Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня.
Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

@

Редакторское
слово

Приветствую вам, уважаемые подписчики "Дидактики субботней школы"!

Сегодня мы публикуем для вас методические рекомендации ко 2-му уроку IV квартала. И если Бог благословит , каждый второй урок мы будем радовать вас свежими выпусками.
Несколько слов о сегодняшней теме. Этот урок, как и предыдущий, не содержит библейских ссылок на узучаемое нами Послание апостола Павла Римлянам. Он основан на 1-й главе Послания Галатам и 15-й главе книги Деяний. Урок является введением в тему, описывает контекст и причины написания этого Послания.


Сегодня в выпуске:


Урок 2. Иудей и язычник

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

1. Заслуженное спасение

Один из практических вопросов урока касается темы благодати . В теме за ЧТ, 8 июля хорошо написано...

Цитата

"Как мы видим, Павел подчеркивал, что спасение можно обрести только верой, а не соблюдением законов, в том числе и нравственного закона".
Пособие по изучению Библии, 8 июля.

Автор ставит ударение на балансе, который должен быть. Есть разница между соблюдением закона и спасением через его соблюдение. Мы, адвентистсты седьмого дня, делаем акцент на спасении по благодати, но тем ни менее указываем на характер Бога, выраженный в Его законе.

Изучая тему, наши ученики еще раз обратят внимание на заслуги Христа ради нашего искупления.

Вот один из вопросов , которые можно задать в контексте этого размышления.

?ПП
Практико-психологический вопрос

Если бы спасение можно было заслужить, что для этого надо было бы сделать...

  • а) тогда, во время апостола Павла?
  • б) сейчас , в наше время?

Во времена Павла обращенные из фарисеев призывали заслужить спасение Божье соблюдением обряда обрезания и следованием иудейским традициям. В наше время  это могут быть разные церковные установления и правила, не существенные для спасения.

Назад к оглавлению

2. Истина и традиции в современной церкви

Читая Пособие, ученики субботней школы, повидимому, научатся отличать библейские требования от постановлений законничества. Хотя лично я выражаю сомненья по этому поводу. Нигде в Пособии и в Комментариях для учителей не упоминаются примеры обременительных предписаний, характерных для современной церкви. Автор предлагает найти их самостоятельно.

Цитата

"Каким образом ваша местная церковь или вы сами накладываете ненужное бремя на других (или на себя)? Как это можно выявить?"

3. Отношение к церковному руководству

В урочнике поднимается вопрос о сотрудничестве с церковью. Апостол Павел , который ставится тут в пример , не стал решать вопрос о самостоятельно , а обратился к "старшим апостолам". Для рассмотрения этого дела собралось много верующих.
Если в вашем классе есть люди с неординарным мнением на библейскую тему укажите им на пример Павла, который не стал самовольно внедрять свою, даже столь очевидную, точку зрения, а вынес ее на церковное собрание.

Назад к оглавлению

4. Бремя на чужой вые

Наказав старшего ребенка за какой-то проступок, можете быть уверены , что за эту же проделку он накажет младшего. В любом случае он очень удивится, если вы сами не накажите младшего за тот же грех, за который наказали его. Взрослому человеку также как и ребенку трудно признать, что он страдал (или трудился) напрасно.

Так и обращенному иудею трудно принять, что Бог кого-то из язычников  принимает, не налагая на него тех тяжких требований, которые пришлось нести ему, израильтянину. Отсюда видно, что те, кто соблюдает библейские требования из принуждения, не по любви, будут более и более налагать бремена на выи братьев.

Мы читаем в Библии:

Цитата

"Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев.
            ...Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?".
Деяния 15:5, 10.


Цитата

"Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них".
Луки 11:46.

Урок этой недели поможет вашим ученикам провести самоанализ: может кто-то из них также налагает на ближних свои тяжелые бремена?

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Между ап. Павлом и иудеями, обращенным в христианство, разгорелся спор по поводу соблюдения традиций и обряда обрезания.  Предлагаю внимательно рассмотреть ответ иерусалимских апостолов по этому вопросу.

Постановление 1-го церковного собора

Один из вопросов , который непременно следует рассмотреть в этом разделе , это анализ ответа апостолов братьям в Антиохии. Это вызывает интерес, потому как некоторые христианине, опираясь на этот отрывок, "отменяют" Десятисловный Закон Божий и исключают санитарную реформу.

Мы читаем:

Цитата

"Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников , а написать им , чтобы они воздерживались от оскверненного идолами , от блуда , удавленины и крови , и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе".
Деяния 15:19-20.

Задумывались ли вы, друзья, почему апостольский собор постановил обращенным из язычников соблюдать ИМЕННО ЭТИ ПРЕДПИСАНИЯ? Почему не другие ? Разве мало других хороших и полезных наставлений? Почему Петр, упоминаля удавленину и кровь, ничего не говорит о свинине или о субботе, или о других важных установлениях. А если бы вам пришлось написать перечень важных религиозных  правил для потомков , разве не включили бы вы туда основные доктрины об Иисусе Христе, о вере и о спасении? Как видим цель этих постановлений другая , особенная. Рассмотрим подробнее.

  1. В  церкви имел место конфликт. Обращенные из иудеев настаивают на обрезании, как обязательном требовании для обращенных язычников (и не только обрезании , но и соблюдении др. правил). Конфликт  не только религиозный, он - социальный.
  2. Имеются культурные различия между конфликтующими сторонами, которые и являются причиной разногласий. Одна из сторон настаивает на принятии своих культурных традиций другой стороной.
  3. Апостол Петр от имени Духа Святого призывает стороны к взаимному уважению. " чтобы они ... не делали другим того, чего не хотят себе". Это главное, что им следует усвоить.
  4. Петр настаивает на отдельно взятых правилах , пытаясь  сократить расстояние между конфликтующими сторонами , и сблизить обращенных иудеев и обращенных язычников.  "Бремя", которое Святой Дух через Петра налагает на язычников , не тяжко. Но без этого малого невозможен диалог между 2-мя "партиями", на которые раскололась церковь. Соблюдение обращенными из язычников этих установлений поможет христианам-иудеям примириться и назвать их братьями.
  5. Мы знаем , что у Израиля было несколько сводов законов: нравственный, церимониальный, санитарный и государственный. И хотя нигде в Библии они не разделены, каждый иудей это понимает. Мы знаем, что после исполнения пророчеств о Христе и свержения Израиля как государства мы, адвентистсты, соблюдаем нравственный закон, как данный Богом всему живому и санитарный как способствующий нашему здоровью.  Итак, к какому своду правил относились указания 1-го церковного собора? - К санитарным правилам (запрет употребить удавленину и кровь) и к нравственным (не есть посвященное идолам и не блудить). Итак видим, что апостол Петр отвергает требования церимониального закона (обрезание, на котором настаивали иудеи) и оставляет для язычников санитарные требования и нравственные.
  6. Ответ апостолов решительно отклонил ту мысль , что спасение может зависеть от соблюдения ветхозаветных обрядов. Такой подход недооценивал бы искупительную жертву Христа. Ибо спасение обретеноя исключительно  Его заслугами.

Назад к оглавлению

МОТИВАЦИЯ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

В этом разделе наших методических комментариев мы рассматриваем варианты , как лучше начать урок. Побробнее о "ледоколах" ЗДЕСЬ>>

1. С цитаты о лицемерном христианине

Автор Пособия предлагает нам начать рассуждения в классе с цитата Амброза Бирса.

Цитата

"Христианин - это человек, который верит, что Новый Завет как богодухновенная Книга вполне отвечает духовным потребностям ближнего".

Далее можно развить рассуждения в ту сторону, что большинство людей, в т.ч. христиан, перекладывают свою ношу на чужие плечи. Это сделали и уверовавшие из фарисеев в книге Деяний, 15 глава.

На уроке это можно организовать так:
- Зачитать цитату Амброза Бирса.
- Спросить учеников , что они думают об этом высказывании.
- Попросить привести пример из данного урока, как люди перекладывали свою ношу на чужие плечи (см. Деяния, 15:10. "Что же вы ныне искушаете Бога , [желая] возложить на выи учеников иго , которого не могли понести ни отцы наши , ни мы?" )

После этого вопроса мы плавно переходим к блоку урока, который будет следовать за Мотивацией. Здесь уместен информационный (?И) вопрос, который кратко передаст содержание спора между Павлом и иудеями, и чем он закончился.


Информационный вопрос

Попросите ваших учеников пересказать вкратце, что произошло в ранней христианской церкви.

Если они не готовы пересказывать, коллективно прочитайте из Деяний 15 главу.
Если вы хотите сэкономить время для более интересных вопросов (например, аналитических или практических) сами очень кратко опишите историю и переходите к сложным вопросам. Этим вы создадите контекст для вопроса, т.е. рамку, в которой он будет задан.

2. С вопроса о заслуженном спасении

Вопрос , который я хочу вам предложить для начала беседы, относится к категории практико-психологических (?ПП). Он помогает активизировать учеников в  начале беседы субботней школы.

Вопросу должна предшествовать рамка (фрейм). Чтобы создать контекст скажите следующее:

"На этой неделе каждый из нас мог прочитать историю о споре, разгоревшимся в раннехристианской церкви. Он касался соблюдения иудейских обрядов и традиций христианами".

?ПП
Практико-психологический вопрос

Если бы спасение можно было заслужить, что для этого надо было бы сделать...

  • а) тогда, во время апостола Павла?
  • б) сейчас , в наше время?

Мой ответ. Во время раннехристианской церкви обращенные иудеи предлагали христианам из язычников соблюсти обрезание и закон Моисеев. А в наше время у кого-то может возникнуть искушение получить спасение через:
- неукоснительное соблюдение десятисловного закона,
- путем регулярного посещения богослужения,
- благодаря усердию в служении или заслугам перед церковью.
Список может быть длинный. Это все полезные дела, но без заслуг Иисуса Христа все потуги получить спасение будут тщетны.

Отвечая на этот вопрос, люди, посещающие ваш класс субботней школы, "вскроют" свои глубоко скрытые мотивы. Как ведущий дискуссии вы  можете их заметить.

Не бойтесь настаивать на вопросе. Если ваши ученики не "проснулись с первого раза", вопрос надо перефразировать и повторить.

Далее этот блок урока можно продолжить аналитическим вопросом (?А) из учительских комментариев.


Аналитический вопрос

Почему Павел и др. руководители церкви так горячо настаивали на том, что не стоит обременять верующих излишними традициями?

Я желаю вам захватывающего начала урока субботней школы.

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

В этом разделе вас ждет самое интересное - творческие задания, которые можно выполнить на уроке субботней школы с учениками.

Классификация библейских законов

Автор учительских Комментариев предлагает нам следующее творческое задание.

Учитель приходит в класс субботней школы с готовыми карточками, на которых написаны библейские тексты (или ссылки на них) различных постановлений Ветхого Завета. Ученики тянут карточки и отвечают, к какой сфере - нравственной, гражданской, обрядовой или санитарной, - они относятся.

Сайт "Дидактика субботней школы" подготовил для вас раздаточный материал к творческому заданию. Вы можете скачать у нас карточки для этой фишки ЗДЕСЬ>>.

Вот тексты, которые использовались при подготовке задания.

Левит, 11:39
"И когда умрет какой-либо скот , который употребляется вами в пищу , то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера"
Церимониальный

Левит, 13:2-3
"Когда у кого появится на коже тела его опухоль , или лишаи , или пятно , и на коже тела его сделается как бы язва проказы , то должно привести его к Аарону священнику , или к одному из сынов его, священников ; священник осмотрит язву на коже тела , и если волосы на язве изменились в белые , и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы ; священник , осмотрев его, объявит его нечистым".
Санитарный

Второзаконие, 23:19
"Не отдавай в рост брату твоему ни серебра , ни хлеба , ни чего-либо другого , что [можно] отдавать в рост".
Гражданский

Второзаконие, 23:12-14
"Место должно быть у тебя вне стана , куда бы тебе выходить ; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка ; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят , чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя".
Санитарный

Левит, 25:39-43
"Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской : он должен быть у тебя как наемник , как поселенец ; до юбилейного года пусть работает у тебя, а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они - Мои рабы , которых Я вывел из земли Египетской : не должно продавать их, как продают рабов ; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего".
Гражданский

Левит 11:2
"Скажите сынам Израилевым : вот животные , которые можно вам есть из всего скота на земле: ...".
Санитарный

Исход 20:13-16
"Не убивай . Не прелюбодействуй . Не кради . Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".
Моральный

Второзаконие 5:6-7
"Я Господь , Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской , из дома рабства ; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим".
Моральный

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Назад к оглавлению

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Назад к оглавлению

ПУБЛИКАЦИИ

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга