Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

Мир вам!

Вы снова читаете рассылку "Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах". Самой не верится, что я снова готовлю выпуски с рекомендациями к урокам. Как никак прошло около 3-х месяцев... Конечно, автор не потратила это время зря! :)) Свои свадебные фотографии я вывешу на сайте - но позже.

К делу! Вы, дорогой читатель, уже наверное привыкли, что рассылка традиционно состояла из таких разделов как:

Не знаю, получится ли у меня выдержать такой стиль (читай: нагрузку) в дальнейшем, но по крайней мере, что-то из вышеперечисленного будет присутствовать в выпусках. В сегодняшнем же уроке я смогла выжать из себя только расширенный план-конспект к уроку. Разумеется с любимыми "фишками" и макетами для печати.

Мне показалось разумным разделить беседу на три такие части:

Теперь подробнее по каждому блоку урока.


Урок 1. Иисус Христос и послания апостола Иоанна

I. Авторство и содержание

Отвечая на вопрос об авторстве, ваши ученики обнаружат общность тем и выражений в Посланиях Иоанна. Таким образом, вы с группой СШ плавно перейдете к следующему вопросу - о содержании и цели написания Посланий.

Этот блок вопросов не содержит "практики". Вопросы здесь - информационные и аналитические.

Фрагмент урока

?И-?А
Вопрос Информационно-Аналитический

Человек, написавший 1-е, 2-е и 3-е Послание Иоанна, нигде не называет своего имени. Найдите в Библии доказательства, что авторство этих книг принадлежит Иоанну.

 

Ответ на этот вопрос исследовательского характера можно найти в Пособии с комментариями для учителей.

Второе и третье послания написаны человеком, который представляется как "старец". Общей темой этих посланий является любовь, истина и послушание (см. 2 Ин. 3, 5, 6; 3 Ин. 3, 6, 11, 12). Мы находим, что эти же вопросы обсуждаются и в первом послании, что говорит нам о том, что все три послания написаны одним и тем же старцем.
Кто этот старец? Сопоставляя первое послание старца с четвертым Евангелием Нового Завета, мы обнаруживаем много общих тем, которые помогают нам определить, кто является старцем. Например, в каждом из них говорится о начале (1 Ин. 1:1; Ин. 1:1); совершенной радости (1 Ин. 1:4; Ин. 15:11); новой заповеди (1 Ин. 2:8; Ин. 3:34); рождении свыше (1 Ин. 3:9; Ин. 3:1-6); вечной жизни (1 Ин. 2:25; 5:11, 13; Ин. 3:16; 10:28; 17:2, 3); отвержении Сына, приравнивающимся к отвержению Отца (1 Ин. 2:23; Ин. 15:23); любви друг к другу (1 Ин. 3:11; Ин. 13:34); мире, ненавидящем нас (1 Ин. 3:13; Ин. 15:18); "Духе истины" (1 Ин. 4:6; Ин. 14:17); Боге, пославшем Сына Своего (1 Ин. 4:9; Ин. 3:16).
Принимая во внимание данные сходства, мы приходим к выводу, что старец, который написал три послания, является также автором и четвертого Евангелия. Автором четвертого Евангелия является не кто иной, как апостол Иоанн, ученик, которого любил Иисус (см. Ин. 21:7, 20-24).

Реализовать все это можно несколькими "нетрадиционными" способами.

Итак, пара-тройка фишек!

Вариант 1. Для слабой и инертной группы

А.

Учитель (в качестве образца) показывает сходство тем и выражений 2-го и 3-го Послания Иоанна: 2 Ин. 1, 12; 3 Ин. 1, 13, 14. И показывает ученикам, что темы, рассматриваемы здесь автором, повторяются и в 1-м Послании (см. 1 Ин. 1:1-3; 2:1, 18; 4:4).

Б.

Далее учитель раздает ученикам карточки с парами библейский текстов, где сравниваются стихи из 1 Послания и Евангелия Иоанна. Пары текстов взяты из Комментариев:

"...о начале (1 Ин. 1:1; Ин. 1:1); о совершенной радости (1 Ин. 1:4; Ин. 15:11); о новой заповеди (1 Ин. 2:8; Ин. 3:34); о рождении свыше (1 Ин. 3:9; Ин. 3:1-6); о вечной жизни (1 Ин. 2:25; 5:11, 13; Ин. 3:16; 10:28; 17:2, 3); об отвержении Сына, приравнивающимся к отвержению Отца (1 Ин. 2:23; Ин. 15:23); о любви друг к другу (1 Ин. 3:11; Ин. 13:34); о мире, ненавидящем нас (1 Ин. 3:13; Ин. 15:18); о "Духе истины" (1 Ин. 4:6; Ин. 14:17); о Боге, пославшем Сына Своего" (1 Ин. 4:9; Ин. 3:16).

Скачать макет для печати карточек ЗДЕСЬ>>

Вывод

Делаем вывод , что старец, который написал три послания, является также автором и четвертого Евангелия. А автором четвертого Евангелия является не кто иной, как апостол Иоанн, ученик, которого любил Иисус (см. Ин. 21:7, 20-24).

Второй вариант.

Вариант 2. Для любознательной группы СШ

Задание

Разделите класс на 2 подгруппы. Пусть первая (более слабая) сравнит 2-е и 3-е Послание Иоанна, а вторая займется сравнением текстов из комментариев, которые приведены выше.

И третий.

Вариант 3. Для сильной группы

А.

Учитель для примера сравнивает тексты из 2-го и 3-го Послания Иоанна. Сам говорит о схожести тем и выражений, которыми пользуется их автор.

Б.

Класс длится на 2 (можно 3) подгруппы. Каждая из них получает неполный список тех тем, которые рассматривались выше. Задание: самостоятельно найти (вспомнить) остальные пары стихов из Библии (из Евангелия и 1-го Послания Иоанна), которые подтверждают авторство Иоанна.

Заметка

Понятное дело, это вопрос сложный. Чтобы выполнить это задание как-оно-есть надо проделать большую исследовательскую работу. Но этого и не требуется. Пусть ваши ученики вспомнят одно-два сравнения. А чтобы получить общую картину сделайте так, чтобы в качестве "неполного списка" первая команда получила сравнения №1-5, а вторая №6-10. (Если у вас 3 подгруппы - аналогично, по три).

Вывод

Вывод тот же: старец, который написал три послания, является также автором и четвертого Евангелия. Автором четвертого Евангелия является не кто иной, как апостол Иоанн, ученик, которого любил Иисус (см. Ин. 21:7, 20-24).

Методически это не сложно. Написано здесь, конечно много, но на уроке это займет не более 5-7 (максимум 10) минут.

Подведя итоги ТЗ, обобщите, какие же темы затрагивает Иоанн, и какая основная цель его Посланий.

Цитата

Чтобы защитить Церковь от ложных учений, престарелый апостол написал эти послания. Боль и беспокойство о том, что происходит, наполняли его, но он также надеялся, что ошибки могут быть исправлены, а сердца исцелены.
Что предлагает апостол в качестве лучшего противоядия от подобных ересей? Он знает, что существует только одно средство: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши" (1 Ин. 1:1). Только Иисус Христос способен помочь. Вечный Иисус Христос, реально существующий Иисус Христос, истинный Иисус Христос, спасающий Иисус Христос. Познайте Его и пусть Он оценит все ваши знания. Полюбите Его, и тогда вы обретете радость и жизнь вечную. Примите Его - и грех уже не будет господствовать над вами, антихристу уже не будет места в вашем сердце. Как в своем Евангелии, так и в посланиях апостол Иоанн провозглашает: Иисус Христос - все во всем, без Него мы ничто.

Перейдем к следующей части (блоку) урока.

II. Церковные проблемы: тогда и сегодня

В Посланиях Иоанна мы встречаем ряд серьезных обличений. Но что необычно! Они сформулированы в позитивной форме. Поясню.

Возьмем, к примеру, Золотое правило Библии: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Матфея 7:12). "Отрицательная" форма-близнец этого утверждения принадлежит Раввину Гиллеллю и Будде: "То, что ненавистно для тебя самого, не делай другому. В этом весь закон, а все остальное - комментарий", "Чего себе не желаешь, не делай того другим", соответственно. Подробнее о влиянии на человека утвердительных и отрицательных выражений см. ниже в статье "Золотое правило Библии".

На уроке можно проанализировать пару-тройку таких высказываний:

Цитата

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. (1-е Иоанна 2:12-15)

Цитата

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1-е Иоанна 2:21-27).

Полный список того, что так волновало Иоанна можно найти в учительском комментарии:

Цитата

Лжеучения: (1) сеяли сомнения в вопросе воплощения Иисуса Христа (1 Ин. 4:2, 3); (2) умаляли природу греха (1 Ин. 1:8-10; 3:4-8); (3) отрицали необходимости послушания (1 Ин. 1:5, 6); (4) пренебрегали заповедью любви (1 Ин. 2:8-10; 4:20; 2 Ин. 6); (5) оказывали противодействие авторитету апостола (3 Ин. 9-11).

Вот что написано о "позитиве" Иоанна в комментариях Баркли к НЗ:

Цитата

"Один английский комментатор сказал: "Излагая заповедь о любви, апостол Иоанн облекает ее плотью и кровью". Это очень хорошо сказано, ведь большая часть этого послания - предостережение, да и упреки в нем тоже есть. Предостерегая и укоряя, легко скатиться к голой критике, потом перейти к брани, или даже испытывать садистское удовольствие при виде болезненной реакции людей на резкие укоры. А в голосе Иоанна даже тогда, когда он должен строго говорить, звучит любовь. Он научился говорить правду с любовью - и этому должен научиться каждый родитель, проповедник, учитель и руководитель".

Из этого можно извлечь хороший урок. Я приведу отрывок из Пособия за ВТ, 30 июля.

Цитата

Апостол Иоанн, отвечая на лжеучения, подчеркивает преимущества истинного христианства, не преуменьшая при этом всей серьезности ересей. В этом для нас содержится важный урок. Как легко мы втягиваемся в борьбу с заблуждениями, вместо того чтобы сосредоточить все свое внимание на истине. Как вы поступаете, когда сталкиваетесь с тем, что вы считаете ошибочным: сосредотачиваете ли вы свое внимание на изучении заблуждения, вместо того чтобы углубиться в познании истины? Что может помочь вам подходить к проблемам с позитивным отношением?

Этот блок урока (II. Церковные проблемы: тогда и сегодня) можно построить так:

Фрагмент урока

?ПП
Вопрос Практическо-Психологический

Сначала спросите своих учеников, что они знают о "позитивной" и "негативной" форме утверждений. Приведите пример с Золотим правилом Библии. (Если вы сами об этом мало знаете, на эту тему есть статья - см. ниже).

?А-?И
Вопрос Информационно-Аналитический

Проанализируйте в классе обличения Иоанна - как они сформулированы (см. выше ссылки и цитаты).


Вопрос Практический

Во Втором послании Иоанна говорится об "учении Христовом" (ст. 9), которое во дни апостола "преступалось". Происходит ли подобное сегодня? Если да, то в чем это проявляется?


Вопрос Практический

Подумайте в классе над тем, что мы делаем, сталкиваясь с ересью? Сосредотачиваем ли мы свое внимание на изучении заблуждения, вместо того чтобы углубиться в познании истины? Как позитивная формулировка может помочь вам высказывать обличения с любовью?

Этот блок урока также можно представить в виде Творческого Задания. Фишка в том, что можно проанализировать цитату Е.Уайт в теме за пятницу.

Творческое задание

Задание

Пусть ваши ученики субботней школы разделятся на 2 команды, и выпишут (подчеркнут в урочнике) заблуждения, которые обличал Иоанн в своих посланиях.

А

Похожи ли эти проблемы на те, с которыми сталкивается церковь сегодня? В чем это проявляется?

Б.

Какой урок мы можем извлечь из Посланий Иоанна, чтобы знать, как вести себя перед лицом подобных заблуждений?

Переходим к последней части.

III. Любовь или Доктрина? Доктрина и Любовь!

Цель последнего фрагмента в том, чтобы сместить акцент с "дат, схем и доктрин" на познание Самого Иисуса Христа.

Фрагмент урока

?ПП
Вопрос Практическо-Психологический

Многие христиане говорят: "Все, что нам нужно, это Иисус Христос. Нам не нужны доктрины". Почему доктрины важны для христианской веры и жизни? И почему все же одних доктрин недостаточно?

?А-?И
Вопрос Информационно-Аналитический

Какое место занимает Иисус Христос в Посланиях Иоанна? Кем является Иисус согласно 1-го Послания Иоанна. (Попросите учеников зачитать свои ответы в теме за СР, 1 июля. (См. 1 Ин. 1:1, 1 Ин. 1:2; 5:20, 1 Ин. 1:3; 4:15, 1 Ин. 2:1, 1 Ин. 2:8, 1 Ин. 2:22, 1 Ин. 4:14, 1 Ин. 5:20).

!
Цитата

"Страшно подумать о том, как много людей, заинтересованных нашей вестью, так никогда и не приняли ее из-за недостатка доброты, милосердия и любви в наших общинах. Мы можем и должны это исправить".


Вопрос Практический

В качестве практического вопроса можно задать один из следующих:

  • Как наш отклик на жертву Иисуса Христа влияет на наши отношения с другими людьми?
  • Как то, что мы живем во свете, влияет на наше отношение к окружающим нас людям, как к христианам, так и к нехристианам?
  • Как наша сосредоточенность на свете помогает нам развивать доброе отношение к людям и проще относится к нелегким обстоятельствам жизни?

Окончить размышления можно мыслью о радости, в конце концов, для этого Иоанн писал свои Послания! "И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна," 1 Ин. 1:4.

Благословенных вам уроков субботней школы!

Хельга Боброва.

Статья

Золотое правило Библии

По материалам сайта www.lepta.net

"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Матфея 7:12).
Христиане называют этот текст золотым правилом. Вы можете спросить: "Что особенного в этих словах? Разве другие мыслители не говорили подобное?"
Да, вы правы. Давайте посмотрим на два аналогичных высказывания. Раввин Гиллелль сказал: "То, что ненавистно для тебя самого, не делай другому. В этом весь закон, а все остальное - комментарий". Стоики тоже придерживались подобного мнения: "То, чего вы не желали бы себе, не делайте никому другому".
Какая же разница между этими словами и тем, что сказал Иисус? Очень большая, потому что Иисус сказал Свои слова в позитивной форме, а не в негативной.
Высказывание в негативной форме - это простое, разумное высказывание, которое делает возможным социальное общение. Негативная форма не способна дать что-либо сверх своих границ. Человек может исполнить правило, высказанное в негативной форме, оставаясь пассивным, то есть ничего не делая.
Но позитивная форма золотого правила в том виде, в каком его сформулировал Иисус, подразумевает новое отношение к ближним. Иисус не говорит, что мы не должны делать другим того, чего не хотели бы, чтобы сделали нам; Он ставит вопрос иначе: мы должны предпринять что-то, чтобы помочь другим людям, и быть добрыми к ним, если мы желаем, чтобы они помогли нам и были добры к нам.
Один человек показал различие между негативной и позитивной формой высказывания следующим образом: если человек имеет автомобиль, закон может вынудить его вести автомобиль таким образом, чтобы не причинять вреда другим людям, но закон не может заставить его остановиться и оказать помощь человеку, попавшему в беду.
Христиане, живущие по золотому правилу, поступают с другими не так, как позволяет закон, а так, как того требует любовь. Таким образом, золотое правило является центром, формирующим понятие о том, что значит быть христианином.
Но, возможно, вы задаете себе вопрос: как же исполнить золотое правило в практической жизни? Это хороший вопрос. Мы не можем исполнять его постоянно посредством наших собственных сил. Наш эгоизм мешает нам, наша леность не позволяет нам делать больше для других. Нам не хочется исполнять золотое правило. Фактически наш характер таков, что уклоняется от его исполнения. Даже делая добро ближним, мы, как правило, ожидаем признания и награды. Следовательно, мы делаем это для самих себя.
Иисус желает преобразовать наше сердце и разум, чтобы мы вошли в полную гармонию с Богом и Его Законом. Он хочет написать принципы Своего Царства на нашем сердце. Тогда мы полюбим золотое правило.
Итак, первое, что можно сделать, - это составить перечень того, что мне хотелось бы, чтобы другие люди сделали для меня. Не начинайте с другого человека. Начните с себя. Перечислите все то, что вы хотели бы, чтобы другие сделали для вас.
Но не останавливайтесь на этом. Возьмите свой перечень и начните делать для других то, чего вы хотели бы для себя. Нравится ли вам, чтобы о вас говорили с добротой и уважением? Тогда говорите так о других людях. Хотите ли вы, чтобы кто-то протянул вам руку помощи, когда вам чрезмерно тяжело? Тогда сделайте для других то, в чем вы нуждаетесь.
Следующий шаг: составьте перечень того, что вам не нравится. Избегайте этого в ваших взаимоотношениях с ближними.
И, самое важное: просите Господа помочь вам сделать это правило принципом вашей жизни.
На вопрос: "Какая наибольшая заповедь в законе?" - Иисус ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матфея 22:35-40). Эти слова созвучны золотому правилу и говорят о том, что Закон Божий - это образ жизни и мышления, а не перечень запрещений. Закон, по своей сути, скорее позитивен, чем негативен. Он касается наших отношений к другим людям. Он является выражением любви к Богу и ближним.