{reg2.string}
 

Несколько слов о квартальном пособии по изучению Библии с комментариями для учителей
"Феномен Иисуса" 2'2008, (изд-во "Источник жизни").

Так уж повелось, что русскоязычная аудитория не имеет единого пособия по изучению Библии, как с комментариями, так и без. По-видимому, русскоговорящие страны переводят "урочник" отдельно друг от друга . Как результат - терминологические различия в методике преподавания и невозможность ссылаться на источник, указывая страницы. Факт довольно неприятный , особенно если учесть то, что аудитория, общающаяся в Интернете по-русски, обсуждает идеи преподавания в субботней школе на "незнакомом языке".

Помимо всего, есть и некоторые преимущества в том, что одна и та же "методичка" переводится на русский язык разными странами. Можно почерпнуть всё самое лучшее от каждой унионной конференции.

Я задалась целью проанализировать пособие "Феномен Иисуса" 2'2008 от издательства "Источник жизни".

В целом мне понравилось. Читается легко, интересно. Достаточно практично, хорошо построены параллели к современной жизни. Тем ни менее, минус издательству, в книге есть опечатки. Опечатки логические: в ряде случаев вместо слов "Только для учителей" следует читать "Обсудите следующее". И стилистические: шрифт, размер.

Одно из мест показалось мне достаточно странным. Смотрите чтение за 5 апреля, последний абзац, 1-е предложение и далее. Одно из двух: либо это мелкая, но достаточно грубая опечатка, либо этот абзац следовало перевести совсем иначе. Так чтобы мысли автора были более понятны читателю, и не походили на ошибки.

Что касается проекта "Дидактика субботней школы. Практикум" :) , то могу заметить, мы допускаем гораздо больше опечаток, чаще всего механических (пальцем не на ту клавишу). Надеюсь, наши читатели так же прощают нам ошибки.

Построение учительских комментариев осталось прежним. Ход урока, который ошибочно называют циклом, делится на 4 части.
1. Мотивация (Побуждайте!).
2. Исследование (Исследуйте!).
3. Практика (Исполняйте!)
4. Применение (Применяйте!)

Теперь подробнее.

Мотивация (Побуждайте!)

Играет роль "ледокола" и служит для того, чтобы собрать рассеянное внимание учеников в начале беседы. В этом разделе, могут быть опубликованы короткие аллегории, сравнения, истории, которые помогут учителю перейти к основной теме урока. Замотивировать группу можно и необычным вопросом, цитатой или спорным утверждением. Раздел "Мотивация" ("Побуждайте!") в пособии "Феномен Иисуса" 2'2008 содержит вопросы, проблемные ситуации и заготовки для обсуждения. Встречается и "наглядное слово" - словесные иллюстрации и короткие истории. Читайте раздел "Мотивация", чтобы знать с чего вы можете начать урок СШ.

Примеры мотивирования из книги "Феномен Иисуса" 2'2008

Мотивация с помощью интересного вопроса.
Урок №5. "Удивительные Его дела"
Какое из чудес, совершённых Христом, было самым замечательным и почему?
Почему в перечне чудес Иисус упоминает "благовестие" (Мф.11:4,5)? Не потому ли, что оно является большим из всех чудес?
Мотивация с помощью истории.
Урок №12. "Действенность Его священнического служения"
"Один проповедник, совершавший служение в Африке, заявил своим прихожанам, что может пойти по воде, как это делал Иисус, имея для этого достаточно веры. Чтобы доказать это он привёл всех к озеру. Отплыв на лодке от берега, он перешагнул через борт и... исчез под водой.
Какова разница между попыткой быть Богом и стремлением быть подобным Христу?"
Мотивация с помощью "абсурдного" вопроса.
Урок №10. "Значение Его смерти"
"Иисус умер на кресте, чтобы спасти нас. Как может умерший спасти кого-то?
Как вы объясните смерть Иисуса и её цель десятилетнему ребёнку? Как вы объясните это тому, кто никогда не слышал об Иисусе прежде?"
Обмен опытами, как мотивация.
Урок №9. "Нежность Его любви"
"Что поддерживает нас в переживаниях и трудностях?
Предложите каждому присутствующему поделиться воспоминанием о том, как кто-то в момент их нужды проявил о них заботу"

Исследование (Исследуйте!)

Это основная и наиболее продолжительная часть хода урока. Предназначена для углубления в Слово Божье. Раздел "Исследование" чаще всего содержит фактический материал - будущую основу для информационных и информационно-аналитических вопросов.

В пособии "Феномен Иисуса" 2'2008 раздел "Исследование" содержит основательные аргументы в пользу библейской точки зрения. Также вы найдете здесь исторические справки, абзацы "Обсудите следующее", "Сравните и сопоставьте" и визуализации.

Примеры визуализаций

Визуализация. Рисуем...
Урок №10. "Значение Его смерти"
Представьте себе, что вы умеете рисовать.
"Опишите картину, которую вы нарисовали бы к тексту Мф.27:45-46. Какие цвета вы использовали бы? Каким образом этот портрет мог бы помочь другим?"
Визуализация. Воображаем...
Урок №10. "Значение Его смерти"
"Вообразите себя участником произошедшего в Храме, описанного в Лк.2:25-32. Вам, возможно, захотелось бы подержать прекрасного Младенца, Которого крепко прижимала к себе Мария. Как слова Симеона повлияли бы на ваше отношение к этому Младенцу? Почему тёплые радостные мысли помрачнели бы после его слов: "Тебе самой оружие пройдёт душу" (ст.35)?..
Почему всё же мы рассматриваем слова Симеона как пророчество надежды?"
Визуализация. Воображаем...
Урок №11. "Сила Его воскресения"
"Вообразите себе дорогу в Эммаус. Два разочарованных ученика возвращаются домой из Иерусалима после того, как они видели распятие Иисуса..." и далее.

Практика (Исполняйте!)

Цель этого раздела в ходе урока - привить ученикам СШ новые установки, ценности, убеждения, "верования". Вопросы этого раздела помогают перейти от слов к делу и носят практический либо аналитическо-практический характер. Здесь встречаются "Вопросы для рассуждения", "Вопросы по теме" и "Свидетельства".

Раздел "Практика" является промежуточным между исследованием и воплощением в жизнь (применением), а в пособии "Феномен Иисуса" 2'2008 границы между частями хода урока стираются. Так, например, вопросы и задания, которые можно отнести к "Практике", находятся в "Исследовании", а те, которые следовало бы поместить в "Применение", - в "Практике".

Интересные примеры из раздела "Практика" ("Исполняйте"). "Феномен Иисуса" 2'2008

Формирует УБЕЖДЕНИЕ, что день НУЖНО начинать "у ног Иисуса", уделяя Богу время.
Урок №9. "Нежность Его любви"
"В нашей культуре с её технологическими достижениями и возможностями для развлечений мы редко уделяем время, чтобы последовать примеру Марии. В Лк.10:39 сказано, что она "села у ног Иисуса и слушала слово Его".
Как вы могли бы начиная с завтрашнего дня так спланировать время, чтобы, по крайней мере, 10 минут посвятить слушанию того, что Бог говорит вам о Своей любви посредством Его Слова?"
УБЕЖДАЕТ в необходимости взять свой крест и исполнять волю Бога.
Урок №6. "Его высказывания, бросающие вызов"
"Поразмышляйте о повелении Иисуса и о том, что мы должны взять крест свой и следовать за Ним (см. Мк.8:34), а так же над словами Павла о том, что мы должны ежедневно умирать (см. 1Кор.15:31).
Что мне следует сегодня делать, чтобы исполнить это требование ученичества? "
"ВЕРОВАНИЕ", что вы в каком-то смысле ДОЛЖНЫ своему другу (Рим.1:14). У вас есть ОБЯЗАННОСТЬ возвещать о Слове жизни.
Урок №8. "Глубина Его духовной жизни"
"Он [Иоанн] возвещает о том, что сам видел, слышал и осязал, о Слове жизни, чтобы другие могли радоваться вместе с ним, узнавая Христа" (Е.Уайт. Желание веков", с.142). Из того, что вы узнали об Иисусе и Его связи с Небесным Отцом, что должен знать ваш друг по работе, не являющийся христианином?
Проведите некоторое время в общении с ним. Попросите Бога приготовить путь для укрепления ваших взаимоотношений, чтобы через вас этот человек пришёл к Иисусу"

 

Раздел Применение (Применяйте)

Здесь вы найдете вопросы, задания и указания, которые помогут сформировать у учеников СШ привычки, навыки, автоматизмы, и приведут к конкретным действиям. БОльшая часть вопросов этого раздела - практические, за исключением вводных вопросов, которые автор добавляет с целью создать подходящий контекст для самого важного вопроса. (Такой контекст называют "фреймом", рамкой). "Применение" - это сборник домашних заданий. (Или вы думали, что в субботней школе не задают на дом :) ?). В пособии "Феномен Иисуса" 2'2008 вы найдёте следующие призывы к действиям.

Практические задание из раздела "Применение" (Применяйте")

Предложение ученикам сформировать ПРИВЫЧКУ сосредоточенного чтения и заучивания текстов Св.Писания.
Урок №11. "Сила Его воскресения"
"В те дни, когда книги нелегко было достать, а библиотек не было, чтение являлось серьёзным, нелёгким процессом. Читать означало запоминать каждое слово и усваивать материал прежде, чем книга передавалась в другие руки. Чтение сопровождалось не только механическим запоминанием, оно было сосредоточенным, эмоциональным делом, совершаемым наедине с целью досконально понять и материал и писателя и навсегда запечатлеть содержание книги в разуме и сердце.
Примите решение читать Библию каждый день, допуская, что "завтра" может не наступить.
Заучивайте по одному отрывку из Священного Писания каждую неделю"
Даётся УСТАНОВКА пожить одну неделю духовной жизнью Иисуса.
Урок №8. "Глубина Его духовной жизни"
(Немного перефразировав)
"Прежде чем делать инъекции больным, студенты тренируются на апельсинах. А как можно упражняться в подражании Христу?
Иисус проводил время с Отцом в молитве, уделял время обучению учеников и совершал служение исцеления людей. Во время урока в классе назовите хотя бы 2 способа подражания Христу в (1)молитве, (2)учительствовании, и (3) служении. Всем классом примите обязательство на следующей неделе следовать, по крайней мере, одному из предложенных способов в молитве, учительствовании и служении.
На следующем уроке обсудите, как вам удалось исполнить это обязательство, и как это повлияло на вашу жизнь и жизнь людей, которым вы служили?"
Возможно, такой вид служения войдёт в ПРИВЫЧКУ.
Урок №12. "Действенность Его священнического служения"
"Выпишите библейские стихи, говорящие о силе Иисуса как Спасителя и Священника. Дайте этот список соседу или другу, или раз в неделю посылайте его вашим друзьям по электронной почте"
(От Хельги: Наверное, читая это и некоторые другие практические упражнения из квартального пособия, вы думаете: "Ну и ну! Это никогда не сработает. И кто только пишет такие тупые задания!". А я вам отвечу, что знаю верующих людей, которые регулярно выписывают тексты из Библии, чтобы дарить соседям, сотрудникам или просто знакомым, и открытки подписывают. Читая эти "нелепые" задания из учительских комментариев, подумайте, как их можно адаптировать к условиям вашей общины или вашего уклада жизни. И тогда в пособии по изучению Библии вы будете замечать новые ВОЗМОЖНОСТИ, а не ПРЕПЯТСТВИЯ)

 

"Только для учителей"

Ход урока может содержать абзацы, предназначенные для ведущего: "Только для учителей". Здесь автор пособия ставит конкретные задачи: мотивационные, исследовательские или практические. Эти конкретные указания можно воспринимать как руководство к действию. Читая абзац "Только для учителей", обратите внимание на то, что именно вам следует сделать, чтобы замотивировать учеников субботней школы на дальнейшее обсуждение, ввести группу в исследование или применить практический приём.

Распределение нагрузки в течение квартала будет неравномерным

Первые несколько уроков насыщенны доктринально. Есть опасность утомить аудиторию избытком информации и монотонностью изложения. В первой половине квартала автор пособия намеренно включает в комментарии советы "Только для учителя" как правильно и эффективно провести мотивацию и исследование. К концу квартала необходимость в таких прямых указаниях исчезает. А вместо них чаще встречаются "Свидетельства", "Сравните и сопоставьте", "Обсудите следующее".
Первая половина уроков будет требовать от учителя более основательной подготовки, а вторая - более щедра на практические изменения, которые могут произойти в жизни учеников субботней школы.

Ход урока на практике

Среди учителей субботней школы до сих пор есть порочная практика проводить субботнюю беседу "по дням недели". Сама удивилась, когда узнала! А тем временем Рой Адамс и авторы других пособий с комментариями искренне надеются, что ваш урок субботней школы имеет следующую структуру:

1.Мотивация-> 2.Исследование-> 3.Практика-> 4.Применение.

Значение частей хода урока я подробно описала выше.

Пользоваться только "урочником" при подготовке, это значит оставаться на уровне ученика. А от нас, коллеги, требуется хотя бы(!) полупрофессиональная подготовка. Если вы ещё не почувствовали преимущества эффективного преподавания, решайтесь, применяйте, экспериментируйте. В конце концов, вы ничем не рискуете, разве что старыми убеждениями о том, что в субботу на уроке надо "пройтись по дням".

 

Вместе с вами пособие по изучению Библии читала
Хельга.

 

Моё личное свидетельство

Я (Хельга) использую 2 схемы хода урока в зависимости от ситуации. Первая - это та, о которой я писала выше. И вторая:

Захватывающее начало

1-й блок урока:
(?И+?А+?П) или
(?ПП+?А+?И)

2-й блок урока:
(?И+?А+?П) или
(?ПП+?А+?И)

Возможно, ещё один блок урока

Эффективный конец

Типы вопросов:

?И - информационный,

?А - аналитический,

?П - практический,

?ПП - практическо-психологический.

Подробнее об этом на сайте "Дидактики". Кликните ТУТ>>, ТУТ>> и ЗДЕСЬ>>