Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

@

Редакторское
слово

Несколько слов о том, как эффективнее провести этот урок.

Тема, предлагаемая для изучения на этой неделе, может быть полность основана на одном отрывке - Римлянам, 3:19-28. Урок можно построить на анализе этих текстов - стих за стихом. Алгоритм урока может быть следующий :


Сегодня в выпуске:


Урок 4. Оправданные верой

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта ЗДЕСЬ>>

1. Баланс между законом и оправданием

Урок "Оправданные верой" построен таким образом, что он возвышает благодать Божью и не умаляет Нравственный Закон. Вот вопросы, которые нтересно будет задать на уроке для восстановлеия этого баланса.


Аналитический вопрос

Зачем соблюдать закон, если он не спасает?
Можно ли соблюдать закон и не быть оправданным? Можно ли быть оправданным и не соблюдакть закон?


Практический вопрос

Вы когда нибудь пыталист дать разумное объянение своему греху, прикрываясь доктриной оправдания по вере?

Вот как пишет автор Пособия.

Цитата

Дела закона не могут искупить прошлых грехов. Оправдание нельзя заслужить. Его можно получить только через веру в искупительную жертву Христа. В этом смысле дела закона никак не связаны с оправданием. Быть оправданным не по делам — значит быть оправданным без какой-либо заслуги со своей стороны.
Однако многие христиане неверно понимают и используют этот текст. Они заявляют, что необходима только вера, принижая значение дел и послушания, в том числе исполнения нравственного закона. Такие люди неправильно понимают Павла. В Послании к Римлянам и в других своих Посланиях Павел придает большое значение соблюдению нравственного закона. Иисус также считал это важным, такого же мнения придерживались Иаков и Иоанн (см. Мф. 19:17; Рим. 2:13; Иак. 2:10, 11; Откр. 14:12). Павел имеет в виду следующее: хотя подчинение закону не дает оправдания, человек, оправданный верой, все равно подчиняется Закону Божьему и фактически только оправданный верой человек может соблюдать этот закон. Нераскаявшийся и неоправданный человек не может выполнить требований закона.

2. Отказ от попыток спастись путем соблюдения закона

Цитата

"Закон должен указывать нам на наши недостатки и вести нас к Христу. Закон не может спасти, подобно тому, как диагноз болезни не излечивает саму болезнь. Диагноз только свидетельствует о необходимости лечения".
Пособие, чтение за ВС.

Хорошо сказано!

Чтобы закреписть правильные размышления о законе я предлагаю особое творческое задание. "Законные" аналогии". Оно описано в разделе Фишки. Суть задания в том, чтобы найти (как из жизни, так и из Библии) как можно больше слов, характеризующих закон.

Например, "зеркало", "диагноз", "воспитатель" (детоводитель), "судебный иск" и прочие.

3. Почувствовать оправдание

Сделать так, чтобы члены класса субботней школы почувствовали оправдание - это не значит проинформировать их об оправдании, что зачастую мы склонны делать на наших уроках.

Цель дать почувствовать то или иное часто фигурирует в учительских комментариях. И хотя нет строгой технологии, как дать это человеку, общие рекомендации всеже имеются. Одним из способов реализовать такую цель является опыт, рассказанный вдохновенно. Истории (в отличие от нравоучений) очень помогают в таких случаях.

Вы можете воспользоваться историей, что описана в Комментариях в разделе "Шаг 1. Мотивация". А также еще одна хорошая история об оправдании есть ниже в выпуске, также в разделе Мотивация. На данном уроке субботней школы ваши ученики не только узнают о оправдании, но и переживут этот опыт лично.

4. Прикрыть грех или покрыть его?

В коммерческих для учителей мы читаем о 2-х способах, как можно поступить с грехом. Помимо того, что грех можно исповедать ("покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония", Дан.9:24), кое-кто пытается его благовидно скрыть. Как, например, Адам и Ева попытались прикрыть наготу листьями после того, как согрешили.

Что заставляет людей прикрывать свои пороки? Один из мотивов - это желание выглядеть хорошими перед другими. Этот и другие мотивы в человеке можно "вскрыть". В разделе Фишки я привожу алгоритм вопросов, которые можно задать для определения мотивов и самой проблемы.

Рекомендуемый диалог между вами, учителем, и "ассистентом" из класса можно смело назвать еще одним форматом проведения фрагмента урока субботней школы. Назовем его интервью.

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Для исследования отрывка Римлянам, 3:18-28 мы привлечем комментарий Баркли и Женевскую Библию.

1. ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ПРАВДЕ БОЖИЕЙ. Комментарий Баркли к Римлянам (Рим. 3,19-26)

Полный текст комментария опубликован ниже в разделе Публикации. Здесь я ограничусь только самыми интересными выводами.

Павел использует три метафоры:

1) Он использует метафору из судебной практики - оправдание. Эта метафора предполагает, что человек стоит перед судом Божьим. В греческом тексте для выражения понятия оправдать употреблено слово диакиоун. Все греческие глаголы, оканчивающиеся на оун, имеют значение не сделать кого-либо чем-то, а обходиться с кем-либо, считать кого-либо, рассматривать его как кого-то. Если перед судьёй предстаёт невинный человек, то рассматривать его как невинного - значит оправдать его. Но самый важный момент в отношениях человека с Богом заключается в том, что он виновен в высшей степени, и всё же Бог, обладая поразительным милосердием, рассматривает его, считает его и обращается с ним как с невинным. Вот что означает оправдание.

2) Павел употребляет метафору с жертвы. Он говорит об Иисусе, "Которого Бог предложил в жертву умилостивления... в прощении грехов"...

Павел употребляет здесь для описания Иисуса греческое слово гиластерион. Это слово, в свою очередь, происходит от греческого глагола, имеющего значение умилостивлять. Этот глагол имеет прямое отношение к жертве. По древнему обычаю человек, нарушивший закон, приносил Богу жертву. Цель этого жертвоприношения заключалась в том, чтобы эта жертва отвратила наказание, которое должно было быть наложено на него.

Другими словами - человек согрешил; грех немедленно ставил его в неправильные отношения с Богом; дабы восстановить эти правильные отношения, человек предлагал Богу свою жертву.
Но опыт показал, что жертва животного не достигала желаемой цели. "Ибо жертвы Ты не желаешь - я дал бы её; к всесожжению не благоволишь" (Пс. 50,18). Поэтому Павел говорит: "Иисус Христос, своей покорной жизнью и смертью ради любви принёс Богу ту жертву, которая действительно и истинно искупает грех". Он настаивает на том, что происшедшее на Кресте, вновь открывает путь к правильным отношениям с Богом; открывает дверь, которую бессильна была открыть любая другая жертва.

3) Павел употребляет метафору из системы рабства. Он говорит об искуплении во Христе Иисусе. Греческое слово аполутрозис означает искупление, избавление, освобождение. Это означает, что человек был во власти греха, и что единственно Иисус Христос мог освободить его от него.

Наконец, Павел говорит, что Бог делает это всё потому, что Он справедлив, и Он считает оправданным каждого, верующего в Иисуса Христа. Подумайте, что это значит. Это значит, что Бог справедлив и принимает грешника тоже как справедливого человека. Было бы естественно сказать: "Бог справедлив, и поэтому осуждает грешника как преступника". Но здесь мы видим величайший парадокс - Бог справедлив, и почему-то в своём совершенно удивительном милосердии, которое принёс людям Иисус, Он принимает грешника не как преступника, а как сына, которого Он всё ещё любит.

Итоги.

В чём же сущность всего этого? В чём различие между этим и старым провозглашённым законом? Основное различие состоит в следующем: сущность пути послушания закону состоит в том, что может человек сделать для себя; сущность пути милосердия заключается в том, что может Бог сделать и что Он сделал для человека. Павел утверждает, что ничто, что бы мы когда-либо ни сделали, не сможет заслужить нам прощения; лишь то, что Бог сделал для нас, может нам помочь добиться этого; поэтому путь к правильным отношениям с Богом лежит не через безумные, отчаянные, обречённые попытки добиться оправдания нашими делами; он лежит в покорном и полном раскаяния принятии любви благодати, которые Бог предложил нам в Иисусе Христе.

В иудаизме имелись направления, приверженцы которых вели своего рода расчётные книги с Богом, куда вносили свои заслуги и потери. Часто при этом человек приходил к заключению, что Бог в долгу пред ним. Павел же убеждён, что каждый человек - грешник и должник перед Богом и что никто не сможет вернуться деяниями своих рук на путь истинных отношений с Богом, и что больше не существует никаких поводов для самоудовлетворения и гордости своими свершениями.

2. Комментарий Женевской Библии к Римлянам, 3:19-28

Данный комментарий представляет собой детальный анализ библейского текста.

Ст. 19 "говорит". Указание на то, что Павел рассматривает Священное Писание как живой голос Божий.

"к состоящим под законом". Здесь это выражение означает тех, кому дан закон, т.е., в частности, иудеев. Ср. 2,12.

"заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен". Никто - будь то иудей или язычник - не имеет основания для оправдания: никто не может утверждать, что свободен от вины перед Богом. Все подлежат осуждению.

Ст. 20 "ибо законом познается грех". Иудей приводит в доказательство своего привилегированного положения перед лицом Божиим тот факт, что он обладает законом; Павел же доказал, что грех иудея становится очевидным и осуждается законом; закон не скрывает и не покрывает грех (см. 7,07-11). На последнем суде всякое препирательство с всеправедным и всеведущим Судьей будет тщетно.

Ст. 21-31. Показав, что и иудеи, и язычники нуждаются в правде Божией, открытой Евангелием (1,16), Павел далее поясняет, каким образом она подается через Христа (3,21-26).

Ст. 21 "Но ныне". Закон Моисея, рассматриваемый как требование, не может дать спасение. Тем не менее, Евангелие не противопоставляется закону Моисея (1,02). Оно уже было провозглашено "законом и пророками". Но "ныне" (в настоящее время, получившее искупительное значение благодаря пришествию Христа, ст. 26) правда Божия осуществляется в истории через Христа и совершенное Им дело.

"независимо от закона". Хотя оправдания перед Богом невозможно достичь покорностью закону, Павел утверждает, что Евангелие не является отрицанием закона (ст. 31; 6,15; 8,03.4; 13,08.10).

Ст. 22 "через веру во Иисуса Христа... на всех верующих". Праведность может быть получена теми, кто верует в Иисуса Христа.

Ст. 24 "получая оправдание". В Писании оправдание противопоставляется осуждению (Пр 17:15). Уверовавшие грешники объявляются оправданными посредством вмененной им праведности Христа - "жертвы умилостивления" (5,17). Праведность Христа стала достоянием грешников. Оправдание явилось окончательным и необратимым (8,01.33.34). Оно основывается на беспредельном послушании Христа, благодаря которому заповеди, предписанные нам законом Божиим, были Им выполнены, и на Его крестной смерти, которая являлась Божиим приговором нам. Поэтому верующие разделяют праведность воскресшего Христа, с Которым они объединены навеки (2Koр 5:21).

"даром, по благодати Его". Павел в иных словах повторяет мысль, что спасение даровано нам исключительно по Божественной милости.

"искуплением". Свобода куплена, за нее уплачена определенная цена. Ценой нашего спасения явилась смерть Христа (Мар 10:45; 1Тим 2:6; Евр 9:15).

Ст. 25 "Бог предложил". Павел указывает, что смерть Христа утоляет Божий гнев, удовлетворяя Его справедливость; она не порождает любовь Божию, а, скорее, сама является плодом любви. Поскольку грех вызывает гнев Божий (1,18.32), новое состояние оправданности может быть даровано, лишь когда гнев иссякнет, будучи излит сполна.

"через веру". Ср. ст. 22. Оправдание осуществляется через веру.

"к показанию правды Его". Правда Божия. Точнее: "праведность Божия". Это выражение - ключ ко всему посланию (3,21; 5,19; 10,03), его смысл поясняется как "праведность через веру" (3,22), "праведность от веры" (9,30; 10,06). Это - праведность Христа, вменяемая (приписываемая Богом, как бы принадлежащая) тому, кто верует в Него. Эта вмененная праведность проистекает из личной праведности Бога и является ее выражением. В качестве справедливого и праведного Судии (2,05-16) Бог оправдывает (объявляет праведными) тех грешников, которые приходят к истинной вере во Христа (3,21-26; 5,10).

Ст. 27 "Где же то, чем бы хвалиться?". См. 2,17.23. Поскольку иудеи и язычники равно находятся под гневом за свои грехи, поскольку закон не ограждает иудея, а, скорее, наоборот - являет его осуждение, и поскольку Евангелие обнажает неправедность человека, являя праведность Бога, никто, даже иудей, не имеет чем хвалиться (4,02.3). Похвала "уничтожена", поскольку только вера (ст. 27,28, 30), а не человеческие подвиги даруют спасение.

Назад к оглавлению

МОТИВАЦИЯ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

В этом разделе вы узнаете, с чего лучше начать беседу субботней школы. Побробнее о "ледоколах" ЗДЕСЬ>>

Помимо истории, которая описана в Комментариях для учителей, урок субботней школы можно начать с рассказа из книги Нормана Галли "Христос грядет". Случай, описанный автором книги, происходит в фашистском концлагере Аушвице, эта история - пример того, как незаслуженное избавление получил тот, кто должен был умереть.

В конце рассказа, уважаемый учитель субботней школы, не забудьте задать вопрос классу...

?ПП
Вопрос практико-психологический


Что бы вы чувствовали, оказавшись на месте осужденного героя?

Итак сама история...

Максимилиан Колбе был заключен в Аушвиц в феврале 1941 года. Четыре месяца спустя кто-то убежал из тюрьмы. Немцы, стерегущие евреев, наказывали за побег. Стрелки СС убивали десять узников за каждый организованный побег.
В тот июльский день узников собрали во дворе.
Комендант лагеря держал в руках списки. "Гольдштейн! - рявкнул он, - Франкенштейн, Лихтенштейн". Он бегал глазами по списку взад и вперед, выбирая фамилии наобум, как в лотерее. Он выбрал девять имен. Узники затаили дыхание. Кто будет десятым?
"Годжовницек", - раздался голос коменданта.
Молодой человек не выдержал и начал рыдать. "Моя жена и мои дети", - плакал он.
"Офицеры повернулись, услышав среди узников какое-то движение, - рассказывает Макс Лукэдо. - Охранники подняли оружие. Собаки напрягли мускулы, готовые броситься по команде. Какой-то узник, оставив свой ряд, бросился вперед".
"Это был Колбе. На его лице не было страха. Он шел твердой походкой. Офицер закричал на него, приказывая остановиться, иначе он будет стрелять. "Я хочу поговорить с начальником", - спокойно произнес Колбе. По какой-то причине офицер не ударил и не выстрелил. Колбе остановился в нескольких шагах от коменданта, снял свою шапку и посмотрел немецкому офицеру прямо в глаза.
"Герр комендант, у меня к вам просьба. Я хочу умереть вместо этого узника. - Он показал на рыдающего Годжовницека. Смелая просьба была высказана без запинки. - У меня нет ни жены, ни детей. Кроме того, я стар и ни на что не гожусь. Он же в гораздо лучшем состоянии". Колбе хорошо знал нацистский образ мышления.
"Кто ты?" - спросил офицер.
"Католический священник".
Люди были потрясены. Комендант немного постоял, не говоря ни слова. Спустя минуту он произнес: "Просьба удовлетворена".

Человек, совершенно не знавший Годжовницека, пожелал умереть за него! Христос умер за вас. Это лучшая весть для каждого человека. Она означает, что Христос проведет нас через последние события. Он жаждет, чтобы мы пришли домой, и это дает нам уверенность. Небеса принадлежат нам благодаря Его смерти, а не благодаря нашей жизни. Мы любим Его и соблюдаем Его заповеди (см. Ин. 14:15), но нам никогда ничем не заслужить Его дара.
Это благая весть, которую сатана намеренно пытается скрыть от тех, кто стремится обрести уверенность. Он отчаянно пытается спрятать эту весть от тех, кто чувствует осуждение. Многие умирают без надежды. В мире есть бесчисленное множество Годжовницеков. Сатана, зная, что его время коротко, делает все возможное, чтобы скрыть благую весть от тех, кто отчаянно в ней нуждается. "Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. (1 Петр. 5:8).

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

В этом разделе вас ждет самое интересное - творческие задания, которые можно выполнить на уроке субботней школы с учениками.

1. Тест-разминка на понимание роли закона

Творческое задание основано на отрывке Римлянам, 3:19-20.

Зачитайте классу эти утверждения и вопросы. Попросите присутствующих отметить верные из них. Перед творческием заданием текст Рим. 3:19-20 советую прочитать внятно - пусть все откроют Библии.

Итак, вы, как учитель, зачитываете утверждения, ваши ученики отвечают, верны они или нет.

2. Творческое задание "Законные" аналогии"

Суть задания в том, чтобы придумать как можно больше аналогий к слову "закон". Класс субботней школы перед началом ТЗ следует разделить на 2 группы.

Задание. Скажите примерно следующее:

"В Библии есть несколько аналогий к слову "закон". Вспомните, например, отрывок Иакова, 2 глава. Человек, читающий закон, рассматривает себя в зеркале. Закон, как и зеркало, не может его изменить, зато может показать ему его грех.

Сейчас я дам вам вот такие бланки (поднимите и покажите ученикам листки, которые собираетесь раздать командам). На них есть только что приведенный пример с зеркалом. Ваша задача найти как можно больше аналогий к слову закон.

Внимание! Под законом будем подразумевать всю религиозную систему иудаизма (не только нравственный, но и обрядовый, гражданский и\или санитарный)".

Образец на бланке выглядит следующим образом.

Закон - это... Пояснения
Закон - это ЗЕРКАЛО НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ПОДОБНО ЗЕРКАЛУ НЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЗАТО ОН МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ ЕМУ ЕГО НЕДОСТАТКИ
   

Скачать макет для печати можно ЗДЕСЬ>>

3. Покрыть грех или прикрыть: интервью об оправдании

То, что я сейчас предлагаю, является новым форматом работы для субботней школы. Это интервью в рамках урока. На уроке субботней школы можно провести диалог между учителем и одним из учеников. В ходе этого диалога можно задать серию вопросов, которые было бы невозможно поставить другим способом.

Сразу отвечаю на возражения:

В уроке субботней школы поставлена проблема: покрыть грех или прикрыть его. Ниже я привожу алгоритм вопросов, которые можно задать для вскрытия мотивов и самой проблемы. С их помощью можно подвести человека к решению отдать Иисусу свои проблемы.

Подготовка

Перед началом диалога, а это будет именно диалог, попросите кого-либо из группы вам ассистировать. Скажите, что собираетесь взять у него интервью. (Только без смехотворства! Иначе все испортите). Возьмите своего помощника за руку, поставьте рядом с собой и представьте его группе. Он будет отвечать на ваши вопросы.

Вопросы

1. Саша (пусть нашего респондента зовут Сашей), наверняка у тебя есть какие-то такие греховные поступки или черты характера, о которых ты сожалеешь, но пока не находишь сил избавиться. Правда?
Если Саша будет настаивать на своей безгрешности, наромните ему, что "нет праведного ни одного". Если он будет непреклонен, выберите другого ассистента.

2. Закрой на мгновение глаза и подумай о своих проступках. Ты можешь не говорить нам об этом - если пожелаешь.

3. Саша, сколько человек знают о твоем неблаговидном поступке (или черте характера)?
Как правило, круг лиц весьма ограничен, если вообще кто-то знает об этом.

4. А что мешает тебе рассказать об этом людям? (Вопрос вызовет легкое недоумение, продолжайте). Вот представь, есть люди, которые безболезненно рассказывают о своих грехах собратьям в церкви или сослуживцам на работе. Что мешает тебе рассказать о своем грехе открыто?
Что бы Саша ни называл, переспрашивайте его несколько раз: "А что это тебе даст", "А когда ты это получишь, что это тебе даст?".
Если Саша замялся, обратитесь с вопросом к залу: "Собратья, что обычно мешает людям открывать пред другими свои проступки?".
В итоге выяснится, что человеком, скрывающим преступления, движет один из мотивов:
- Прикрыть грех, чтобы избежать наказания (возможно в детстве много наказывали);
- избежать осуждения (в детстве сильно порицали);
- выглядеть хорошим в глазах других (не принимали таким как есть).

5. Резюмируйте. Саша, я правильно понимаю, что ты прикрываешь свои проступки, желая выглядеть хорошим (желая избежать наказания или осуждения - подставьте правильное), это так?

6. Поблагодарите. Обратитесь к группе. Собратья, спасибо Саше за откровенность. Не все люди способны обнаружить свои истинные мотивы.

7. Саша, а если бы общество принимало тебя таким как есть, не выказывало осуждения или не грозило наказанием, тебе легче было бы открыть свою слабую сторону, признаться в содеянном проступке, или рассказать о нехорошей черте характера? Правда?
(Спрашивать надо именно "легче ли" а не "смог ли").
Обращаясь к группе. Собратья, в церкви существует нехорошая тенденция. Люди хотят хорошо выглядеть в глазах друг друга. Такой себе "клуб святых". Верующие часто боятся, что другие не примут их такими как есть, отвергнут, осудят, накажут, исключат. Поэтому прихожане часто прикрывают свои грехи, проступки, черты характера.

8. Саша, у меня для тебя радостная новость. Иисус тебя не осуждает. Он с радостью принимает тебя таким, какой ты есть. Он готов покрыть твой неблаговидный поступок Своей праведностью. Тебе больше не нужно прикрываться, как Адаму, "одеждой из листьев" - Иисус хочет дать тебе новую одежду Своей праведности.
Написано: "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован". Притчи, 28:13.
Что ты чувствуешь?

9. Что мешает тебе обратиться к Богу за прощением и очищением?

10. Собратья, давайте попросим Бога в молитве покрыть наши грехи вместо того, чтобы пытаться прикрыть их самостоятельно.

Обратитесь к Иисусу в молитве. Возможно, что это интервью вы проведете в конце уроке, тогда молитва будет очень уместной. Если нет - тогда помолитесь кратко.

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта ЗДЕСЬ>>

Данный урок практически полностью основан на единственном отрывке из Писания. Отставить блочную систему! Чтобы провести его успешно, в классе субботней школы рекомендую читать отрывок стих за стихом и задавать вопросы к тексту. Вот так будет выглядеть исследовательская часть урока. Разбирая текст, вы, учитель, сможете задать аналитические вопросы (?А).

Именно эти вопросы для анализа текста я и предлагаю вам ныне в разделе Фрагменты урока.

Чтобы понять, как склеиваются остальные части беседы субботней школы, советую вам перечитать Редакторское слово в самом начале этого выпуска.

Итак, Римлянам, 3 глава, 19-28 текст

19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,

25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,

26 во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры.

28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

Итоги. Подведите итоги только что прочитанного текста. Попросите класс сформулировать резюме, "сухой остаток" всего отрывка.

Назад к оглавлению

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Чтобы дать своим ученикам пищу для размышления после урока, предложите им интересное домашнее задание.

Это задание дается не с тем, чтобы обременить членов группы субботней школы - оно добровольное. Задание необходимо именно для того, чтобы ученики покинули классную комнату с полезными размышлениями.

Прощаясь, попросите вашу группу подумать над тем, чего каждый из них в своей жизни добился самостоятелньо (без Христа), а что получил по благодати. 2-3 ответа по каждому пункту.

Назад к оглавлению

ПУБЛИКАЦИИ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Сегодня вашему вниманию - 2 публикации из комментария Баркли к Римлянан. Думаю, они вам будут полезны.

1. ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ПРАВДЕ БОЖИЕЙ. Комментарий Баркли к Римлянам (Рим. 3,19-26)

Высшая задача жизни заключается в том, чтобы познать правду Божию. Как можно иметь мир с Богом? Как можно избежать ощущение отчуждённости и страха в присутствии Бога? Иудейская религия отвечает на это так: "Человек может достигнуть верных отношений с Богом, скрупулёзно выполняя всё то, что изложено в законе". Однако, сказать так, значит сказать просто, что человеку вообще невозможно приобрести правду Божию, ибо ни один человек никогда не может исполнять все заповеди закона.
Какая же тогда польза в законе? Она в том, чтобы человек осознавал грех. Лишь, когда человек знает закон и пытается удовлетворить его требования, сознаёт он, что никогда не сможет его выполнить. Предназначение закона - показать человеку его собственную слабость и греховность. Отлучен ли тогда человек от Бога? Нисколько, потому что путь к Богу лежит не через закон, а через милосердие, не путём деяний, а путём веры.

Чтобы показать, что он имеет в виду, Павел использует три метафоры:

1) Он использует метафору из судебной практики - оправдание. Эта метафора предполагает, что человек стоит перед судом Божьим. В греческом тексте для выражения понятия оправдать употреблено слово диакиоун. Все греческие глаголы, оканчивающиеся на оун, имеют не значение сделать кого-либо чем-то, а обходиться с кем-либо, считать кого-либо, рассматривать его как кого-то. Если перед судьёй предстаёт невинный человек, то рассматривать его как невинного - значит оправдать его. Но самый важный момент в отношениях человека с Богом заключается в том, что он виновен в высшей степени, и всё же Бог, обладая поразительным милосердием, рассматривает его, считает его и обращается с ним как с невинным. Вот что означает оправдание.
Когда Павел говорит: "Бог оправдывает нечестивого", он имеет в виду, что Бог относится к нечестивому, как к хорошему человеку. Именно это и поражало иудеев до самой глубины их существа. Для них отношение к плохому человеку, как к хорошему, означало признак безнравственности судьи.
"Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом". (Прит. 17,15). "Я не оправдываю беззаконника" (Исх. 23,7). Но Павел говорит, что именно это-то и делает Бог.
Как я могу знать, что Бог именно таков? Я знаю, потому что Иисус это сказал. Он пришёл, чтобы сказать нам, что Бог любит нас, какие мы ни есть плохие. Он пришёл к нам, чтобы сказать, что, хотя мы и грешники, мы всё же дороги Богу. Когда мы откроем это и поверим в это, оно полностью изменит наши отношения с Богом; осознавая свой грех, мы освобождены от страха и более не отстранены от Него. Кающимся и разбитым сердцем приходим мы к Богу, как раскаивающееся дитя идёт к своей матери, и мы знаем, что Бог, к которому мы идём - любовь.
Вот что означает оправдание через веру в Иисуса Христа. Это значит, что мы находимся в правильных отношениях с Богом, потому что мы всеми нашими сердцами верим в то, что всё, что сказал нам Иисус о Боге, есть истина. Мы не являемся более теми охваченными ужасом и чуждыми разгневанному Богу существами. Мы - дети, заблудшие, полные доверия в любовь нашего Отца; уверенные в том, что он простит нас. И мы никогда не смогли бы найти это правильное отношение с Богом, если бы Иисус не пришёл жить и у мереть, чтобы сказать, как чудесно Он нас любит.

2) Павел употребляет метафору с жертвы. Он говорит об Иисусе, "Которого Бог предложил в жертву умилостивления... в прощении грехов"...
Павел употребляет здесь для описания Иисуса греческое слово гиластерион. Это слово, в свою очередь, происходит от греческого глагола, имеющего значение умилостивлять. Этот глагол имеет прямое отношение к жертве. По древнему обычаю человек, нарушивший закон, приносил Богу жертву. Цель этого жертвоприношения заключалась в том, чтобы эта жертва отвратила наказание, которое должно было быть наложено на него. Другими словами - человек согрешил; грех немедленно ставил его в неправильные отношения с Богом; дабы восстановить эти правильные отношения, человек предлагал Богу свою жертву.
Но опыт показал, что жертва животного не достигала желаемой цени. "Ибо жертвы Ты не желаешь - я дал бы её; к всесожжению не благоволишь" (Пс. 50,18). "С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжением, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов и несчётными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление моё и плод чрева моего - за грех души моей?" (Мих. 6,6.7). Люди инстинктивно чувствовали, что если они уж согрешили, то принесение в жертву предмета личного имущества не поправит содеянного.
Поэтому Павел говорит: "Иисус Христос, своей покорной жизнью и смертью ради любви принёс Богу ту жертву, которая действительно и истинно искупает грех". Он настаивает на том, что происшедшее на Кресте, вновь открывает путь к правильным отношениям с Богом; открывает дверь, которую бессильна была открыть любая другая жертва.

3) Павел употребляет метафору из системы рабства. Он говорит об искуплении во Христе Иисусе. Греческое слово аполутрозис означает искупление, избавление, освобождение. Это означает, что человек был во власти греха, и что единственно Иисус Христос мог освободить его от него.
Наконец, Павел говорит, что Бог делает это всё потому, что Он справедлив и Он считает оправданным каждого, верующего в Иисуса Христа. Павел никогда не говорил ничего более поразительного. Бенгель назвал это "величайшим парадоксом Евангелия". Подумайте, что это значит. Это значит, что Бог справедлив и принимает грешника тоже как справедливого человека. Было бы естественно сказать: "Бог справедлив, и поэтому осуждает грешника как преступника". Но здесь мы видим величайший парадокс - Бог справедлив, и почему-то в своём совершенно удивительном милосердии, которое принёс людям Иисус, Он принимает грешника не как преступника, а как сына, которого Он всё ещё любит.

В чём же сущность всего этого? В чём различие между этим и старым провозглашённым законом? Основное различие состоит в следующем: сущность пути послушания закону состоит в том, что может человек сделать для себя; сущность пути милосердия заключается в том, что может Бог сделать и что Он сделал для человека. Павел утверждает, что ничто, что бы мы когда-либо ни сделали, не сможет заслужить нам прощения; лишь то, что Бог сделал для нас, может нам помочь добиться этого; поэтому путь к правильным отношениям с Богом лежит не через безумные, отчаянные, обречённые попытки добиться оправдания нашими делами; он лежит в покорном и полном раскаяния принятии любви благодати, которые Бог предложил нам в Иисусе Христе.

Назад к оглавлению

2. КОНЕЦ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СОВЕРШЕНИЙ. Комментарий Баркли к Римлянам (Рим. 3,27-31)

Павел рассматривает здесь три положения:

1) Если путь к Богу - путь веры и принятия, тогда всякие притязания человека на собственные достижения пропали. В иудаизме имелись направления, приверженцы которых вели своего рода расчётные книги с Богом, куда вносили свои заслуги и потери. Часто при этом человек приходил к заключению, что Бог в долгу пред ним. Павел же убеждён, что каждый человек - грешник и должник перед Богом и что никто не сможет вернуться деяниями своих рук на путь истинных отношений с Богом, и что больше не существует никаких поводов для самоудовлетворения и гордости своими свершениями.
2) Но иудей может возразить, что это может быть так для язычника, никогда не знавшего закона, но как же это может относиться к иудеям, которые знают его? В ответ на это Павел обращает внимание на фразу, являющуюся фундаментом иудейской веры, с которой всегда начиналась и начинается ещё и нынче каждая служба в синагоге: "Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один есть!" (Втор. 6,4). Нет одного Бога дня язычников, а другого для иудеев. Бог один. Путь к нему один и тот же для язычников и иудеев. Это не путь человеческих деяний; это путь доверия и принятия веры.
3) Но, возражает иудей, означает ли это конец всего закона? Можно было бы ожидать, что Павел ответит, "Да". Но, в сущности, он говорит, "Нет". Он, собственно, говорит, что это упрочивает закон. Он именно это имеет в виду. До этого времени иудей пытался оставаться хорошим человеком и соблюдал заповеди, потому что он боялся Бога, и страшился наказания, которое навлечёт на него нарушение закона. Этот день прошёл навсегда. На его место теперь стала любовь Бога. Теперь человек должен стараться быть добрым и соблюдать данный Богом закон не потому, что он боится Бога и страшится Его наказания, а потому, что он чувствует, что должен стремиться быть достойным этой удивительной любви. Он стремится к добродетели не потому, что он боится Бога, а потому, что любит Его. Он знает теперь, что грех состоит не столько в том, чтобы нарушить закон Божий, но чтобы ранить сердце Бога, и, поэтому он вдвойне ужасен.

Возьмём человеческую аналогию. Многие люди подвержены искушению сделать дурное, но не делают этого; но не потому, что они боятся преступить закон. Их бы не очень смутило, если бы их за это оштрафовали или даже посадили в тюрьму. Их удерживает лишь то, что они просто не смогли бы вынести печаль любящего их человека. Не закон страха, но закон любви заставляет их идти по правильному пути. Такими и должны быть наши отношения с Богом. Мы навсегда избавлены от страха и ужаса перед Богом, но это не является поводом к тому, чтобы мы поступали как нам вздумается. Мы никогда больше не сможем поступать как нам угодно, ибо навсегда будем вынуждены поступать добродетельно по закону любви; и этот закон намного прочней, нежели когда-либо мог быть закон страха.

Назад к оглавлению

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга