Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

Мир вам! Всех приветствую!

Сегодня мы исследуем биографию Иоанна - апостола любви и жизни, и преобразуем характер - свой, не соседа!
(Опечаток будет много - это моё больное место :) )

Сегодня в выпуске:


Урок 7. Апостол Иоанн

Как будет лучше провести этот урок? Предлагаю остановиться на биографическом методе. Можно разработать увлекательное творческое задание, в ходе которого на уроке можно собрать и "обработать" всю необходимую информацию об апостоле Иоанне. Это будет не скучно, увлекателньо и главное - полезно. Подробности в "Фишках".

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. "Любовь" по Иоанну

Когда я читаю Евангелие и Послания апостола Иоанна в мою душу проникает тёплое чувство, осознание того, что миром правит ЛЮБОВЬ. Любовь - это Бог. Любовь - это причина, по которой был создан наш мир и я. Любовь - это задуманные Богом отношения между братьями. Любовь - это Сын Божий, пришедший ради Искепления людей. Изучая жизнь и служение Иоанна - апостола любви - мы проникаемся тем же чувством. Иоанн учит нас любить. В квартальном пособии рассматираются практические вопросы о проявлении любви в личной жизни и в жизни церкви.

Как часть биографического исследования, в классе можно наскоро подсчитать, как часто апостол Иоанна пишет о любви в 1-м Послании. Предложите ученикам оценить, как часто слово "любовь" и однокоренные ему встречаются в 1-м Послании Иоанна. Варианты ответа:

Правильный ответ: каждый 3-й стих в 1-м Послании Иоанна говорит о любви.

О том, какие слова, выражающие любовь, использованы в писаниях Иоанна читайте ниже в "Комментариях и переводах".

2. Апостол жизни

О том, что Иоанна называют апостол любви известно многим. А вот о том, что слово "жизнь" употребляется в его Евангелии так же часто как и "любовь", заметно не всем. Статистику смотрите в "Комментариях и переводах".

На уроке можно вспомнить словосочетания со словом "жизнь", которые так часто употребляет Иоанн.

Спросите у себя в класса:
Слово "жизнь" употребляют все евангелисты. Чаще всего оно входит в словосочетание "жизнь вечная". Исключение представляет собой апостол Иоанн. В написанных им книгах находится больше всего выражений со словом "жизнь". Вспомните как можно больше словосочетаний с этим словом. Например: "слово жизни", "хлеб жизни". и т.д.

3. Призвание

В уроке за эту неделю мы читаем о том, каким чудесным образом Бог призвал Иоанна. И откликаемся на Его призыв в нашей жизни. В уроке рассматриваются вопросы:

4. Характер и его преобразование

Одна из ключевых тем этого урока заключается в преобразовании характера. В уроке СШ за эту неделю сравнивается, каким был Иоанна в начале следования за Христом и каким он стал впоследствии. Общение с Иисусом Христом изменило его коренным образом, из "сына грама" Иоанн превратиля в "апостола любви".

В психологии есть несколько представлений о характере. Интересным для меня стал взгляд социально-когнитивной школы. Последователи направления социального научения утверждают, что черты характера, поступки и жесты мы "списываем" с окружающих. Свойства характера "не являются константой", т.е. проявляясь в ситуациях А, Б, В, Г, Д, черта отсутствует в ситуациях Ё, К, Л, М, Н. (например агрессия: ребёнок агрессивен в школе и совсем не агрессивен дома). Поведению можно научиться через подражание, наблюдая, как это делают другие. Черты характера можно получить от того человека, с кем ты общаешься.

Пример тому. Среди школьников было проведено исследование: какой-то процент детей боится собак. Удивительным оказалось то, что и родители этих детей тоже боялись этих животных (и "научили" детей бояться). Исследователи пошли дальше. Дети наблюдали за поведеним своих сверстников, которые играли с собаками (поначалу даже это было страшно), потом вовлекались в общение с животными - сначала маленьками и безобидными, потом покрупнее. Нельзя сказать, что они сразу и все стали собаколюбами, но большинство из них победило свой страх к этим животным. Задача была рашена.

Какое отношение эти имеет к христианству? Это объясняет принцип формирования христианских качеств. Чем больше мы находится в присутствии Бога, чем больше мы с Ним общаемся, тем больше в нас запечатляется Его образ. И наоборот, если нам некогда общаться с Богом, среди духовного посева всходят тернии.

" Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

Для полного представления о преобразовании характера можно прочесть главу 59 "Формирование характера" из книги Уайт Е. "Разум, характер, личность". См в "Публикациях".

 

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

"Любовь" и "жизнь" в Евангелии и Посланиях От Иоанна

В 1-м Послании Иоанна (которое можно взять в качестве маленького примера для исследования) слова с корнем "люб" ("любовь", "любить", "возлюбленные") встречаеются 52 раза в 30 стихах - по Синодальному изданию. Согласно Греческому лексикону Стронга, здесь употребляются разные слова.

Это:

a'gapa/w (25)
любить (слово включает в себя следующие понятия: заботиться, желать добра, испытывать привязанность, находить удовольствие (в чем-либо), ценить); син. 5368 (file/w); LXX: 0157 (bha).
a'ga/ph (26)
любовь; син. 5373 (fili/a); LXX: 0160 (h/b#h'a).
a'gaphto/v (27)
возлюбленный, любимый, дорогой; LXX: 03039 (dyid\y), 03173 (dyix\y).
a'delfo/v (80)
брат.
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

Слова с номерами 25, 26, 27 - в греческом однокоренные. Слово a'delfo/v (80), брат, встречается всего 1 раз - в 1Иоанна 2:7.

Возлюбленные (80)! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
(1-е Иоанна 2:7)
Возлюбленные (27)! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
(1-е Иоанна 3:2)

Ещё есть и другое слово, которое также перевоится на русский как и "любить".

file/w (5368)
1 . любить, относиться по-дружески, испытывать привязанность, питать
чувства; син. 25 (a'gapa/w);
2 . целовать.
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

Его нет в 1-м Послании апостола Иоанна, зато в Евангелии автор употребляет его 10 раз. Вот несколько примеров.

"Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь (5368), болен" (От Иоанна 11:3).
"Любящий (5368) душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (От Иоанна 12:25).

Этим же словом file/w (5368) Иоанн называет себя в Евангелии.

Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил (5368) Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
(От Иоанна 20:2)

О том, что Иоанн - "апостол любви" известно многим. А вот о том, что слово "жизнь" употребляется в его Евангелии так же часто как и "любовь", заметно не всем. Для сравнения:

В Евангелиях От Луки, Марка и От Матфея половина этих слов употребляется в словосочетании "жизнь вечная". У Иоанна же в Евангелии "жизнь вечная" встречается 17 раз. А кроме этого Иоанн употребляет множество других выражений с "жизнью", которых нет у других авторов.

У Иоанна "жизнь" приравнивается к некоторым словам и понятиям:


Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

Биографическое исследование

На уроке субботней школы можно весьма оперативно собрать наиболее полную информацию об ап. Иоанне. Исследование проходит в режиме досье. Классу представляется задание собрать "исследоателький материал". Группа субботней школы делится на пары или тройки. Раздаются вопросы, ответы на которые необходимо творчески подготовить. Среди собранных материалов досье могут быть справки, выписки из архивов, свидетельства очевидцев, слухи и т.д. - фантазия неограничена. Для быстроты поиска, к вопросам указываются стихи из Библии - там, где это необходимо. Будет лучше, если задания учитель заранее напишет (напечатает) на карточках.

Вот приблизительно вопросы, которые можно включить в досье. Коллеги, вы можете изменить этот список, добавив туда то, что сами собираетесь осветить на уроке.

 

Назад к оглавлению

ПУБЛИКАЦИИ

Слово (Иоан. 1,1-3)

Комментарий Баркли к Новому Завету.

 

... прежде мы должны постараться понять, что хочет сказать Иоанн, когда он определяет Иисуса как Слово.

Слово стало плотию

Первая глава четвертого Евангелия - это одно из величайших достижений человеческого ума в сфере религиозного мышления.

Довольно скоро перед христианской Церковью встали очень сложные проблемы. Христианство возникло в иудаизме и сперва все члены христианской Церкви были иудеями. По своему человеческому происхождению Иисус был иудеем и Он никогда не был за пределами Палестины, если не считать посещений Тира, Сидона и Десятиградия. Христианство возникло в иудейской среде и потому неизбежно говорило их языком и пользовалось их категориями мышления.

Но хотя оно и зародилось в иудаизме, христианство вскоре вышло в широкий мир. За первые тридцать лет после смерти Иисуса оно прошло по всей Малой Азии и Греции и дошло до Рима. К 60-ому г. на каждого иудея-христианина приходилось, должно быть, сотни христиан-греков. А иудейские категории мышления были совершенно чужды грекам. Возьмем хотя бы этот пример: греки никогда не слышали о Мессии, им не была понятна сама суть чаяний иудеев - приход Мессии. Те понятия, с которыми христиане-иудеи мыслили и представляли себе Иисуса, ничего не говорили грекам. И в этом была проблема - как представлять христианство в греческом мире?

Историк Лекки считал, что развитие и распространение идеи зависит не только от силы, с которой она приходит в жизнь, но и от заложенных в эпохе предпосылок принять эту идею. В задачу христианской Церкви входило создание в греческом мире этих предпосылок для принятия христианской благой вести. Как выразился английский богослов И. Дж. Гудспид, и как уже было упомянуто, перед Церковью встал вопрос: "Нужно ли греку, заинтересованному в христианстве, погрязнуть в иудейских представлениях о Мессии и в иудейском образе мышления, или же можно найти какой-то новый подход, который поведет грека через его собственное историческое прошлое к его уму и сердцу?" Проблема заключалась в том, чтобы представить христианство так, чтобы оно стало понятным грекам.

Около 100-го г. в Ефесе жил человек, который думал ынад этим. Его звали Иоанн; он жил в греческом городе, он общался с греками, которым иудейские понятия были чужды и непонятны и даже казались странными и грубыми. Как найти способ представить христианство этим грекам так, чтобы они понимали его и приветствовали его? И ему было открыто. Как в иудейском, так и в греческом мировоззрении существовало понятие слова. Вот его-то можно было употребить так, чтобы оно отвечало мировоззрениям и эллина и иудея. Это было нечто, что лежало в историческом наследии обеих рас; и те и другие могли понять это.

Рассмотрим сперва исторические корни понятия слово в этих двух мирах.

Исторические корни в иудаизме

В иудейском мировоззрении существовало четыре традиции, внесших вклад в развитие концепции слово.

1. Для иудеев слово не было просто звуком. В их представлении слово существовало само по себе и делало дела и выполняло задания. Как выразился один английский ученый: "Для иудея сказанное слово было страшно живым... Оно было заряжено силой энергией, и летало, подобно ядру, в предназначенное ему место". Именно поэтому иудеи были скупы на слова: в древнееврейском языке было менее 10 000 слов, а в древнегреческом - их более 200 000.

Один древний поэт рассказывает, как однажды человек, совершивший героический поступок, не мог поведать о нем своим соплеменникам, потому что ему не хватало для этого слов. Тогда после этого встал человек, обладавший необходимым словесным даром и рассказал эту историю в таких ярких выражениях, что "слова обрели жизнь и забились в сердцах слушателей". Слова поэта обрели силу. В истории тому много примеров.

Рассказывают, что, когда в эпоху Реформации в Шотландии выступал с проповедями Джон Нокс (1514-1572 гг., основатель шотландской пресвитерианской церкви), это вселяло в сердца людей больше смелости, чем если бы десять тысяч труб гремели у них в ушах. Слова творили дела людей. В дни французской революции, французский военный инженер, поэт и композитор Руже де Лиль (1760-1836 гг.) написал "Марсельезу" и эта песня вела людей на сражения. Слова свершали дела.

На востоке слова всегда оказывали, да и нынче еще оказывают большое влияние. Для жителя востока слово - это не просто звук; это сила, которая совершает дела. Однажды в пустыне группа мусульман встретила английского путешественника и ассиролога Джорджа Адама Смита и приветствовала его словами: "Мир с тобой". Когда они заметили, что перед ними христианин и поняли что произнесли благословение иноверцу, они обратились к нему с просьбой вернуть им это благословение. Слово в их понимании нечто реальное, что можно послать выполнить какое-то дело, а потом получить его назад. Нечто подобное выражено и в этом стихотворении: "Мальчики, запускающие змея, могут вернуть свою белокрылую птицу; Но вы не можете сделать того же с вылетевшими словами. Мы знаем хороший совет: "Будь осторожен с огнем". "Будь осторожен со словами" - это в двадцать раз важнее. Невысказанные мысли могут сами умереть, Но никто не может убить их, когда они сказаны".

Мы вполне можем себе представить, что у восточных народов слова имели свою независимую, наполненную силой жизнь.

2. Идея о силе и важности слова также неоднократно повторяется в Ветхом Завете. Когда Исаак по ошибке благословил Иакова вместо Исава, он уже не мог ничего сделать, чтобы вернуть это благословение (Быт. 27). Слово вылетело и стало действовать само по себе и ничто не могло остановить его. В истории о сотворении мира мы видим в действии слово Божие. На каждой стадии мы читаем: "И сказал Бог..." (Быт. 1,3.6.11). Слово Божие - созидающая сила. Вновь и вновь сталкиваемся мы с этой идеей созидающего, действующего, динамичного слова Божия. "Словом Господа сотворены небеса" (Пс. 32,6). "Послал Слово Свое и исцелил их" (Пс. 106,20); "Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его" (Пс. 147,4). "Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис. 55,11). "Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?" (Иер. 23,29). "Ты от начала творения говорил; в первый день сказал: "Да будет небо и земля", и слово Твое было совершившимся делом" (3 Ездр. 6,38). Автор книги Премудрости Соломона обращается к Богу как к "Сотворившему все словом Твоим" (Прем. 9,1). Везде в Ветхом Завете присутствует эта идея о всесильном созидающем слове. Даже слово человека обладает какой-то динамической активностью, то насколько действеннее должно быть тогда слово Божие?

3. Но в иудейскую религиозную жизнь пришло нечто, что очень ускорило развитие этой идеи о слове Божием. Уже в течение более ста лет до рождества Христова древнееврейский язык был забыт. Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке, но иудеи, за исключением ученых, больше не знали его. Простые люди говорили на разновидности древнееврейского языка, получившем название арамейского, который имел к древнееврейскому приблизительно такое же отношение, как современный русский к старославянскому. Поэтому Ветхий Завет нужно было переводить на арамейский, чтобы люди могли понимать его. Эти переводы назывались Таргумы. В синагогах Писание читали в оригинале, на древнееврейском языке, но постепенно его перевели на арамейский и Таргумы стали использоваться официально.

Таргумы создавались в эпоху, когда люди были исполнены мыслью о трансцендентности Бога и могли думать лишь о том, что Бог очень далек и совершенно непостижим. И потому люди, занимавшиеся подготовкой Таргумов, боялись, как бы Богу не стали приписываться человеческие мысли, чувства и действия. Другими словами, они прилагали все силы к тому, чтобы избегать антропоморфизма (очеловечивания), когда заходила речь о Боге.

Но в Ветхом Завете однако Бог иногда представлен в чисто человеческом образе. И вот, когда эти переводчики наталкивались на такое место, они вместо имени Бога ставили в Таргумах выражение слово Божие. Посмотрим, как это делалось. В Исх. 19,17 мы читаем: "и вывел Моисей народ из стана в сретение Богу". Переводчики Таргумов посчитали, что здесь о Боге говорится слишком по-человечески и потому они написали, что Моисей вывел народ из стана навстречу слову Божьему. В Исх. 31,13 читаем, что Бог сказал народу Израиля, что суббота "знамение между Мною и вами в роды ваши", это опять же было слишком человеческое выражение по отношению к Богу для Таргумов, и поэтому было написано, что суббота есть "знамение между Моим словом и вами". Во Втор. 9,3 сказано, что Бог - это огонь поядающий, а в Таргумах сказано, что слово Божие - огонь поядающий. В Ис. 48,13 дана великая картина творения: "Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса". Для Таргумов этот образ Бога был слишком похож на человеческий и переводчики вложили в уста Божий такие слова: "Моим словом основал Я землю и силою Моею Я развесил небеса".

Даже такое прекрасное место, как Втор. 33,27, где говорится о Божественных "мышцах вечных", было изменено и стало звучать так: "Вечный Бог есть убежище и словом Его был создан мир".

В Таргумах Ионафана выражение слово Божие встречается не менее трехсот двадцати раз. Это лишь перефразированное имя Божие, но остается фактом, что выражение слово Божие стало одним из самых распространенных иудейских выражений. Каждый набожный иудей знал это выражение, потому что он часто слышал его в синагоге при чтении Писания. Каждый иудей привык говорить о мемре, то есть о слове Божием.

4. Здесь нам следует подробнее разобрать кое-что из того, о чем мы уже говорили в предисловии. По-гречески слово - это логос, но логос имеет помимо значения слово еще и значение смысл (понятие, причина). В представлении Иоанна и всех других великих мыслителей, обращавшихся к этой идее, эти два значения были тесно связаны между собой. Когда говорили логос, они думали о тесно связанных между собой идеях слово Божие и мудрость Божия.

У иудеев был особый литературный жанр Премудрости, книги которого содержали высказывания мудрейших мужей. И это была не умозрительная и философская мудрость, а практическая мудрость для повседневной жизни. В Ветхом Завете величайшим примером этого литературного жанра является Книга Притчей Соломоновых. В этой книге есть отрывки, в которых мудрость (софиа) приписывается мистическая и извечная сила. В этих отрывках мудрость оживотворена, очеловечена и представлена извечным посредником и сотрудником Бога. Отметим три таких отрывка.

Первый из них в Прит. 3,13-26. Особо выделим следующее место: "Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее. Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою" (Прит. 3,18-20).

Вы помните, что логос значит слово, но также и смысл (причина). Мы уже видели, как иудеи представляли себе мощное и созидающее слово Божие. А здесь мы видим возникновение нового аспекта. Мудрость - Божий посредник в озарении и создании (творении), а мудрость и смысл во многом совпадают. Мы уже видели огромное значение логоса, как слова, а теперь мы начинаем понимать его важность в значении мудрость и смысл.

Второй важный отрывок в Прит. 4,5-13. Здесь выделим следующее место: "Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно - жизнь твоя". "Слово - свет для людей и мудрость - свет для людей". Эти две идеи теперь быстро сливаются вместе.

Третий и самый важный отрывок в Прит. 8,1 - 9,2. Здесь можно выделить: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов. Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время" (Прит. 8,22-30).

Читая этот отрывок, мы слышим отголоски того, что Иоанн говорит о Слове в первой главе Евангелия. Мудрость пребывала вечно, обладала той животворной функцией и созидательной силой, которые Иоанн приписывает Слову, Логосу, с Которым он отождествляет Иисуса.

Но развитие идеи мудрости на этом не остановилось. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами люди продолжали создавать произведения литературного жанра Премудрости. В них было столько сконцентрированной мудрости и собран такой богатый человеческий опыт, что они представляли собой бесценное руководство в жизни. В частности, были написаны две величайшие книги, которые включены в Апокрифы, но которые было бы полезно почитать каждому.

а) Одна из них называется Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Эта книга была написана в Палестине около 100 г. до Р. Х.). В ней получила яркое отражение концепция о созидающей и вечной мудрости Божией. "Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и широту земли и бездну и премудрость кто исследует? Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости от века" (Сир. 1,2-4). "Я вышла из уст Всевышнего, и подобно облаку покрыла землю. Я поставила скинию на высоте, и престол мой - в столпе облачном. Я одна обошла круг небесный, и ходила во глубине бездны" (Сир 24,3-5). "Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь во веки" (Сир. 24,10).

И здесь мы видим мудрость, как вечную, созидающую силу, которая была вместе с Богом в дни творения и в начале времени.

б) Приблизительно в это же время в египетском городе Александрии была написана другая столь же великая книга, которая называется Книга Премудрости Соломона. В ней дано самое великое описание мудрости. Мудрость - это сокровище, благодаря которому люди входят в содружество с Богом (Прем. 7,14); мудрость - это изобретатель всех вещей (Прем. 7,22); она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя (Прем. 7,25); она может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет (Прем. 7,27).

Но автор не только говорит о мудрости; он отождествляет мудрость со словом. В его представлении мудрость это то же самое, что слово; он может в одном предложении говорить о мудрости

Божией и о слове Божием, употребляя их в одном и том же значении. В молитве он обращается к Богу так: "Боже отцов и Господь милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека" (Прем. 9,2).

Он говорит о слове почти так же, как потом будет говорить Иоанн. "Ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на середину погибельной земли всемогущее слово Твое; как грозный воин оно несло острый меч - неизменное Твое повеление, и, став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле" (Прем. 18,14-16).

Для автора Книги Премудрости Соломона, мудрость - вечная, созидающая сила Божия, мудрость и слово - одно и то же. Мудрость и слово были Божьими орудиями и посредниками в акте творения, и они всегда доводят до ума и до сердца человека волю Божию.

И вот, когда Иоанн искал способ представить христианство, он нашел, что в своей вере и в истории своего народа уже была идея слова, слово, которое само по себе не просто звук, а нечто динамическое - слово Божие, которым Бог сотворил землю; слово из Таргуми - арамейского перевода Библии - выражавшее самую идею действия Бога; мудрость из книг Премудрости, - вечная, созидающая и просвещающая сила Божия. И вот Иоанн говорит: "Если вы хотите видеть Слово Божие, если вы хотите видеть созидающую силу Божию, если вы хотите видеть Слово, через Которое была создана земля и которое дает каждому человеку свет и жизнь, - посмотрите на Иисуса Христа. В Нем Слово Божие пришло к вам".

Исторические корни в греческом мировоззрении

Мы видели, что перед Иоанном стояла проблема, как представить христианство в греческом мире. Посмотрим, как эта идея слова подходила к греческому мировоззрению. Оказывается, она уже была в нем и только ждала, чтобы ее использовали. В греческом мировоззрении идея слова возникла около 560 г. до Р. Х.; и как раз в Ефесе - в городе, где было написано четвертое Евангелие.

В то время в Ефесе жил философ Гераклит, главная идея которого заключалась в том, что все течет, все изменяется: все изменяется от одного дня до другого и от одного момента до другого. В качестве примера он приводил ставшую знаменитой реку, в которую нельзя войти дважды. Вы входите в реку, вы выходите из нее и входите в реку снова, но вы не можете войти в ту же реку, потому что вода утекла и река уже стала другой. По Гераклиту все постоянно течет и изменяется. А если это так, то почему же жизнь не полный хаос? Как в таком постоянно текущем и изменяющемся мире может быть какой-то смысл?

На это Гераклит отвечал: все это течение и изменение происходит не случайно; оно контролируется и направляется и всегда следует какой-то схеме, а эти схемы устанавливаются, по Гераклиту, логосом, словом, разумом Божиим. По Гераклиту логос устанавливает тот порядок, в котором вселенная существует и сегодня; но, по Гераклиту, порядок этот существует не только в мире физических предметов, но и в мире событий. По его мнению в этом мире ничто не происходит бесцельно, во все жизни и во всех жизненных событиях есть цель, план. А что направляет все эти события? И опять же ответ гласил - логос.

Но Гераклит шел еще дальше. А что в нас самих подсказывает нам, что хорошо и что плохо? Что дает нам возможность думать и рассуждать? Что позволяет нам поступать правильно и узнавать истину, когда мы видим ее? И опять Гераклит дает тот же ответ. Разум, знание истины, и способность отличать хорошее от плохого дает человеку пребывающий в нем логос. Гераклит считал, что в мире природы и событий "все происходит в соответствии с логосом" и что в каждом человеке "логос судит истину". Логос был ничем иным, как разумом Божиим, направляющим мир и каждого человека в нем.

Раз открыв для себя эту идею, греки уже больше не оставляли ее, она очаровала их, особенно стоиков. Стоики так и пребывали в удивленном восхищении существующим в мире порядком. Порядок всегда предполагает разум. Стоики задавались вопросом: "Что удерживает звезды на их путях? Что вызывает приливы и отливы? Откуда это неизменное чередование дня и ночи? Чем объяснить своевременное наступление времен года?" И на это они отвечали: "Все направляет логос Бога. Логос - это та сила, которая вносит в мир смысл и порядок вместо хаоса; сила, которая дала движение миру и поддерживает это движение в совершенном порядке. "Логос, - говорили стоики, - пронизывает все".

Но в греческом мире и в греческом мировоззрении есть еще одно имя, с которым мы должны познакомиться. В Александрии жил иудей по имени Филон, посвятивший свою жизнь изучению мудрости двух миров: греческого и иудейского. Никто из греков не знал так хорошо, как он, Священное Писание иудеев, и ни один иудей не знал так хорошо, как он, величие греческой мысли. Филон тоже любил и использовал эту идею логоса, слова, разума Божьего. Он считал, что в мире нет ничего древнее логоса и что логос - это орудие, посредством которого Бог сотворил мир. Филон говорил, что логос - это мысль Божия, запечатленная во вселенной; логосом Бог сотворил мир и все в нем; Бог - кормчий вселенной, Он держит логос как штурвал и направляет все. По мысли Филона логос запечатлен и в мозгу человека, он дает человеку разум, способность думать и способность знать. Филон говорил, что логос - посредник между миром и Богом и что логос - это священник, представивший душу Богу.

Греческая философия знала все о логосе, она видела в логосе созидающую, ведущую и направляющую силу Божию, силу которая сотворила вселенную и благодаря которой в ней сохраняется жизнь и движение. И вот Иоанн пришел к грекам и сказал: "Вы веками думали, писали и мечтали о логосе, о силе, которая сотворила мир и сохраняет в нем порядок; о силе, которая дала человеку способность думать, рассуждать и знать; о силе, через которую люди вступили в связь с Богом. Иисус и есть этот Логос, сошедший на землю". "Слово стало плотию", - сказал Иоанн. Мы можем выразить это еще так: "Разум Божий воплотился в человеке".

Иудей и грек

Итак, мысль иудеев и греков имела концепцию логоса, разума Божия, сотворившего мир и придавшего ему смысл. И вот евангелист Иоанн обратился к иудеям и грекам и рассказал им, что в Иисусе Христе этот созидающий, просвещающий, направляющий и поддерживающий разум Божий пришел на землю: Он пришел, чтобы сказать людям, что им не нужно больше искать и бродить в потемках; им нужно лишь посмотреть на Него и они увидят разум Божий.

Предвечное слово (Иоан. 1,1.2)

Начало Евангелия от Иоанна имеет такое большое значение и наполнено столь глубоким смыслом, что нам придется изучать почти каждый стих в отдельности. Главная мысль Иоанна заключается в том, что Иисус - никто иной, как созидающее, дающее жизнь и свет Слово Божие, что Иисус - сошедшая на землю во плоти в обличий человека сила Божия, которая сотворила мир, и разум Божий, который сохраняет этот мир.

Здесь, в самом начале, Иоанн высказывает три мысли о Слове, то есть об Иисусе.

1. Слово пребывало уже в самом начале всего. Мысль Иоанна обращается к первому стиху Библии. "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1,1). А говорит Иоанн вот что: слово не относится к сотворенному; слово пребывало до творения; слово - не часть мира, возникшего во времени, слово - от вечности и пребывало в ней с Богом еще до начала времен и мира, то есть предшествовало им. Иоанн думал при этом о предвечности Христа.

В связи с этой идеей предвечности и с возможностью понять ее, если это вообще возможно, возникают трудности. Но в ней заложена одна очень простая, очень практическая, и прямо-таки потрясающая мысль: если слово было с Богом до начала времен, если слово Божие является составной частью извечной схемы мироздания, то это значит, что Бог всегда был подобен Иисусу. Иногда мы склонны думать о Боге, как о суровом и мстительном; и мы склонны думать, что сделанное Иисусом обратило гнев Божий в любовь и изменило Его отношение к людям. В Новом Завете нет и намека на такое представление о Боге. Весь Новый Завет, и этот отрывок Евангелия от Иоанна в особенности, говорят нам, что Бог всегда был подобен Иисусу. Иисус же, открыл окно во времени, чтобы мы могли видеть вечную и неизменную любовь Божию.

Но могут спросить: "А как же тогда с некоторыми вещами, которые мы читаем в Ветхом Завете? Как насчет отрывков, в которых говорится о повелениях Бога стереть с лица земли целые города и уничтожить мужчин, женщин и детей? Как же тогда насчет гнева и ревности Бога, о которых мы иногда читаем в более древних разделах Писания?" На это нужно ответить, что изменился не Бог, изменились знания людей о Нем; люди писали о Нем так, потому что они ничего лучшего не знали; их знания достигли тогда только такой степени.

Ребенок учит какой-нибудь предмет по этапам, он не начинает с полного знания, он начинает с того, что может понять, а потом идет дальше и дальше. Когда он начинает понимать музыку, он начинает не с прелюдий и фуг Баха, а с чего-нибудь намного более простого и проходит разные этапы, пока его знания не возрастут. Так же обстояло дело и в отношениях между людьми и Богом. Они могли вначале угадывать и понимать какую-то часть существа Бога и Его действий. Лишь с приходом Иисуса они увидели полностью и совершенно, каким Бог был всегда.

Рассказывают, что однажды одной маленькой девочке читали одну из самых кровожадных и диких историй Ветхого Завета. "Но это же было до того, как Бог стал христианином", - сказала она. Если мы прочтем в этом свете слова Иоанна о том, что слово пребывало всегда, то поймем, что он хочет сказать этим, что Бог всегда был "христианином". Он говорит нам, что Бог был, есть и всегда будет таким, как Иисус, но люди не могли осознать этого до того, как пришел Иисус.

2. "И слово было у Бога", - говорит Иоанн дальше. Что он подразумевает под этим? Он подразумевает, что слово и Бог всегда были тесно связаны друг с другом. Выразим это иначе, проще - между Иисусом и Богом всегда существовала неразрывная связь. Это значит, что никто, кроме Иисуса, не может поведать нам, что такое Бог, какова воля Божия по отношению к нам, что такое любовь Божия, сердце и разум Божий.

Возьмем простую аналогию из жизни людей. Если мы хотим узнать, что человек действительно думает и чувствует по отношению к чему-нибудь, а мы сами не можем подойти к нему и спросить его об этом, мы обращаемся за информацией к тому, кто долгое время был его ближайшим другом, а не к кому-нибудь, кто мало или плохо знает его. Мы знаем, что он такой близкий человек, что он сможет объяснить нам мысли и чувства интересующего нас человека.

То же самое говорит об Иисусе Иоанн. Он говорит, что Иисус всегда был с Богом. Потолкуем совершенно человеческим языком, потому что мы только на нем и можем толковать: Иоанн заявляет, что Иисус настолько близок с Богом, что у Бога нет от Него секретов и тайн; и что, поэтому, во всей вселенной лишь Иисус может открыть нам, что такое Бог и как Он относится к нам.

3. И, наконец, Иоанн говорит, что Слово было Бог. Нам трудно понять эту фразу, а трудно это еще и потому, что в греческом, на котором она написана, существуют отличные от русского языка способы выражения. В греческом существительное почти всегда употребляется с определенным артиклем. В греческом Бог - твое, а определенный артикль хо. Когда в греческом говорится о Боге, то говорится не просто теос, а говорится хо твое. Когда же в греческом существительное употребляется без определенного артикля, это существительное становится скорее прилагательным. А Иоанн не говорит, что слово было хо теос, это значило бы, что слово было идентично Богу, было одно с Богом; он говорит, что слово было теос - без определенного артикля, а это означает, что слово было, можно сказать, по характеру и по свойствам, по существу и по бытию тем же, что и Бог. Когда Иоанн говорит, что Слово было Бог, он не говорит, что Иисус был одно с Богом, Он был идентичным с Богом; он говорит, что Он был настолько таким же, как Бог, по разуму, по сердцу и по бытию, что в Нем мы отлично видим, что такое Бог.

И вот, уже в самом начале Евангелия от Иоанна говорится, что в Иисусе самым совершенным образом людям было открыто, каким Бог всегда был и будет, а также все Его чувства и желания по отношению к людям.

 

Назад к оглавлению

 

Формирование характера. Глава 59

Уайт Е. Разум, характер, личность

[545]

На характер влияет каждый поступок. - Каждый наш поступок, каким бы не значительным он ни казался, оказывает влияние на развитие характера. Добрый характер драгоценнее земного имущества, и его формирование - самое благородное дело, которым люди могут заниматься (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 657 [1881]).

Разум есть сад, а характер - плод. - Каждое дарование человека можно сравнить с рабочим, который строит дом не только для этой жизни, но и для вечной. Дом растет каждый день, хотя строитель не сознает этого. Это здание должно будет стоять либо как предупреждающий маяк из-за своего уродства, либо им, как прекрасным строением, будет восхищаться Бог и Его ангелы за его соответствие Божественному Эталону. Умственные и нравственные силы, которыми наделил нас Бог, не являются чертами нашего характера. Они лишь таланты, и мы обязаны употребить их в дело; если мы сделаем это правильно, тогда они сформируют добрый характер. Человек может держать в руке ценные семена, но это еще не сад. П режде чем семя станет деревом, оно должно быть посажено в землю. Разум - это сад, а характер - его плоды. Бог наделил нас способностями, а мы обязаны всячески их развивать. Характер наш будет зависеть от нашего поведения. Нам предстоит потрудиться над развитием и культивированием своих сил и способностей, так чтобы они легли в основу гармоничного и цельного характера. Эту работу никто [546] за нас сделать не может (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 606 [1881]).

Благородный характер, сформированный суровой борьбой с собой. - Христос не дает нам заверения в том, что достижение совершенного характера является легким делом. Благородный, цельный характер не передается по наследству. Он не приходит к нам случайно. Такой характер вырабатывается личными усилиями человека через заслуги и благодать Христа. Бог дает нам таланты, силы ума; мы же Формируем свой характер в тяжелой и упорной борьбе с нашим собственным "Я". Сражение за сражением должны мы вести против унаследованных наклонностей. Нам следует критически оценивать себя, дабы ни одна наша порочная черта не оставалась неисправленной (Наглядные уроки Христа, с. ЗЗ 1 [1900]).

Важны размышление и действие. - Недостаточно только абстрактно мыслить; только деловой активности тоже недостаточно - для формирования христианского характера нужно то и другое (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 113 [1882]).

Развивайте правильные привычки в умственной деятельности. - Если мы желаем развить характер, который может принять Бог, мы должны формировать правильные привычки в нашей религиозной жизни. Ежедневная молитва столь же необходима для возрастания в благодати и даже для самой духовной жизни, как временная пища необходима для физического здоровья. Мы должны приучить себя часто возносить свои мысли к Богу в молитве. Если разум блуждает где попало, мы должны вернугь его обратно; настойчивое усилие и привычка, наконец, сделают этот процесс легким. Мы не можем ни на мгновение безопасно оставаться без Христа. Он будет СОПРОВОЖдать нас на КаЖдОМ шагу, если только мы выполним условия, которые Он Сам поставил (Ревью энд Геральд, 3 мая 1881 г.; Освященная жизнь, с. 93).

Необходимы серьезная целеустремленность и непреклонная честность. - Для успеха в формировании характера необходима скрупулезность. Должно [547] быть также горячее желание осуществлять планы Главного Зодчего. Используемые материалы должны быть прочными. Никакая небрежная, невнимательная работа принята быть не может. Из-за нее рухнет здание. Все существо человека должно участвовать в этой работе. Она требует силы и энергии. Нельзя распылять никакие ресурсы на маловажные дела ... Следует ревностно и постоянно стремиться к тому, чтобы отойти от обычаев, правил и сообществ мира. Необходимо глубокое мышление, ревностная цель, непоколебимая честность (Специальные свидетельства относительно образования, с. 75, 76, 1897 г.; Советы родителям, учителям и учащимся, с. 62).

Не отрывайте взгляда от цели. - Апостол Петр говорит: "Покажите В вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Петр. 1:5-7) ... Имея в виду эти ступени христианского совершенства, мы должны думать не о том, сколько их и как их преодолеть, а всецело направить свои мысли на Иисуса, на Его славу. Тогда наше продвижение вперед будет успешным. Достичь меры полного возраста Христова в один день невозможно. Если бы мы сразу увидели все трудности, которые нам нужно преодолеть, то впали бы в отчаяние. Вам приходится вести борьбу с сатаной, который прибегает ко всяким ухищрениям, чтобы отвлечь ваш ум от Христа (Молодежный руководитель, 5 января 1893 г.; Вести для молодежи, с. 45, 46).

Верность в малом (совет молодому человеку). - В каком-то отношении ты напоминаешь мне Неемана, поскольку не считаешь, что для совершенствования христианского характера тебе необходимо снизойти до верности в мелочах. Хотя то, что тебя просят сделать, может показаться в твоих глазах чем-то ничтожным и незначительным, тем не менее это те обязанности, которые тебе придется исполнять на протяжении всей своей жизни. Если ты будешь пренебрежительно к ним относиться, приобретешь большой изъян в твоем характере. Тебе, мой дорогой мальчик, нужно приучиться быть верным в малом. Если ты не станешь этого делать, то не сможешь угодить Богу. Ты не сможешь заслужить любовь и уважение, если не будешь с удовольствием и охотно делать все, о чем тебя просят. Если ты хочешь, чтобы люди, рядом с которыми ты живешь, [548] любили тебя, сам проявляй к НИМ любовь и уважение (Свидетельства ля Церкви, т. 2, с. 310 [1869]).

Характер должен быть испытан. - Имеет большое значение, какой материал используется в созидании характера. долгожданный Божий день вскоре испытает дело Каждого. "Огонь испытает дело Каждого, каково оно есть" (1 Кор.3:13). Подобно тому, как огонь показывает различие между золотом, серебром, драгоценными камнями и деревом, сеном и соломой, так и судный день испытает характер, показывая разницу между характером, сформированным по подобию Христа, и характером, сформированным по подобию греховного сердца. Весь эгоизм, вся ложная религия явятся в своем истинном свете. Ничего не стоящий материал будет уничтожен, но золото подлинной, простой, смиренной веры никогда не потеряет своей ценности. Оно никогда не может быть уничтожено, потому что оно нетленно. Один час согрешений предстанет как великая потеря, а страх Господень - как начало мудрости. Удовольствие от самоугождения погибнет, как солома, а золото непоколебимого принципа, поддерживаемого любой ценой, пребудет вовек (Ревью энд Геральд, 11 декабря 1900 г.; Библейский комментарий ЛСД, т. 6, с. 1087, 1088).

Недисциплинированный характер противоречив. Характер, формирующийся под влиянием обстоятельств, изменчив, непостоянен и крайне противоречив. У людей с таким характером нет возвышенных целей в жизни. Они не оказывают облагораживающего влияния на окружающих, ведут бесцельную жизнь и не имеют духовной силы (Свидетельства ля Церкви, т. 4, с. 657 [1881]).

Никто, кроме нас самих, не может испортить наш характер. - Можно ожидать, что о нас поползут ложные слухи, но если мы следуем прямым путем, если мы с равнодушием воспринимаем эти слухи, то другие также будут к ним равнодушны. Давайте предоставим Богу позаботиться о нашей репутации ... Клевета может быть пресечена нашим образом жиз- ни. Ее не пресечешь гневными словами. Будем же всем сердцем стараться действовать в страхе Божьем и покажем нашим собственным поведением, что эти слухи ложны. Никто не может испортить наш характер так [549 сильно, как мы сами. Слабые деревья и обветшалые дома постоянно нуждаются в подпорках. Когда мы суетимся, защищая свою репутацию от нападений извне, мы создаем впечатление, что не чисты перед Богом, а поэтому нам необходимо постоянно поддерживать себя (Рукопись 24, 1887 г.; Библейский комментарий ЛСД, т. 3, с. 1160, 1161).

Контролируемые волей. - Ты не можешь по своему желанию управлять своими эмоциональными порывами, но ты в состоянии принять волевое решение и коренным образом изменить свою жизнь. Если ты подчинишь свою волю Христу, твоя жизнь будет сокрыта со Христом в Боге и соединена с силой, которая "превыше всякого начальства и власти" (Еф. 1:21). У тебя появится сила от Бога, благодаря которой ты будешь крепко держаться за Его силу, и тебе откроется новый свет, свет живой веры ... В тебе укоренится сила, искренность и простота, которые сделают тебя безупречным орудием в руках Бога (Свидетельства ля Церкви, т. 5, с. 514, 515 [1889]).

Недостатки могут быть побеждены. - Пусть никто не говорит: я не могу исправить недостатки своего характера. Если вы придете к подобному заключению, то потерпите неудачу и никогда не обретете вечной жизни. Если вы не хотите, то не можете победить. Действительная трудность заключается в испорченности неосвященного сердца и нежелании подчинить себя контролю Божьему (Наглядные уроки Христа, с. 331 [1900]).

Обновленное сердце полностью изменяется. Преобразование характера свидетельствует миру о том, что в сердце живет Христос. Дух Божий возрождает душу, подчиняя мысли и желания воле Христа, и вся сущность человека уподобляется Господу. Прежде слабовольные и заблудшие люди свидетельствуют [550] перед миром, что искупительная сила благодати может преобразовать испорченный характер в совершенный, направленный к добру (Пророки и цари, с. 233 [1917]).

Недостатки характера иногда передаются по наследству. - У детей и молодежи встречаются всякие характеры, и они имеют очень впечатлительный разум. Многие дети, посещавшие наши школы, не получили правильного домашнего воспитания. Некоторые были полностью предоставлены самим себе, иных же замучили поисками у них недостатков и привели в уныние. Они испытали очень мало приятного и ободряющего. Им было сказано мало слов ободрения. Они унаследовали недостатки характера своих родителей, а домашняя дисциплина не помогла им в формировании правильного характера (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 192 [1913]).

Недостатки укрепляются с годами. - Дети усваивают уроки, которые усвоить нелегко. Всякий раз, когда детей в чем-либо непривычно для них ограничивают или требуют, чтобы те упорно учились, они спешат к своим неразумным родителям за сочувствием и поблажками. Так поощряется дух беспокойства и неудовлетворенности, а школа в целом страдает от деморализующего влияния, и бремя учителя становится тяжелее. Но самую большую потерю испытывают жертвы злоупотребления родительской властью. Недостатки характера, которые были бы исправлены правильным воспитанием, укрепляются с годами, чтобы испортить, а возможно, и свести на нет полезность их обладателя (Ревью Энд Геральд, 21 марта 1882г.; Принципы христианского воспитания, с. 65).

Потакание портит характер. - В некоторых семь ях желания ребенка являются законом. Ему дается все, чего бы он ни пожелал. Этим потаканием предполагается сделать ребенка счастливым, но именно оно делает его беспокойным, недовольным и ничем не удовлетворенным. Потворство испортило его вкус к простой, здоровой пище, к простому, здоровому времяпрепровождению. Потакание испортило [5. этот характер для временной и вечной жизни (Рукопись 126, 1897 г.; Воспитание детей, с. 272).

Ум и сердце должны быть дисциплинированы. Дети, которым позволяют все делать по-своему, становятся несчастными взрослыми. Не смирившееся сердце не может наслаждаться покоем и довольством. Разум и сердце следует надлежащим образом дисциплинировать и обуздывать, чтобы характер подрастающего человека согласовывался с законами, управляющими нашим естеством. Беспокойство и недовольство - вот плоды эгоизма и потворства капризам. В сердце, как и в саду, вырастут сорняки и колючая ежевика, если не посадить там прекрасные цветы, а затем тщательно ухаживать за ними. То, что мы наблюдаем в природе, происходит и в человеческом сердце (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 202,203 [1875]).

Привычки, сформированные в юности, определяют жизненный путь. - Мысли и чувства, взлелеянные в детстве, определяют жизнь человека. Правильные, добродетельные, достойные привычки, приобретенные в молодости, станут неотъемлемой частью характера и будут сопровождать человека всю его жизнь. Молодые люди могут по своему выбору стать либо добродетельными, либо порочными. Они могут отличиться либо правильными, благородными делами, либо большим преступлением и нечестием (Знамения времени, 11 октября 1910 Г.; Воспитание детей, с. 196).

Повседневный опыт. - Интеллект, постоянно формируясь под действием предоставляемых нам возможностей и преимуществ, либо совершенствуется, либо деградирует. Каждый день мы формируем характер, который ставит нас либо как дисциплинированных солдат под знамя князя Эммануила, либо как мятежников под знамя князя тьмы. Под чье знамя мы встанем? (Доброе здоровье, январь 1880 г.; Воспитание детей, с. 199,200).

Как формируется характер. - Работа с человеческим разумом - очень тонкое дело. Меры воздействия [552], необходимые для одного, сокрушат другого, поэтому пусть родители изучают характер своих детей. Никогда не будьте грубы и не действуйте, руководствуясь порывом. Я видела, как мать выхватила что-то из руки ребенка, что доставляло ему особое удовольствие, и ребенок не мог понять, почему его этого лишили. Малыш расплакался, потому что почувствовал себя обиженным и оскорбленным. Тогда мать, чтобы заставить ребенка замолчать, жестоко наказала его, и, как это казалось внешне, инцидент был исчерпан. Но он оставил след в нежной душе ребенка, и его нелегко было стереть. Я сказала матери: "Ты глубоко неправа. Ты травмировала душу ребенка и потеряла к себе доверие с его стороны. Как теперь исправить это положение, я не знаю". Эта мать бьта совершенно немудрой. Она действовала импульсивно и не проявила осторожности, не подумала о законе причины и следствия. Ее резкое, неблагоразумное поведение возбудило худшие страсти в сердце ее ребенка. Самое плохое при управлении семьей - поддаваться порыву. Когда родители борются со своими детьми в таком духе, происходит самая неравная борьба, какая только может происходить. Как несправедливо противопоставлять годы, зрелую силу беспомощному, несведущему маленькому ребенку! Всякое проявление гнева со стороны родителей укрепляет сопротивление в сердце ребенка. Характер не формируется одним поступком, привычки укрепляются повторением поступков, и характер укрепляется. Чтобы иметь характер, подобный характеру Христа, необходимо поступать подобно Христу. Христиане будут проявлять святой нрав, а их действия и поры вы будут внушены Святым Духом (Знамения времени, 6 августа 1912 г.).

Важность постоянства. - Вырабатывая в себе христианский характер, очень важно неуклонно идти путем праведности. Я хочу обратить внимание молодых людей на важность постоянства и энергии в созидании характера. С самих ранних лет юношам и девушкам надо прививать принципы нравственной чистоты, чтобы их характер достиг совершенства. Они не должны забывать о том, что они куплены дорогою ценою и потому должны прослаRЛЯТЬ Бога и в телах своих, и в душах своих, которые суть Божьи (Молодежный руководитель, 5 января 1893 Г.; Вести ДЛЯ молодежи, с. 45).

Полезность зависит от личного решения. - В то время как родители ответственны за качество харакTepa, а также за воспитание и образование их сыновей и дочерей, верно и то, что наше положение и полезность в мире в сильной степени зависит от нашего образа действий. Даниил и его товарищи имели преимущество получить правильное воспитание и образование в первые годы жизни, но одни эти преимущества не могли бы сделать их такими, какие они стали. Пришло время, когда они должны были действовать самостоятельно - когда их будущее зависело от их собственного решения. И они решили сохранить верность наставлениям, преподанным им в детстве. Основой их величия ЯRЛялся страх Господень, который есть начало мудрости. Дух Божий укреплял каждое верное их намерение, каждое благородное решение (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 28, 1890 Г.; Основы здорового питания, с. 29).

Опасная, ложная философия. - Приверженцы спиритизма утверждают, что люди - это непавшие полубоги, что "каждый разум будет судить сам себя", что "истинное знание ставит человека выше всех законов", что "все совершенные грехи невинны", что "как бы то ни было, все правильно" и "Бог не осуждает". Они представляют самых низких людей выxoдцaми из небесных чертогов, высоко возвеличенными там. Они заявляют: "Не имеет значения, что вы делаете; живите, как хотите, небо - ваш дом". И множество людей поверили, что высший закон это желание, что распущенность - это свобода и что человек ответственен только перед собой (Воспитание, с. 227, 228 [1903]).

Как быть победителями. - Мы не должны бояться трудностей на нашем пути, наша задача их преодолевать. После каждой побежденной трудности мы становимся сильнее, чтобы встретить следующую, [554] и с каждым усилием будем уверенно продвигаться вперед. Взирая на Иисуса, мы можем быть победителями. Напротив, сосредоточив все свое внимание на трудностях и уклоняясь от серьезной борьбы за истину, мы становимся слабыми и неверными (Молодежный руководитель, 5 января 1893 Г.; Вести для молодежи, с. 46).

Давая все каждый день. - Продвигаясь шаг за шагом вперед, можно в конце концов взобраться на самую высокую вершину горы. Пусть вас не смущает обилие той работы, которую вам предстоит выполнять в своей жизни, потому что от вас не требуется сделать все сразу. Направьте все силы вашего естества на выполнение ежедневных обязанностей, используйте каждую драгоценную возможность, оцените помощь, которую Бог оказывает вам, и ступенька за ступенькой поднимайтесь вверх по лестнице христианского совершенства. Помните, что одновременно вы можете прожить только один день, что Бог дает вам один день, а в небесных книгах будет отмечено, как вы оценили его преимущества и возможности. Проводите же дни вашей жизни так, чтобы наконец услышать слова Господа, сказанные вам: "Хорошо, добрый и верный раб" (молодежный руководитель, 5 января 1893 г.; Вести для молодежи, с. 46).

 

Назад к оглавлению

 

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга