Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

@

Редакторское
слово

Здравствуйте друзья! Спасибо за ваши молитвы. До завершения обучения мне осталось написать дипломную работу. Всего-то лишь!

У нас есть новости. Ресурс "Дидактика суббоней школы" готов поделиться ответственностью. Мы приглашаем к сотрудничеству творческих людей для работы...


Сегодня в выпуске:


Урок 10. Плод Духа - воздержание

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

1. Немедленные результаты

На этом уроке ваши ученики поймут, что ВОЗДЕРЖАНИЕ НЕ ВСЕГДА ПРИНОСИТ НЕМЕДЛЕННЫЕ ПЛОДЫ. Но плоды все равно будут – закон посева и жатвы: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Человек, проявляющий воздержание, "сеет в дух". И, рано или поздно, он пожнет результаты. В контексте нашего урока "сеять в дух" означает укреплять и "кормить" свой разум, свою волю, свою духовную составляющую. "Сеять в плоть", напротив, означает уделять большое внимание миру материального, и отдаваться чувственному восприятию.

Чтобы проиллюстрировать закономерность посева и жатвы поразмышляйте над:

2. Самодисциплина и самоконтроль

Изучая этот урок члены классов субботней школы научатся себя контролировать.

Идея self-контроля - совсем не модная идея. Это раньше, во времена наших бабушек и прабабушек, вопросу самодисциплины уделялось так много внимания. Наши мамы могут вспомнить, как много было запретов, правил, установок. Это помогало жить, плоды воспитания давали хорошие всходы. Теперь же, в наше время, считается неестественным себя в чем-либо ограничивать. В еде, одежде, в речи, в мыслях и поступках - живи так, как тебе считается правильным.

И цель этого урока СШ возвысить воздержание, как способ контролировать самого себя. Как это сделать?

  1. В первую очередь СЛЕДУЕТ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ самообладания: как позитивные, так и негативные. Для этого пункта можно вооружиться библейскими главами об Иосифе и Самсоне. Если для ваших "зубров" субботней школы эти примеры окажутся слишком классическими, в разделе ПУБЛИКАЦИИ этого выпуска вы найдете 2 лекции Ольги Стасюк из курса "Дело, которое за вас никто не сделает". Там полно историй о самообладании и его отсутствии.
  2. Надо сделать так, чтобы ваши ученики ПОЧУВСТВАЛИ, ОСОЗНАЛИ СВОЮ ПРОБЛЕМУ И ПЕРЕСТАЛИИ ЕЕ ОТВЕРГАТЬ, ЕЕ СТЕСНЯТЬСЯ. Сделать это можно выполнив творческое задание "10 причин, которые заставляют вас терять самообладание", оно предлагается нам в комментариях для учителей (см. Шаг 4). В задании предлагается анонимно написать 10 причин, которые выводят вас из себя (заставляют терять самообладание). Наиболее часто встречающиеся слова учитель пишет на доске (листке) и все видят, что они не одиноки в своих проблемах.
  3. Теперь, когда проблема открыта, ПОПОСИТЕ В КЛАССЕ ПОДЕЛИТЬСЯ, КТО КАК СМОГ ВОЗОБЛАДАТЬ С СОБОЙ. Пусть члены вашего класса расскажут, как им удалось воздержаться от того или иного порока. Как учитель запаситесь несколькими насущными примерами, чтобы оживить обмен опытами.
  4. В конце ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ того, как же следует одерживать над собой победы. Здесь должна быть и помощь свыше - участие Бога в вашем самообладании, и ваши личные действия - то, что вы делаете для самоконтроля.
    Чтобы грамотно вести дискуссию о методах самообладания, внимательно прочитайте вторую из предложенных лекций Ольги Стасюк.

Надеюсь, эта простая психолого-педагогическая схема поможет вам удачно провести беседу.

3. Две составляющих одной победы

Как учителя, в классах мы сосредотачиваем внимание на 2-х условиях победы: это наша воля и помощь свыше. Победа в деле воздержания - это воздействия Духа святого + наши усилия. Сослаться в этом случае можно на слова ап. Павла в Римлянам 7-я глава, где он подчеркивает, что как бы он ни старался, собственных усилий не достаточно для победы. Однако уже в Римл. 8:1 апостол провозглашает: "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу".

Цитата

"Я не ведаю, что делаю, вернее, я делаю то, что сам же ненавижу. И если я творю то, чего сам не желаю, то значит, я согласен с законом в том, что он добр. Но на самом деле не я всё это делаю, а грех, живущий во мне. Да, я знаю, что добро не живёт во мне, в моей грешной природе. Желание совершать праведные поступки всегда со мной, но я не совершаю этих поступков" (Современный перевод, К Римлянам 7:15-18).

"Так что нет никакого теперь осуждения тем, которые 'живут' во Христе Иисусе" (Институт перевода Библии в Заокском, К Римлянам 8:1).

"Великая борьба - это не просто символ... но и сражение в каждом человеке. Хотя Христос проложил путь всем людям, поделившись Своей победой, борьба за наше сердце и плоть все еще продолжается в нашем сердце и плоти. Безусловно, Христос победил ради нас. Но мы должны все время сознательно притязать на эту победу, и благодаря нашему выбору и решениям мы оказываемся на той или другой стороне великой борьбы" (Пособие).

В цитате из Пособия, которую я привела выше, мне очень нравится идея, что мы должны сознательно притязать на победу, которую УЖЕ одержал для нас Христос.

В других отрывках Павел дает рекомендацию, какие усилия с нашей стороны приблизят нас к самоконтролю. Речь идет о дисциплине ума, когда наше освященное мышление становится залогом правильных поступков. Об этом поговорим в следующем пункте.

4. Дисциплина ума или Победа с помощью мышления

Изучив этот урок ученики субботней школы смогут контролировать свое поведение с помощью мыслительной деятельности. Из урока мы знаем, что мышление и поведение сильно связаны. Мы ведем себя, исходя из того, что наполняет наш разум.

Библия дает несколько рекомендаций позитивного мышления. В тексте Филп. 4:8 перечисляются темы, которые должны находиться в центре нашего внимания.

Цитата


"И еще 'скажу вам', братья: пусть мысли ваши будут заняты 'только' тем, что истинно и честно, что справедливо и чисто, что достойно любви и восхищения, тем, что 'во всех отношениях' хорошо и похвально" (Институт перевода Библии в Заокском, К Филиппийцам 4:8) .

Размышление над следующими темами способствует развитию воздержания:

Цитата


"Так как вы воскресли из мёртвых вместе со Христом, пекитесь о том, что в небесах, где Христос восседает по правую руку от Бога. Продолжайте думать о том, что в небесах, а не о том, что на земле, ибо ваша прежняя суть умерла, а ваша новая жизнь сокрыта со Христом в Боге" (Современный перевод, К Колоссянам 3:1-3).

5. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская»

К сожалению, прочтение текста 1Иоан. 2:15,16 создает у некоторых христиан лишь ограниченную ассоциацию. Она касается сексуального влечения, порнографических журналов и тривиальной гордости. Автор Пособия мыслит несколько шире, и я с ним согласна.

Цитата

"Хотя сегодня похоть плоти и имеет устойчивую ассоциацию, она не ограничивается только сексуальным контекстом. Мы становимся жертвой похоти плоти, когда считаем удобства и удовольствия или достижение их наивысшей целью своей жизни.
«Похоть очей» означает желания, вызванные взглядом. Это не только порнография и все, что связано с ней. Это относится не только к тому, что мы буквально видим. Иначе это можно назвать поверхностным взглядом, склонностью оценивать вещи на основании их внешней привлекательности.
Мы можем даже считать «похоть плоти» силой, которая лежит в основе религиозного лицемерия, поскольку лицемер заинтересован в том, чтобы выглядеть религиозным. То же самое можно сказать и о некоторых формах законничества, когда люди думают о том, как они выглядят, делая правильные вещи или, более вероятно, не делая того, что кажется неправильным.
Рядом с «похотью плоти» находится «гордость житейская» — чрезвычайно сильное желание казаться выше других или убежденность в своей исключительности. Мы наблюдаем это сегодня в желании многих людей прославиться хоть чем-то и желательно на телевидении. Возможно, более точно это желание можно назвать «гордость этого века», поскольку жертва такого побуждения считает достижение высокого статуса и известности в этом веке самым важным в жизни" (Пособие).

Эту идею можно хорошо развить на уроке субботней школы. Из этого материала выйдет хорошее творческое задание. Итак, мозговой штурм!

  1. Создайте в классе установку на то, что тексты 1Иоан. 2:15,16 следует понимать в широком контексте. Назовите те распространенные ассоциации, которые вызывают стихи 1Иоан. 2:15,16, и выскажите свое недовольство ограниченностью такого мышления.
  2. Разделите класс субботней школы на 2 команды и попросите привести как можно больше примеров вышеуказанных "похотей".
  3. Подведите итоги.

Ваши ученики класса субботней школы станут понимать текст 1Иоан. 2:15,16 в самом широком контексте.

6. Перегибая палку

Хорошее - в меру! Даже такое благое дело, как самоконтроль может довести до законничества. Предложите членам класса субботней школы пофантазировать, какие последствия может иметь фанатизм в вопросах самоконтроля.

В качестве примера можете использовать историю о стоиках (из Пособия). Приверженцы стоической школы утверждали, что эмоции крайне вредны для человека, и только сильные люди могут позволить себе ничего не чувствовать.

В ходе изучения этого урока ваши ученики научатся отличать разумное отношение к самоконтролю от фанатичного.

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

@

Подготовлено Орловым Анатолием
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Цитата


"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (К Галатам 5:22,23).

Синодальный перевод использует слово воздержание. Словарь Ожегова производит это существительное от глагола воздержаться - удержать себя, отказаться от какого-нибудь действия. Но слово воздержание не передает всего смысла, заключенного в греческом слове, использованном Павлом. Апостол употребляет слово энкрАтэйя (ударение на "А"). Буквальное значение этого слова: власть, господство [эн - приставка со значением в, внутри; крат - корень от кратос сила, власть = внутренняя власть; власть, действующая внутри.]. Второе значение - самообладание. Большинство английских переводов используют слово самоконтроль (self-control).


Примечание @Администратора:
Правильно читать именно "энкратэйя", а не "эгкратэйя", как написано в Пособии. Греческая буква гамма перед другой гаммой, каппой, хи и кси передает звук "н".


Посмотрим, как использовалось это греческое слово в то время. Для этого ниже имеется перевод статьи из англоязычного богословского словаря Нового Завета.

энкрАтэйя - самоконтроль; целомудрие
энкратэУомай - проявлять самоконтроль; быть целомудренным
энкрАтэс - целомудренный

1. В философской этике классического периода и позднего эллинизма энкрАтэйя (от корня крат-, означающего силу или власть) играет значимую роль. Это слово и его производные приобретают особую важность в трудах Филона и ессеев. ЭнкрАтэйя обычно используется по отношению ко всем человеческим желаниям, включая потребность в пище и питье, сексе и общении. Таким образом энкрАтэйя обозначает свободную, самостоятельную и независимую личность, которая не позволяет себе быть искушаемым или отвлечённым какими-либо соблазнами.

2. Поскольку греческие мыслители часто используют слово энкрАтэйя , редкое использование его в Библии удивляет. В Септуагинте мы его находим только в нескольких отрывках литературы мудрости, испытавших влияние эллинизма (Книга Сираха 18:20; 4-я книга Маккавейская 5:34 - отказ от сексуальной и других чрезмерностей; Книга премудрости Соломоновой 8:21 - дар от Бога). В Евангелиях это слово вовсе не употребляется.

3. Группа слов с комплексом энкрат- встречается только 7 раз в остальном Новом Завете: существительное в Деян.24:25; Гал.5:23 и 2Петр.1:6 (дважды), глагол в 1Кор.7:9 и 9:25, прилагательное в Тит.1:8. В Посланиях Галатам, Титу и 2-ом Петра эти слова появляются в списках добродетелей и обозначают противоположное к асэлгэя, упомянутому в списке противоположных добродетелям качеств (Гал.5:19). Во всех случаях энкрат- относится прежде всего к половому воздержанию, и только во вторую очередь расширяет своё значение, включая позитивный аспект, т.е. общий самоконтроль и дисциплину.

4. Рассматривая значимость энкрат- в Новом Завете, необходимо различать друг от друга три характерные утверждения:
а) В 1Кор.9:25 Павел размышляет об целесообразной самодисциплине, служащей для большего блага. Он использует образ победы в атлетике, хотя на самом деле говорит о благовестнической миссии своего апостольства.
б) Греческая и эллинистическая идея добродетели присутствует в Деян.24:25 и в списках добродетелей в Гал.5:23; Тит.1:8 и 2Петр.1:5-7.
в) Конечно же, новозаветные авторы не позволяют своей концепции энкрАтэйя исчерпываться эллинистической концепцией добродетели. Лука в первую очередь пишет о "вере во Христа Иисуса"(Деян.24:24) и только затем о "правде и энкрАтэйя"(Деян.24:25). Павел описывает свою собственную энкрАтэйя (1Кор.7:9) как "дарование от Бога"(стих 7). В Гал.5:23 он описывает энкрАтэйя как "плод Духа". Далее, прежде чем требовать претворения в жизнь таких качеств как добродетель, рассудительность, энкрАтэйя и т.д., Петр указывает, что его адресаты приняли дар от Бога (2Петр.1:1-7). Призыв к целомудрию и самоконтролю основан на обетовании спасения во Христе Иисусе и Его Духе (Климент).

5. Библейские авторы редко употребляют группу слов с комплексом энкрат- потому, что были убеждены, что христианский образ жизни не есть вопрос самодостаточной этики, но скорее должен пониматься только как ответ на дар спасения, даваемый Самим Богом. Таким образом энкрАтэйя казалось им словом, имеющем ограниченное применение для выражения этой темы Библии.

Итак, библейское понимание воздержания - это не только просто самоконтроль, осуществляемый нами без чьей-либо помощи извне, а самоконтроль, вытекающий из полного подчинения Духу Святому.

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

@

Подготовлено Администратором ресурса
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Ну, о-очень коротко о Творческих заданиях на сегодня.

  1. Настоятельно рекомендую провести ТЗ, описанное в Шаге 4 Пособия. Мы говорили о нем в ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЯХ, когда затрагивали тему "Самодисциплина и самоконтроль".
  2. Можно провести мозговой штурм, подробнее об этом в теме «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», там же в ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЯХ.
Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

ПУБЛИКАЦИИ

@

На момент публикации в этом разделе пусто или мало информации.
Если вы желаете стать Ведущим этой рубрики, вам СЮДА>>

Дело, которое за вас никто не сделает

Так называется сборник лекций Ольги Стасюк.
В сегодняшнем выпуске рассылки мы публикуем 2 лекции этого христианского психолога на тему самоконтроля и воздержания.
Скачать ЗДЕСЬ>>

Назад к оглавлению

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга