранения Божьего дела и почему?" поможет вам конструктивно взглянуть на "проблемы" в церкви и на "проблемных" людей в целом.


В классе субботней школы можно рассмотреть преимущества и недостатки церковной организации. Составьте в классе табличку, где будут они рассмотрены.

Преимущества того, что церковь имеет организацию

Недостатки того, что церковь имеет организацию

1.
2.
...

Не концентрируйтесь только на достоинствах. Недостатки также должны быть рассмотрены. И если вы не рассмотрите их здесь, в классе субботней школы, это может быть обсуждаемо в узком кругу - там, где вас не будет. Поэтому добросовестно перечислите и преимущества и недостатки того, что церковь имеет четкую организацию. А третьим этапом этого творческого задания обсудите, как эти недостатки можно превратить в достоинства.

6. Проблемная (дискутирующая) церковь

Во второй половине хода урока (Шаги 3 и 4 "Свяжите с жизнью" и "Примените на практике") автор Пособия поднимает довольно щекотливые вопросы, учитывая то, что в течение недели ученики не имели возможности над ними подумат. Они обсуждаются только в комментариях для учителей.

Можно ли дискутировать, открыта ли церковь для дискуссий? Все ли вопросы можно обсуждать, или что-то нельзя?
Кто ответственен за единство церкви - отдельные люди и руководство?
Если мы не согласны с некоторыми решениями Церкви, как, по вашему мнению, нам стоит поступать?
Как отличить библейскую истину от обычаев и традиций?

Вот что мы читаем у автора:

"Настало время измениться. Люди различных культур и возрас­тов смотрят на одно и то же по-разному. Когда мы узнаем новые и лучшие способы, наши методы обучения и проповедования изменятся. Старая поговорка «что хорошо мне, так же хорошо и моим детям» не просто неправильна, но может и таить в себе опасность для духовного и физического состояния. Одно лишь неизменно — Слово Божье. Самое главное для нас — не путать то, что может из­меняться, с тем, что не может. Обязательное условие для этого — правильно понимать принципы.
Как вы относитесь или должны отнестись к изменениям в Церкви в целом или в вашей местной общине, касающимся порядка богослужения? Методов благовестия? Музыки? Методов обучения?" (Пророческий дар в Священном Писании и истории Церкви АСД).

Само по себе отделение библейской истины от традиций и обычаев - весьма благородное дело. Но на мой взгляд, те, кто это практикуют, не знают, чем оно может закончится. Давайте пофантазируем… Когда мы говорим, что в изменении нуждаются методы благовестия или методы обучения в субботней школе, мы, соглашаясь, киваем головой, а когда речь идет о музыке или порядке богослужения, или об одежде, - это вызывает в нас бурю негодования. Так что вопросы действительно дискуссионные.

Заключение

Подведем итоги. Итак мы перечислили и подробно разобрали "должностные обязанности" пророка. Это предсказание будущего, проповедь Евангелия, вести для настоящего времени народу Божьему, особые наставления и предостережения конкретным людям, а также советы, предназначенные церковной организации. Из урока ясно, что все пророческие функции исполнились в жизни и служении сестры Уайт.
Кроме этого мы обозначили дискуссионные вопросы по поводу дара пророчества, которые вызывают разногласия в адвентистской среде. Нашли конструктивные методы их решения.

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга