Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

Всем привет!

Стараюсь не отставать и готовить выпуски рассылки вовремя. В этот раз почти без опозданий.

Практические темы урока, на которые стоит обратить особое внимание - это "Братство общения" и "Личное свидетельство об Иисусе". Далее подробнее.

Макет задания для "фишки" опубликуется после, и книга "Иисус" Макдауэлла и Ларсона - тоже. Спасибо за понимание.

Сегодня в выпуске:


Урок 2. Очевидец Слова жизни

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. Мы - свидетели Иисуса Христа

Урок субботней школы затрагивает вопросы личного знакомства с Иисусом Христом. Опыты и свидетельства, которые могут быть рассказаны в вашем классе, положительно повлият на всю группу. Чей-то рассказ. как он узнал Иисуса Христа на личном опыте, может подтолкнуть остальных учеников субботней школы к живому более тесному общеению с Сыном Божьим.

В качестве примера можете воспользоваться вступлением Джоша МакДауэлла к книге "Иисус", где он описывает свою личную встречу с Богом. Смотрите ниже в разделе Публикации.

В сегодняшнем выпуске вы найдете творческое задание на сравнение 1Ин.1:1-5 и Ин.1:1-5, которое поможет вам начать блок урока "Мы - свидетели Иисуса".

Чтобы побудить группу субботней школы поделиться личными свидетельствами можно использовать вопросы из пособия:


Практический вопрос


В отличие от апостола Иоанна мы не "рассматривали" Иисуса во плоти. Тем не менее как мы можем видеть Его, слышать Его голос и рассматривать Его сегодня?

А чтобы углубить взаимоотношения с Иисусом используйте:


Практический вопрос

"И мы видели и свидетельствуем", - говорит Иоанн (1 Ин. 1:2). Встреча с Иисусом Христом предшествует свидетельству о Нем. Как вы узнали Иисуса Христа на личном опыте - как Бога, или как человека?

Думаю, вам также пригодятся комментарии на 1-е Иоанна, 1:1-5 У. Баркли

2. Нам не жить друг без друга (братство общения)

Цитата

О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом" (1-е Иоанна 1:3).

Смотрите заначение слова "общение" (койнония) в Греческом лексиконе Стронга - в Комментприях и переводах.

На уроке ваши ученики могут вспомнить теплоту братских уз - случаи, когда им кто-то помог в тяжелое для них время. Это поможет вам как учителю сплотить, сдружить группу субботней школы. А последний вопрос из предложенных мною поможет вам и вашей группе выявить актуальные социальные потребности друг друга.


Практический вопрос

В какие именно моменты вы особенно чувствовали, что церковь - ваша семья?


Практический вопрос

Что должно произойти (приведите примеры ситуаций), чтобы вы почувствовали братскую заботу своих сестер и братьев?

Перефраз.: Что должны сделать братья и сестры, чтобы вы почувствовали их заботу о себе.

В разделе Комментарии и переводы смотрите дополнительную информацию Баркли о церковном братстве в 1-м Иоанна 1.

3. Подлинно Бог и подлинно Человек

В учительских Комментариях к этому уроку подробно рассматривает тема природы Иисуса Христа. Он "Бог, явившийся во плоти", подлинно Бог и подлинно человек.

Очень бы не хотелось, чтобы на уроке субботней школы разгорелась дисскусия на эту тему. Чтобы быть подкованным в этом вопросе прочитайте полностью книгу Джоша МакДауэлла и Барта Ларсона "Иисус". Для себя лично я нашла в ней богатый материал для исследования.

Книга пригодится вам не только для подготовки к уроку, но и в течении всего квартала, а может и всей жизни. Будьте благословенны!

Скачать книгу можно по ссылке, ведущей на наш сайт. ЗДЕСЬ>> (Тороплюсь, не успеваю, книгу выложу после отдельной ссылкой)

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Слово "общение" в Греческом лексиконе стронга

Общение
koinwni/a

(взаимо)отношения, (со)участие, общение, общительность, подаяние, пожертвование.

Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

"Церковное братство" из Комментария Баркли к 1-му Иоанна 1 главе

Иоанн не только обращается к высшим сферам христианского богословия: он излагает некоторые крайне практические проблемы христианской Церкви и жизни. Ни один другой новозаветный автор не подчеркивает столь неустанно и столь энергично настоятельную необходимость церковного братства. Иоанн убежден в том, что христиане связаны не только с Богом, но и друг с другом. "Если же ходим во свете... то имеем общение друг с другом" (1,7). Человек, утверждающий, что ходит во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме; кто любит брата своего, тот пребывает во свете (2,9-11). Доказательством того, что человек перешел из тьмы в свет, является его любовь к брату. Человек, ненавидящий своего брата, является убийцей, как Каин. Человек, обладающий достатком, чтобы помочь своему брату в бедности и не делающий этого, не может утверждать, что в нем пребывает любовь Божия. Смысл религии состоит в том, чтобы верить во имя Господа Иисуса Христа и любить друг друга (3,11-17,23). Бог есть любовь, и потому любящий человек близок Богу. Бог возлюбил нас и именно поэтому мы должны любить друг друга (4,7-12). Человек, заявляющий, что любит Бога, и в то же время ненавидящий брата - лжец. Заповедь Иисуса такова: любящий Бога должен любить и брата своего (4,20.21).

Иоанн уверен в том, что человек может доказать свою любовь к Богу лишь через любовь к своим собратьям, и что любовь эта должна проявляться не только в сентиментальном чувстве, но и в реальной, практической помощи.

"Слово" в Библейском словаре Э.Нюстрема

Слово — одно из имен, которым Иоанн называет Иисуса Христа. «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог... и Слово стало плотью» (Иоан. 1:1,14). В 1 Иоан. он называет Его «Словом жизни» и в Отк. 19:13 «Словом Божиим». В 1. главе книги Бытия повторяется более 10 раз «Бог сказал». Все эти слова Божий Иоанн заключает в единственном, великом, живом и личном «Слове». Во всех сказанных словах апостол Иоанн находит говорящее «Слово». Мессия есть Слово, в Котором живет слово Божие и из Которого исходит Слово Божие, подобно тому, как Он есть Премудрость, ибо в Нем обитает и через Него говорит премудрость Божия (Лук. 11:49; 1 Кор. 1:24,30; Еф. 3:10). Слово Божие и премудрость Божию уже в Ветхом Завете начинали понимать, как личность, что видно из следующих мест: о Слове — Пс. 32:4,6; 106:16-20; 118:89-105; 147:4, 7; и о премудрости — Иов. 28:12 и дал.; Прит. гл. 8 и 9, а также и в апокрифических книгах: книга Сираха и Премудрости Соломона. См. Прит. 8: 22 и дал. Премудрость была создана прежде всего, от вечности; она присутствовала, когда Бог водрузил горы и уготовил небо и т.д. 6 халдейских переводах Ветхого Завета, т.н. Таргумах, часто встречается выражение Мемра», т.е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано Иегова, особенно в тех случаях, где Иегова открывается Своему народу или говорит с ним. Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т.д.; в Быт. 19:24 сказано, что «Слово Иеговы низвело на Содом огонь и серу от Иеговы».

В одном из этих халдейских переводов (Таргум Ионафана) сказано в Ис. 45: 18,22,25: «Так говорит Иегова... если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь». В Слове Иеговы все семя Израилево будет оправдано и прославлено. Когда в Быт. 31:13 ангел Иеговы говорит Иакову, что Он тот Бог, Которому Иаков дал обет в Вефиле, то в «Онкелос Таргум», другом халдейском переводе, говорится, что Иаков дал свой обет Слову Иеговы: «если Слово Иеговы сделается моею помощью, то Слово Иеговы будет мне Богом» (Быт. 28:20 и дал.). Эти места показывают, что определенное (различие между Иеговою и Его Словом, которое
рассматривается, как личность — Ангел Господень» или «Ангел Союза», все яснее и яснее выступало в сознании ветхозаветных людей, пока, наконец, Слово Само не воплотилось и не указало на Себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11:49), говоря: «Я есмь путь, истина и жизнь, ...кто видел Меня, видел Отца» (Иоан. 14:6,9).

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

Творческое задание "Сравнительная характеристика 1-го Иоанна 1:1-5 и Иоанна 1:1-5"

Не смотря на то что задание сравнить эти 2 текста встречалось в пособии для изучения Библии (которое ваши ученики прилежно штудировали дома) его можно предложить на уроке субботней школы в церкви.

Предложите братьям и сестрам, которые посещают вашу группу, заполнить таблицу, ответив на вопросы:

Для выполнения задания в группе субботней школы есть готовый макет для печати. ЗДЕСЬ>> (Тороплюсь, не успеваю, макет задания сделаю и вышлю после)

Задание

Звучит задание просто.

Задание-1


Перечитайте вступления к Евангелию и Первому Посланию Иоанна (1-е Иоанна 1:1-5 и Иоанна 1:1-5). Найдите общее в этих отрывках.

Задание-2

Перечитайте вступления к Евангелию и Первому Посланию Иоанна (1-е Иоанна 1:1-5 и Иоанна 1:1-5). В этих отрывках очень много общего, но по-разному расставлены акценты. Исследуйте, на чем поставил ударение апостол Иоанн в этих текстах?

Мой вариант ответов на вопросы

Общее:
  1. "В начале", "От начала";
  2. О Слове Жизни, о Слове;
  3. Жизнь БЫЛА У ОТЦА и явилась к нам, Слово БЫЛО У БОГА;
  4. Свет и тьма.
Акц енты:

Цель творческого задания (Зачем это нужно?)

Цель... с чего и следовало начинать.

ТЗ, которое я вам предложила носит исследовательский характер. В нем нет практических вопросов, побуждающих изменить свою жизнь. Но это не значит, что оно окажется бесполезным для вашей группы субботней школы.

Во-первых, такое исследование пробуждает интерес к глубокому исследованию Библии - ваши учении почувствуют вкус к внимательному чтению Библии.

Во-вторых, поскольку данная тема затрагивалась в Пособии, это стимулирует вашу группу исследовать на неделе урочник, чтобы уж совсем не отстать от жизни.

В-третьих (вам, как учителю, этот особенно пригодится в методических целях), от творческого задания можно быстро перейти к другим блокам урока - к теме о роли свидетелей и очевидцев и к вопросу о том, каким личным свидетельством каждый из нас может поделиться с ближними.

Итак, дерзайте!

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

Фрагмент урока "Мы - свидетели Иисуса Христа"

Творческое задине "Сравнительная характеристика 1Ин.1:1-5 и Ин.1:1-5"

Подробнее см. в раделе Фишки.

  • Найдите общее в этих отрывках.
  • Исследуйте, на чем поставил ударение апостол Иоанн в этих текстах?
!
Цитата

Итак мы выдим, что в Послании Иоанн делает акцент на том, что он лично знал Иисуса: видет, рассматривал, осязал". Я зачитаю вам, что пишут комментаторы по поводу личного свидетельства Иоанна.

Зачитайте кое-что из Комментария Баркли на отрывок 1-е Иоанна 1:1-5 (см. Публикации).


Практический вопрос

В отличие от апостола Иоанна мы не "рассматривали" Иисуса во плоти. Тем не менее как мы можем видеть Его, слышать Его голос и рассматривать Его сегодня?

!
Цитата

Если образуется заминка зачитайте личное ствидетельства Джоша МакДауэлла из его книги "Иисус" (см. Публикации). Попросите группу поделиться личными свидетельствами об Иисусе.


Практический вопрос

"И мы видели и свидетельствуем", - говорит Иоанн (1 Ин. 1:2). Встреча с Иисусом Христом предшествует свидетельству о Нем. Как вы узнали Иисуса Христа на личном опыте - как Бога, или как человека?

Назад к оглавлению

ПУБЛИКАЦИИ

Иисус. Джош МакДауэлл, Барт Ларсон

Один из авторов рассказывает о соем личном знакомстве с Иисусом

Когда-то я принялся за изучение христианства с тем, чтобы написать книгу в насмешку над ним. Я думал, что столкнусь с богословской идеологией или с философской гипотезой, изложенной в богословских терминах. Для меня христианство было всего лишь верой, построенной на учении ее основателя, набором простых житейских и религиозных принципов.

Однако после тщательных изысканий я пришел к выводу, что христианство - это вовсе не религия людей, прокладывающих путь к Богу посредством "добрых дел", не послушание шаблону религиозного обряда. Нет. Оно оказалось отношением с Богом Живым через Его Сына Иисуса Христа. К изумлению своему, я столкнулся с личностью, а не с религией. Это была личность с ошеломляющими притязаниями насчет Себя - наравне со всеобъемлющими притязаниями на мою жизнь. Как непохож оказался Иисус на то, чего я ожидал! Другие религиозные вожди предлагали свои учения. Иисус предлагал Себя Самого. Другие бы спросили: "Как вы относитесь к моему учению?" Иисус спрашивал: "Как вы относитесь ко Мне?"

Личная моя борьба столкнула меня лицом к лицу с личностью: Иисусом Христом. Но был ли Он тем, кем объявлял Себя?

В других книгах ("Неоспоримые свидетельства", "Не просто плотник", "Фактор воскресения" и др.) я приводил некоторые из свидетельств, как библейских, так и исторических, которые убедили меня в том, что Иисус - Сын Божий. После этих работ я ощутил потребность в книге, сосредоточенной на библейских притязаниях Иисуса быть Богом в человеческой плоти, воплощенным Богом. Позвольте нам с Бартом поделиться с вами своими изысканиями и находками.

Джош Макдауэлл

Комментарий Баркли на отрывок 1-е Иоанна 1:1-5

Пастырские цели (Иоан. 1,1-4)

Каждый человек, начиная писать письмо или послание, или поднимаясь на кафедру для чтения проповеди, имеет перед собой определенную цель - он хочет оказать воздействие на умы, сердца и жизни тех, кому адресовано его благовествование. И здесь, уже в самом начале, Иоанн указывает на цель своего послания.

1. Он хочет установить братские отношения между людьми и дружеские отношения людей с Богом (1,3). Цель пастыря всегда должна состоять в том, чтобы сблизить людей между собой и с Богом. Свидетельства, вызывающие разделение и разногласия между людьми - это ложные свидетельства. Христианское свидетельство имеет, в общих чертах, две великие Цели: любовь к человеку и любовь к Богу.

2. Он хочет принести своим людям радость (1,4). Радость - главная и важнейшая черта христианства.

Свидетельство, которое подавляет и обескураживает слушателей, не может выполнить своей функции. Правда, учитель и проповедник часто должны вызывать в человеке благочестивое сожаление, которое должно привести к истинному раскаянию. Но, после того, как людям указано на смысл греха, их должно привести к Спасителю, в Котором прощены все грехи. Конечная цель христианского свидетельствования - радость.

3. Для этого он должен представить им Иисуса Христа. Один крупный профессор говорил своим студентам, что цель их, как проповедников, заключается в том, чтобы "сказать доброе слово об Иисусе Христе". А о другом выдающемся христианине говорили, что, с чего бы он ни начинал свой разговор, он непременно обращал его к Иисусу Христу.

Дело просто в том, что, для того, чтобы вступить в братские отношения между собой и с Богом и обрести радость, люди должны знать Иисуса Христа.

Право пастыря говорить (1 Иоан. 1,1-4 (продолжение))

Здесь, в самом начале своего послания, Иоанн обосновывает свое право говорить, и это сводится к одному - он лично знал Иисуса и общался с Ним (1,2.3).

1. Он слышал Христа. Когда-то очень давно Седекия сказал Иеремии: "Нет ли слова от Господа?" (Иер. 37,17). Людей, в действительности, интересуют не чье-либо мнение или догадки, а слово от Бога. Об одном выдающемся проповеднике говорили, что он сперва прислушивался к тому, что скажет Бог, а потом сам говорил к людям; о другом проповеднике тоже говорили, что во время проповеди он часто замолкал, как бы прислушиваясь к чьему-то голосу. Настоящий учитель - это человек, у которого есть слово от Иисуса Христа, потому что он слышал Его голос.

2. Он видел Христа. Рассказывают, что однажды кто-то сказал крупному шотландскому проповеднику Александру Уайту: "Сегодня вы проповедовали так, как будто пришли прямо от присутствия Христова". Уайт ответил на это: "Может быть, я действительно пришел оттуда". Мы не можем видеть Христа во плоти, как Его видел Иоанн, но мы все же можем видеть Его через веру.

3. Он рассматривал Его. Каково же различие между видеть и рассматривать? В греческом тексте для видеть употреблено слово хоран, имеющее значение физического видения; рассматривать в греческом тексте употреблено слово феасфай, имеющее значение пристально вглядываться в кого-то или во что-то, до тех пор, пока не поймешь человека или предмет. Так, обращаясь к толпе, Иисус спросил: "Что смотреть (феосфай) ходили вы в пустыню?" (Лук, 7,24), и этим словом Он подчеркивает, как люди валили толпами, чтобы рассматривать Иоанна Крестителя и разгадать, кем бы он мог быть. Говоря об Иисусе в прологе к своему Евангелию, Иоанн говорит: "Мы видели славу Его" (Иоан. 1,14). И здесь Иоанн употребил слово феосфай, в смысле, что это был не беглый, а пристальный, ищущий взгляд, пытающийся открыть хоть часть тайны Христовой.

4. Он осязал Христа своими руками. У Луки есть рассказ о том, как Иисус вернулся к Своим ученикам после Воскресения и сказал: "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лук. 24, 39). Здесь Иоанн имеет в виду тех самых докетистов, которые были настолько одержимы идеей противопоставления духовного и материального, что утверждали, будто Иисус не был из плоти и крови, что Его человечество, якобы, было лишь иллюзией. Они отказывались верить в это, так как понимали, что Бог осквернит Себя, приняв на Себя плоть и кровь. Иоанн же утверждает здесь, что Иисус, Которого он знал, был подлинно человеком среди людей; Иоанн понимал, что нет ничего опаснее, чем подвергать сомнению человеческую природу Иисуса.

Свидетельство пастыря (1 Иоан. 1,1-4 (продолжение))

Иоанн свидетельствует об Иисусе Христе следующее. Во-первых, он говорит, что Иисус был от начала. Другими словами, в Иисусе вечность вторглась во время; в Нем вечный Бог лично вторгся в мир людей. Во-вторых, это вторжение в мир людей было реальным вторжением, Бог действительно воплотился в человека. В-третьих, через этот поступок к людям пришло слово жизни, то слово, которое может обратить смерть в жизнь, а простое существование в настоящую жизнь. В Новом Завете благая весть снова и снова называется словом, и крайне интересно посмотреть, в каких разных сочетаниях оно употребляется.

1. Чаще всего его называют слово Божие (Деян 4,31; 6,2.7; 11,1; 13,5.7.44; 16,32; Фил. 1,14; 1 Фес. 2,13; Евр. 13,7; Отк. 1,2.9; 6,9; 20,4). Это не человеческое открытие, оно идет от Бога. Это свидетельство Божие, которое человек не смог бы открыть сам.

2. Часто благую весть называют словом Господним (Деян. 8,25; 12,24; 13,49; 15,35; 1 Фес. 1,8; 2 Фес. 3,1). Не всегда ясно, Кого называют авторы Господом - Бога или Иисуса, но чаще всего это Иисус.

Евангелие - благая весть, которую Бог мог послать людям только через Своего Сына.

3. Дважды благую весть называют словом слышанным (логос акоес) (1 Фес. 2,13; Евр. 4,2). Другими словами, оно зависит от двух моментов: от голоса, готового сказать его, и уха, готового слышать его.

4. Свидетельство благой вести - это слово о Царствии (Мат. 13,19). В нем Бог провозглашается Царем, а люди призываются оказывать Богу повиновение, что позволит им стать гражданами Его Царствия.

5. Благая весть - слово Евангелия (Деян. 15, 7; Кол. 1, 5). Евангелие - это значит благая весть; и Евангелие есть, в сути, благая весть людям о Боге.

6. Свидетельство благой вести - это слово благодати (Деян. 14,3; 20,32). Это - благая весть о щедрой и ничем не заслуженной любви Божией к человеку; это весть о том, что на человека больше не давит бремя невыполнимой задачи - заслужить любовь Божию: она дается ему свободно, даром.

7. Свидетельство благой вести - это слово спасения (Деян. 13,26). Это - предложение простить грехи прошлые и дать силу преодолеть грехи будущего.

8. Евангелие - слово примирения (2 Кор. 5,19). Это свидетельство восстанавливает отношения между человеком и Богом в Иисусе Христе, Который разрушил созданный грехом барьер между человеком и Богом.

9. Евангелие - слово о Кресте (1 Кор. 1,18). Сутью благой вести является Крест, на котором людям дано последнее доказательство прощающей, жертвующей, ищущей любви Божией.

10. Евангелие - слово истины (2 Кор. 6, 7; Еф. 1,13; Кол. 1,5; 2 Тим. 2,15). После получения благой вести не нужно больше гадать и искать во тьме на ощупь, потому что Иисус Христос принес нам истину о Боге.

11. Евангелие - слово правды (Евр. 5,13). Евангелие дает человеку силу разорвать силу зла и порока и подняться до правды и праведности, радующей взор Бога.

12. Евангелие - здравое учение [у Баркли: здравое слово] (2 Тим. 1,13; 2,8). Оно - противоядие, исцеляющее от яда греха и панацея от болезней порока.

13. Евангелие - слово жизни (Фил. 2,16). Силою Евангелия человек избавлен от смерти и получит возможность вступить в лучшую жизнь.

Бог - это свет (1 Иоан. 1,5)

Характер Бога, которому человек поклоняется, определяет его характер, и потому Иоанн с самого начала говорит о натуре Бога и Отца Иисуса Христа, Которому поклоняются христиане. "Бог, - говорит Иоанн, - есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". Что говорит это нам о Боге?

1. Это говорит нам, что Бог - это сияние и слава. Нет ничего величественного, чем вспышка огня, пронизывающая тьму. Сказать, что Бог есть свет - значит говорить о Его абсолютном великолепии и славе.

2. Это говорит нам о самораскрытии Бога. Для света характерно распространяться и освещать тьму вокруг себя. Сказать, что Бог есть свет, значит, сказать, что в Нем нет ничего скрытного и тайного. Он хочет, чтобы люди видели Его и знали Его.

3. Это говорит нам о непорочности и святости Бога. В Боге нет никакой тьмы, скрывающей зло и порок. Сказать, что Бог есть свет, значит, говорить о Его кристальной чистоте и незапятнанной святости.

4. Это говорит нам о том, что Бог направляет нас. Одно из главных назначений света - указывать путь. Освещенная дорога - ясная дорога. Сказать, что Бог есть свет, значит, сказать, что Он направляет стопы людей.

5. Это говорит нам о том, что в присутствии Бога все становится видимым. Свет открывает и проявляет все. Изъяны и пятна, невидимые в тени, становятся очевидными на свету. Свет вскрывает недостатки и несовершенство в каждом изделии или материале. И потому в присутствии Бога видны несовершенства жизни.

До тех пор, пока мы не взглянем на свою жизнь в свете Божием, мы не узнаем, до каких глубин она опустилась, или до каких высот поднялась.

Враждебная тьма (1 Иоан. 1,5 (продолжение))

Иоанн говорит, что в Боге нет никакой тьмы. Во всем Новом Завете тьма противопоставляется христианской жизни.

1. Тьма символизирует жизнь без Христа, которую человек вел до того, как встретил Христа, или жизнь, которую он ведет, когда уходит от Него, сбившись с пути истинного. Теперь, с приходом Иисуса, пишет Иоанн своим адресатам, тьма прошла и уже светит истинный свет (1 Иоан. 2,8). Павел пишет своим христианским друзьям, что некогда они были тьмой, а теперь они - свет в Господе (Еф. 5,8). Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1,13). Христиане не находятся во тьме, ибо они - сыны света и сыны дня (1 Фес. 5,4.5). Кто последует за Христом, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Иоан. 8.12), Бог призвал христиан из тьмы в чудный Свой (Пет. 2,9).

2. Тьма враждебна свету. В прологе к своему Евангелию Иоанн пишет, что свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан. 1,5). Это можно понять так, что тьма пытается уничтожить свет, но не в силах победить его. Тьма и свет - прирожденные враги.

3. Тьма символизирует невежество жизни, не ведающей Христа. Иисус призывает Своих слушателей ходить, пока есть свет, чтобы не объяла их тьма, потому что ходящий во тьме не знает, куда идет (Иоан. 12,35). Иисус есть свет и Он пришел в мир, чтобы верующие в Него не ходили во тьме (Иоан. 12,46). Тьма символизирует пустоту жизни, в которой нет Христа.

4. Тьма символизирует хаос жизни, в которой нет Бога. Бог, говорит Павел, имея в виду первый акт творения, повелел свету воссиять из тьмы (2 Кор. 4,6). Мир без света Божьего - хаос, а у жизни тогда нет ни порядка, ни смысла.

5. Тьма символизирует безнравственность жизни, в которой нет Христа. Павел призывает своих читателей отвергнуть дела тьмы (Рим. 13,12). Люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Иоан. 3,19). Тьма символизирует безбожную жизнь, в которой люди ищут тень, потому что творимые ими дела не выдержат света.

6. Тьма в сути своей бесплодна. Павел говорит о бесплодных делах тьмы (Еф. 5,11). Если лишить растения света, рост их остановится. Тьма - это безбожная атмосфера, в которой не может взрасти плод Духа.

7. Тьма символизирует отсутствие любви и присутствие ненависти. Кто ненавидит брата своего, тот ходит во тьме (1 Иоан. 2,9-11). Любовь - это сияние солнца, а ненависть - тьма. Тьма - это убежище врагов Христа и конечная цель тех, кто не хочет принять Его. Христиане и Христос ведут борьбу против властей и мироправителей тьмы века сего (Еф. 6,12). Упрямым и мятежным грешникам уготован мрак (2 Пет. 2,9; Иуд. 13). Тьма - это жизнь, изолированная от Бога.

Назад к оглавлению

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга