Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

Приветствую вас, друзья!

Сегодня для вас (вне)очередной выпуск рассылки, Урок №6 "Плод духа - благость". сегодняшний урок - это скоре всего исключение, чем правило. Потому что я не гарантирую, что смогу сделать следующий.

 

Сегодня в выпуске:


Урок 6 "Плод духа - благость"

 

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. Суть благости

Неожиданным открытием для членов церкви будет то, что синонимами благости являются добродетель, милосердие и доброта. По крайней мере, в общинах, где я бывала, не придают значение тому, что благость - это добрые дела, которые мы делаем (или не делаем).

Можно дать на уроке творческое задание на подбор синонимов. Задание следует дать на органиченном количестве вариантов: предложите ученикам несколько слов, и попросите найти синонимы.

Например среди:

2. Добро возвращается или Любовь к любящим

Одна из целей урока - побудить учеников ДЕЛАТЬ добрые дела, а не только размышлять о том, как их делать. Испытанным средством побуждения человека к действию во все времена был есть - живой пирмер. И не важно, сколько лет этой истории, не суть, пересказана она много раз или повествуется от первого лица.

Чтобы побудить человека к действиям (к добрым делам, к контексте нашего урока) можно напомнить библейские обетование и привести примеры: и библейские, и личные. Будет кстати, если вы попросите членов класса субботней школы рассказать о том, какие добрые дела они уже сделали или собираются сделать. Для "затравки" сами как учитель расскажате свою или чью-то историю. В разделе ПУБЛИКАЦИИ есть маленький рассказ о том, как добро возвращается.

3. Мотивы доброты

Удивительно, но факт: человек редко осознает свои истинные мотивы. А разделе ПУБЛИКАЦИИ (см. ниже) вы найдете статью "Мотивы-невидимки". Вас ждет много открытий. А на уроке можно дать творческое задание "Любовь к любящим". Оно открывает глаза на те наши мотивы, которые касаются добрых дел. Вот интересная цитата из Псобия по изучению Библии.

Цитата

"Всегда легко быть добрым к тому, от кого можно получить пользу. В таком случае добрым станет каждый. Однако сложнее быть добрым к тем, кто никогда не сможет воздать тебе, особенно если твоя доброта тебе чего-то стоит. Это действительно проверка. Исследуйте себя. Каковы мотивы вашей доброты: бескорыстная любовь или желание быть первым? Если верно последнее, как вы можете измениться?" (Пособие "Плод Духа", 2010)

Итак, на уроке наши ученики частично осознают свои мотивы к добрым делам.

4. Совершенство - как добродетель к врагам

После этого урока члены класса субботней школы научатся проявлять благость не только к любящим, но и к врагам. Главный отрывок для этой цели - Мф. 5:43-48.

Цитата

"Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (От Матфея 5:42-48).

Совершенство, о котором говорит Иисус заключается в том, чтобы делать добро не только любящим, но и врагам. На уроке было бы хорошо рассказать один-два примера доброго отношения к недоброжелаьелям.
Вот еще цитата.

Цитата

Это значит любить наших врагов, молиться за наших обидчиков, с добротой относиться к тем, кто не проявляет доброты к нам. Именно такое определение Иисус дал слову "совершенный". Представьте себе, какими были бы наши церкви и наши семьи, если бы мы умерли для своего "Я" и жили согласно учения Христа! Мы обладали бы такой силой и свидетельством, против которых не устояли бы врата ада. Что останавливает нас? Ничто кроме наших греховных мстительных сердец, которые часто вынуждают нас поступать подобно "мытарям".

5. Препятствия проявлению любви

Увы, добрые дела (особенно в своей семье!) мы делаем не всегда. Тому есть причины.

Цитата

«Многие считают проявление любви слабостью, и они сохраняют позицию, которая отталкивает других. Этот дух подавляет расположение. Когда дружественные благородные побуждения сдерживаются, то они могут совсем исчезнуть, и сердце становится опустошенным и холодным. Мы должны остерегаться этой ошибки. Любовь не может долго существовать, если она не проявляется. Пусть же сердце того, кто связан с вами, не страдает от недостатка доброты и сочувствия...» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 107).

Существует много причин, почему человек не проявляет любви к ближним. На уроке можно "прощупать" следующие препятствия:

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Сегодня в этом разделе пусто :(

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

Творческое задание "Синонимы"

Неожиданным открытием для членов церкви будет то, что синонимами благости являются добродетель, милосердие и доброта. В наших общинах редко ставится акцент на том, что благость - это те добрые дела, которые мы делаем (или не делаем) своим ближним.

Цель задания: определиться с тем, что такое благость. Как она относится с другими добродетелями?

Суть ТЗ. Вы предлагаете ученикам класса найти среди предложенных слов синонимы - слова похожие по смыслу. Пусть этими словами будут, например следующие. МИЛОСЕРДИЕ, БЛАГОСТЬ, ДОБРОТА, ТЕРПЕНИЕ, ЛЮБОВЬ. Готовясь к уроку, вы можете написать их на небольших листочках. И вооружившись степлером (который тоже надо будет взять из дому) скреплять слова-синонимы. Близкими по смысла являются милосердие, благость, доброта.

Можно также построить иерархию: одни понятия являются проявлением других. БЛАГОСТЬ (со своими синонимами) и ТЕРПЕНИЕ являются проявлением ЛЮБВИ. Терпение - как пассивная составляющая, добрые дела - любовь в действии, активное проявление.

Вопросы:

  1. Какие из предложенных слов являются близкими по смыслу?
  2. Чем отличаются другие слова? Являются ли одни понятия проявлением других? Какие?
  3. Чем отличаются ТЕРПЕНИЕ и БЛАГОСТЬ (со ее сононимами) друг от друга.

Творческое задание "Любовь к любящим"

Суть ТЗ в том, что вы указываете ученикам на зависимость их добродетели от обстоятельств.

В начале задания вы раздаете ученикам мателькие листочки (одна восьмая часть листа А4 - много писать не будем).

  1. На одной стороне листочка: Назовите несколько человек, которые были к вам добры и вы им за это благодарны.
  2. На другой стороне листка: Как вы думаете, если ли в церкви люди, которые благодарны вам за что-либо? Или: люди, которым вам хотелось бы делать доброе дело (отплатить добром)?

Внимание! Сначала дается первое задание (одна сторона листочка) и только когда выполнят - второе. Недопускается озвучивать все вместе. На выполнение отводится время.

Вопросы:

Вывод: человеку легко (свойственно!) делать добро тем, кто ему сделал. Но это не отличает нас от мытарей из отрывка Мф.5:43-48, которые далели добро только любящим их.

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

Фрагмент урока "Определение благости".
Последовательность вопросов: обратная, от практики к теории.
Цели: мотивация класса (ледокол), правильное понятие благости.

ТЗ "Синонимы"

Найдите синонимы среди слов МИЛОСЕРДИЕ, БЛАГОСТЬ, ДОБРОТА, ТЕРПЕНИЕ, ЛЮБОВЬ. (Это первые три слова. В ходе рассуждения скрепите их степлером).
Чем отличаются другие слова? Являются ли одни понятия проявлением других? Какие? (Во главе иерархии стоит слово ЛЮБОВЬ. Терпение и благость+милосердие+доброта являются проявлением любви. Терпение - пассивная составляющая, добрые дела - любовь в действии).


Аналитический вопрос


Итак, какое определение благости вы дадите?


Информационный вопрос


Какие примеры добрых дел (благости) вы знаете из Писания? (Давид и Мемфивосфей, Вооз и Руфь, Авигея и Давид, Мария, помазавшая ноги Иисуса)

 

Фрагмент урока "Мотивы доброты".
Последователньость вопросов: прямая, от теории к практике.
Цели: осознать, что добро действительно возвращается; понять свои истинный мотивы добрых дел.


Иформационный вопрос

Прочитаейте отрывок. О чем здесь говорит Иисус?
"Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (От Луки 6:38).


Практический вопрос


Действиетльно ли добро возвращается? Были ли в вашей жизни примеры, когда вам вернулось сторицей?

ТЗ "Любовь к любящим"

См. выше в разделе ФИШКИ.

  1. Назовите нескольких человек, которые были к вам добры и вы им за это благодарны.
  2. Как вы думаете, есть ли в церкви (или вне ее) люди, которые благодраны вам за что-либо?
    Или: Люди, которым вам хотелось бы сделать доброе дело? Назовите их.

Вопросы:

  • Люди, которых вы написали на разных сторонах листка - это одни и те же люди?
  • Или: Это правла, что люди во втором списке - это те, кто когда-то сделал вам доброе дело?
  • Есть ли в любом из списков ваши недображелатели?

Вывод: человеку легко (свойственно!) делать добро тем, кто ему сделал.
Цитата: "Всегда легко быть добрым к тому, от кого можно получить пользу. В таком случае добрым станет каждый. Однако сложнее быть добрым к тем, кто никогда не сможет воздать тебе, особенно если твоя доброта тебе чего-то стоит. Это действительно проверка. Исследуйте себя. Каковы мотивы вашей доброты: бескорыстная любовь или желание быть первым? Если верно последнее, как вы можете измениться?"

 

Фрагмент урока "Любовь к врагам - как совершенство"
Последовательность вопросов: прямая.
Цель: обрести совершенство - научиться делать добро врагам.


Информационный вопрос

Прочитаем Мф. 5:43-48. Какими хочет видеть нас Бог в контексте этого отрывка?
В чем заключаетс совершенство, о котором говорит Иисус?


Аналитический вопрос


Встречается ли превратное толкование этого текста?


Практический вопрос

Можно ли без этого "пунктика" быть христианином? Почему?
Цитата: "Это значит любить наших врагов, молиться за наших обидчиков, с добротой относиться к тем, кто не проявляет доброты к нам. Именно такое определение Иисус дал слову "совершенный". Представьте себе, какими были бы наши церкви и наши семьи, если бы мы умерли для своего "Я" и жили согласно учения Христа! Мы обладали бы такой силой и свидетельством, против которых не устояли бы врата ада. Что останавливает нас? Ничто кроме наших греховных мстительных сердец, которые часто вынуждают нас поступать подобно "мытарям".


Практический вопрос

А почему одни христиане раньше достигают этого состояния, а другие позже, а кто-то вообще не достигает?
(Вспомнить Марию, помазавшую ноги Иисуса). "А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (От Луки 7:47).
Что Бог простил вам за прошедшие годы? Как осознание этого прощения помогает вам в отношениях с теми, кто причиняет вам боль?

Резюме


Подумайте, кому из своих недображелателей вы бы могли сделать доброе дело на этой неделе?

 

Назад к оглавлению

ПУБЛИКАЦИИ

 

Добро возвращается

Брайан ехал по пустынной дороге, когда он увидел на обочине заглохший Мерседес. Несмотря на слабое освещение, он увидел в нем пожилую женщину, которая выглядела совершенно растерянной. Он остановился перед ее машиной, вышел из своего старого Понтиака и направился к отчаявшейся женщине. Несмотря на улыбку, написанную на ее лице, он чувствовал, как она была испугана. Все время, пока она сидела в машине, никто не остановился. Этот молодой человек, не причинит ли он ей зла?

<<Я вам помогу, Мадам, сказал он. Пересядьте в мою машину, где вам будет немного теплее, мое имя Брайан Андерсон>>.

Он обнаружил, что у нее лопнуло колесо. Но в силу возраста она не могла справиться с этим сама. Брайан присел на корточки, посмотрел под машиной, чтобы определить, куда поместить домкрат, потер руки, чтобы согреть пальцы, и принялся за работу. Женщина увидела что, заменяя шину, он испачкался и поранил руку. Пока он затягивал гайки, она опустила стекло и стала говорить с ним. Она объяснила, что гостила в Сан-Луисе и была здесь проездом. Она не нала, как отблагодарить его за помощь. Брайан улыбался, закрывая багажник. Дама спрашивала, сколько она ему должна. Она сказала, что цена не имела значения, настолько она была напугана, представляя себе ужасные вещи, которые могли бы произойти с ней, если бы он не остановился помочь ей.

Брайан ответил, что она ему ничего не должна. Это не было для него работой. Он просто помог кому-то в трудную минуту. Только Бог знал, сколько раз люди помогли ему в прошлом. Он сказал, что если ей действительно хочется заплатить ему, то в следующий раз, когда она увидит кого-то в нужде, пусть окажет помощь этому человеку и тогда вспомнит о нем.

Он подождал, пока она завела свою машину, чтобы продолжить свой путь. Это был прекрасный холодный день, жизнь была нелегка для него в этот период, но он чувствовал себя хорошо, возвращаясь домой. Через несколько километров женщина увидела ресторан. Она вошла в него, чтобы обогреться и перекусить перед дорогой. Это был скромный ресторан, возле него находились две бензоколонки. Девушка, которая обслуживала ее, принесла чистую салфетку, чтобы женщина высушила свои намокшие волосы.

У нее была приветливая улыбка, несмотря на то, что она целый день была на ногах. Она была беременна примерно 8 месяцев. Дама видела, что ни работа, ни усилия не лишили ее приветливости! Дама задала себе вопрос, как могла она быть столь щедрой по отношению к незнакомому человеку. Тотчас она вспомнила о Брайане.

Когда она закончила свой ужин, она заплатила за него банкнотой в 100 долларов. Девушка пошла за сдачей. Но дама быстро вышла из ресторана, торопясь, пока девушка не вернулась.Когда девушка вернулась со сдачей, она задала себе вопрос, куда же исчезла женщина.
Тогда она заметила на столе записку. Слезы брызнули из ее глаз, когда она прочитала то, что написала ей дама :

<<Вы мне ничего не должны. Я просто прошла мимо. Кто-то помог мне сегодня, как я это делаю для вас. Если вы хотите действительно заплатить мне в ответ, вот что нужно сделать: не позволяйте этой цепочке любви закончиться на вас>>.

Под салфеткой на столе лежали еще четыре банкноты по 100 долларов.
Даже если были еще столы, которые нужно было почистить, и сахарницы, которые нужно было наполнить сахаром, девушка решила оставить это на завтра. Она вернулась домой и, укладываясь спать, думала о деньгах и о том, что написала дама. Как могла она знать о том, как нуждались она и ее муж? Она знала, как ее муж был обеспокоен и, прижавшись к нему, нежно поцеловала и тихо сказала :
<<Все будет хорошо. Я люблю тебя, Брайан Андерсон>>.
...добро возвращается...

Назад к оглавлению

Мотивы-невидимки

Это покажется вам удивительным, НО!!!...
Человеку не свойственно осознавать свои истинные мотивы.
Вы удивились? А это правда.

Примеры:

Цель - это еще не мотив! Цель (или мотивировка) - это ответ человека на вопрос, зачем он это делает.

Но не все так плохо, друзья мои!!
Существует механизм, превращение цели в мотив (называется "сдвиг мотива на цель").

Вот пример:

Моя молитва: "Господи, помоги мне осознать свои мотивы, чтобы регулировать свою деятельность!"

 

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга