Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

@

Редакторское слово

Мир вам, читатели рассылки! Рада поделиться идеями по уроку субботней школы. Тем более, что я провожу его в своей общине!
Благодарна всем, кто молится за мою дипломную работу. Защита - 4 июня. Бог меня чудно благословил. Я должна была проводить часть тестирования в субботу, но Господь так расположил сердце моей руководителя, что она сделала эту работу за меня! Слава ему!

Сегодня в выпуске - несколько фишек, несколько способов, как начать урок СШ и многое другое. Приятного вам чтения!


Сегодня в выпуске:


Урок 5. Окружающая среда.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

1. Введение в суть дела.

При обсуждении этой темы в группе субботней школы есть опасность попасть в тупиковую ситуацию. Будет достаточно неразумно рассуждать о проблемах окружающей среды, не назвав их самих. Или не зная, какие они.

  1. Это будет удобно сделать в цикле вопросов о том, как изменилась Земля после грехопадения.
  2. Так же можно прямо спросить в классе, какие экологические проблемы им известны?
Цитата

"Наряду с порабощением, моральным упадком, потерей человеческого облика постоянным спутником человека стала смерть. (…) Управляя Землей, люди, игнорируя последствия, начали нещадно тратить ее запасы, желая взять все, что только возможно. Загрязнение воздуха и воды, заражение почвы, появление новых устрашающих болезнетворных микробов — все это указывает на износ Земли и возрастающую необходимость в обновлении".
"Грех изменил предусмотренный Богом план. Окружающая среда стала враждебной. На смену приносящей удовлетворение работе пришел тяжелый труд. Воцарился эгоизм. Началась эксплуатация земных ресурсов, продолжающаяся и по сей день. Леса вырубаются, русла рек меняются, безудержно растет уровень загрязнения природы, богатства почвы бессмысленно растрачиваются. Солнечный свет, столь необходимый для здоровья, становится нашим врагом, если мы пребываем под его воздействием лишнее время"  (Пособие).

Итак, на этом уроке ваш класс очертит круг проблем, связанных с использованием окружающей среды. Такое себе погружение в проблематику.

Назад к оглавлению

2. Два подхода к происхождению Земли - два отношения к ее ресурсам.

В мире существует 2 основных гипотез о происхождении Земли:

    1. Она образовалась из пыли и газа, после гигантского взрыва,
    2. Или была создана заботливым Творцом.

Положа руку на сердце, я признаюсь, что не проверяла, существует ли корреляция (зависимость в статистике) между исповедуемой теорией о происхождении Земли и отношением к ее ресурсам.  Во всяком случае хочется верить в то, что верующие люди относятся к окружающей среде более бережно, чем неверующие.
На уроке в классе можно задать вопрос:

Вопрос

Что побуждает верующих людей бережнее относиться к земным ресурсам?

А помогут вам в этом тесты из Писания:

Цитата

"Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней" (Псалтирь 23:1).

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Бытие 1:27,28).

"И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (От Матфея 25:40).

"И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю" (Откровение 11:18).

На уроке должна прозвучать та мысль, что верующий человек признавая акт  творения, признает и свою ответственность за окружающий мир. А значит, он должен проявлять больше заботы об экологии среды.
Следующий шаг рассуждений - это связь между соблюдением субботы и заботой об экологии жизни.

Вопрос

Как соблюдение субботы помогает нам быть примерными защитниками окружающей среды?

Суббота - это памятник творения. Она еще более напоминает нам о сотворении Земли и о нашей ответственности перед  ее Создателем.

Назад к оглавлению

3. Как стать более "экологичным"?

Разумеется, мы хотим, чтобы этот урок не прошел бесследно. Ученики наших классов станут относится к окружающей среде более бережно. Для этого можно спросить на уроке:

Вопрос

Какие изменения (пусть даже небольшие) вы могли произвести в своей жизни с целью улучшить состояния природной среды?
Потребуют ли такие изменения значительного самопожертвования с вашей стороны?

А лучший способ применить на практике выученное - это провести творческое задание в классе субботней школы. Читайте ниже "План экологизации" составленный исходя из 4-х разных позиций восприятия (см. Фишки к уроку).

Назад к оглавлению

4. Новая Земля и наши старые привычки.

На этом уроке наши ученики поймут, что для жительства в Небесном Царстве некоторые привычки надо будет оставить уже здесь.
Урок говорит о том, что в нашем сегодняшнем обращении с планетой должно проявляться наше отношение к небесному дому. Хотя Бог пообещал, что однажды мы получим «новую модель» нашей планеты – Новую Землю, мы должны учиться обращаться с ней уже сейчас.
В Пособии есть интересная иллюстрация на эту тему. В курсе Дидактики СШ это называется "наглядным словом".

Цитата

"Ваш друг привык водить старенькую, но всегда идеально чистую машину. Обычно он пылесосил ее, мыл и натирал воском. Он зачищал наждачной бумагой поржавевшие места и аккуратно закрашивал их, чтобы предотвратить коррозию. Когда его спрашивали, зачем он так ухаживает за этой «рухлядью», он всегда отвечал: «Наступит день, когда я буду ездить на новенькой BMW». Его позиция была ясна: он ухаживал за старой машиной так же, как собирался ухаживать за новым дорогим автомобилем в будущем. Он не хотел привыкать к небрежности и неаккуратности" (Пособие). 

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Назад к оглавлению

МОТИВАЦИЯ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

В этом разделе вы узнаете, с чего лучше начать беседу субботней школы. Побробнее о "ледоколах" ЗДЕСЬ>>

1. Мода и политика.

Авторы Пособия с комментариями для учителей предлагают нам начать беседу субботней школы с рассуждений о том, что иногда приверженцы защиты земных ресурсов делают это из соображений политической выгоды или моды. Т.е. имеют неверные мотивы.

  1. Модно быть вегетарианцем, модно быть в партии "Зеленых", модно выступать против "тестирования на животных", модно ездить на электромобиле.
  2. Баллотируясь на какой-либо пост, политики обязательно затрагивают тему разумного использования ресурсов страны. Их агитационные речи содержат популярные словосочетания типа "защитить белых медведей" и "создать высокопродуктивное топливо".

Т.е. вопрос упирается в реальные мотивы, которые движут этими людьми.
После такого вступления можно плавно перейти к рассуждению над тем, какие мотивы движут верующими людьми, выступающими за охрану окружающей среды?  
Далее хорошо затронуть  два подхода к происхождению Земли - два отношения к ее ресурсам. См. выше. Там, собственно говоря, эта тема раскроется полностью.

2. Тест на экологичность

Следующий способ начать урок - это провести небольшое тестирование на соблюдение элементарных правил защиты окружающей среды. Преимущества теста, проведенного в самом начале урока в том, что вам не придется отдельно посвящать класс в суть дела. Знания ваших учеников о проблемах окружающей среды будут актуализированы (напомнены, извлечены из глубин памяти) и готовы к дальнейшему использованию.
Подробнее о тесте - а разделе "Фишки к уроку". Там же можно скачать и макет для печати.

3. Вопрос типа "?ПП"

"?ПП" (практика, психология) - это один из видов вопросов в курсе Дидактики субботней школы. Еще бывают аналитические (?А), практические (?П) и информационные (?И).
С "?ПП"-вопросов очень удобно начинать беседу субботней школы. Вот один из них:

Вопрос

 Когда друг одалживает вам книгу или другую вещь, бережете ли вы ее как собственную?

Я взяла его из Пособия.

Цитата

Когда друг одалживает вам книгу или другую вещь, бережете ли вы ее как собственную?
Часто к чужому люди относятся даже лучше, чем к своему. Каждый знает: если будет плохо обращаться с взятой у друга взаймы вещью, он, скорее всего, больше ничего ему не даст. Если мы считаем, что Земля – «одолженное» имущество, то как должны относиться к ней? Как вы считаете, в каком виде Бог ожидает ее «возвращения»? (Пособие).

Если вы решите начать урок именно с этого вопроса, далее можно развивать тему в таком направлении:

Вопрос

Ответственны ли мы перед Богом за Землю?
В чем это выражается?

Вопрос

Прочитаем вместе отрывки из Библии, где говориться о нашей ответственности за окружающую среду. Бытие 1:27,28. От Матфея 25:40. Откровение 11:18 (2-я часть).

Вот 3 варианта "ледокола" на сегодня. Вот такие возможности.

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

В этом разделе вас ждет самое интересное - творческие задания, которые можно выполнить на уроке субботней школы с учениками.

Проба на экологичность

Я предлагаю вам небольшой тест на экологичность жизни. Его можно использовать в разных частях уроке:

  1. В разделе Мотивация в качестве средства, помогающего разбудить группу, настроить на активное мышление.
  2. В блоке вопросов, который вы посвятите практическому применению полученных знаний. После теста можно задать вопрос о том, какие изменения ваши ученики смогут произвести в своей жизни с целью улучшить состояния природной среды?"

Тест содержит 18 вопросов. Заполняется в течение 1-2 минут. Это на займет много времени на уроке. Подведение итогов происходит легко и просто. Градация баллов указана в раздаточном материале. Тест-листки остаются на руках у членов класса.
СКАЧАТЬ ТЕСТ МОЖНО ЗДЕСЬ>>

"План экологизации". Решение экологической проблемы с разных позиций восприятия

Фишка, которую я вам предлагаю, это своего рада практикум после теории. Вашим ученикам предстоит решать вопросы сохранения окружающей среды на 3-х (4-х) разных уровнях. Это..

    1. Уровень личных поступков и решений (т.н. 1-я позиция восприятия),
    2. Далее на уровне небольшой группы (пусть это будет класс субботней школы или церковная община),
    3. Уровень профессиональных интересов (от имени отрасли, сферы производства),
    4. И последнее, это государственная структура (государственные программы по охране окружающей среды).

Критика: затруднение может возникнуть при решении экопроблемы в отрасли или сфере производства (заводы, фабрики). Это требует профессиональных знаний. Для простоты можно потренироваться на отечественном АВТОПРОМЕ.

Что подготовить?
Приготовьте иллюстрации с обозначениями указанных сфер или карточки с надписями. Я нашла в интернете хороши картинки: "Я", "группа людей, команда", "завод, производство" и "государственный флаг". Картинки пригодятся вам, когда вы будете раздавать "роли" своим ученикам. Картинки для проведения фишки вы сможете скачать  ЗДЕСЬ>>

Как провести?
Объявите ученикам, что сейчас они на практике потренируются решать экологические проблемы.
"У меня в руках, - скажите им, показав картинки, - находятся 4 карточки. Они обозначают  разные уровни принятия решений.  Как вы уже поняли, работать будем, разделившись на группы.

  1. "Я". Это уровень личных поступков и решений. Те из вас, кто получит эту карточку должны будут рассказать об экологических мерах, которые можно применить в первой позиции восприятия - т.е. от первого лица.
  2. "Команда". Это уровень групповых решений и действий. Та группа учеников, которая получит от меня карточку с изображением команды, должна будет составить ряд мер по экологизации окружающей среды - которую можно осуществить силами класса субботней школы или церкви.
  3. "Завод, производство". Те, кто  получат от меня эту карточку будут принимать решения на уровне завода, фабрики или целой сферы производства.
  4. И наконец, те, кому достанется "государственный флаг", будут эту же проблему решать на государственном уровне. Так сказать политика партии.

Вот такое задание.
Теперь, когда вы рассказали суть задания, вам осталось разделить класс субботней школы на 4 команды и раздать карточки.
На составление программы экологизации отводится время: 5-7 минут. Этого предостаточно, чтобы подготовиться.
Затем вы подводите итоги. Лидер каждой команды должен будет зачитать свою программу.

По ходу дела вы можете задавать каверзные вопросы. Это действительно интересно.

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Приводя пример "ледокола", я так увлеклась, что изложила почти фрагмент урока. Вот он во всей своей красе.

Фрагмент урока  "ДВА ПОДХОДА К ПРОИСХОЖДЕНИЮ ЗЕМЛИ - ДВА ОТНОШЕНИЯ К ЕЕ РЕСУРСАМ"
Тип фрагмента: от практики к информации.
Прогрессивная цель: ученики класса субботней школы будут более ответственно относиться к вопросам охраны окружающей среды.
?ПП
Практико-психологический вопрос

 Когда друг одалживает вам книгу или другую вещь, бережете ли вы ее как собственную? (если вы будете плохо обращаться с взятой у друга взаймы вещью, он, скорее всего, больше ничего вам не даст).
Справедливо ли будет сказать, что Земля – это «одолженное» нам имущество?


Аналитический вопрос

Ответственны ли мы перед Богом за Землю? В чем это выражается?
Что побуждает верующего человека более ответственно относиться к охране окружающей среды?
Помогает ли вам соблюдение субботы более ответственно относиться к охране окружающей среды? (люди, придерживающие гипотезы о происхождении Земли из пыли и газа, не так ответственно относятся к ее ресурсам, как те, кто верит в Сотворение).


Информационный вопрос

Вспомните, где в Библии говорится об ответственности людей за вверенную им планету, за окружающую среду?
(Бытие 1:27,28; От Матфея 25:40; Откровение 11:18 (2-я часть); От Матфея 24:45-47).

Назад к оглавлению

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Назад к оглавлению

ПУБЛИКАЦИИ

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга