Урок 7. Загадка Его поведения

Содержание:


ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. "Подражайте Богу, как чада возлюбленные" (Еф.5:1)

Некоторые люди для преодоления каких-то внутренних барьеров заставляют себя совершать необычные поступки. Кукарекать на площади, чтобы победить робость; бродить в отрепьях, чтобы пересилить отвращение к нищим; ходить с отвисшей губой, чтобы таким образом перестать гордиться собой.

В Евангелии мы встречаем много поступков Иисуса, которые кажутся нам нестандартными. Но мы нигде не находим, чтобы Он призывал Своих последователей подражать Ему БУКВАЛЬНО. Поведение Сына Божьего является для нас загадкой. Иисус не требует от нас, чтобы, подражая Ему, мы проходили тренинг нестандартных ситуаций.

Цитата
Когда Иисус призывает нас: «Следуй за Мной», это не означает, что мы должны бичом изгонять торговцев из храма, но означает никогда не оставаться равнодушными при виде святотатства или попрания прав бедных и обездоленных и по возможности изменять ситуацию в лучшую сторону"
Пособие по изучению Библии "Феномен Иисуса 2'2008".

Изучая эту тему, мои ученики субботней школы утвердятся в подражании духу Христа, Его нравственности, тоне голоса, манерах, а также чувствах и мотивах. Урок предостерегает нас от бездумного копирования чьего-либо поведения (в т.ч. поведения Иисуса Христа).

2. Праведный гнев

Читая урок этой недели, мы замечаем в гневе Иисуса жалость и сострадание к людям. Это иногда отличается от того, что люди привыкли называть "святым гневом".

Изучая эту тему, мои ученики перестанут оправдывать свою гневливость, называя её "святым возмущением".

3. Плоды на смоковнице

Случай с проклятием бесплодного фигового дерева, ставший притчей, в которой нарисована будущая судьба избранного народа, наводит нас на мысль о бесплодности пустой формально религиозной жизни. Для учеников класса субботней школы это повод задуматься о своих духовных плодах.

4. "Где был Бог, когда мы пострадали?"

Читая о жизни Иоанна Крестителя, мы обращаем внимание на поступки Иисуса, которые с трудом поддаются нашему пониманию. Поверхностное прочтение библейских фрагментов рисует картину, в которой Иисус предстаёт нам предателем Своего друга Иоанна. Глубокое же исследование обнаруживает Бога другом и близким помощником. В жизни всегда будут ситуации, в которых люди спрашивают: "Где был Бог, когда мы пострадали?". Опыт Иоанна говорит: Бог всегда рядом!

Изучение этих текстов поможет группе субботней школы почувствовать Бога "другом во всякое время" (Притч.17:17).

5. Общение с отверженными

Цитата
"Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?"
(От Матфея 9:11)

Пример Христа меняет отношение учеников моего класса к людям, которые отвержены обществом.

Я часто сталкиваюсь с ситуациями, где словно огромная пропасть лежит между миром "хороших" и "плохих" людей. Так называемые "благополучные" люди панически боятся очерниться. Боязнь самим стать "грязными" толкает их сторониться и избегать тех, кто отвержен обществом. Урок этой недели напоминает нам о том, что "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф.9:12). Это учит мой класс СШ подражать Христу в Его добром отношении к социально неблагополучным людям.

Помимо этого, в теме недели рассматривается, при каких обстоятельствах наши взаимоотношения с грешниками становятся опасными для нас самих.

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

От Луки 2:41-51. "Чадо! Что ты сделал с нами?"

      Вот находим одно из важных мест в жизнеописании Иисуса. "Отец Твой и я, - сказала Мария, - с великою скорбью искали Тебя". "Или вы не знали, - сказал Иисус, - что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему". Смотрите как мягко, но определенно Иисус отнимает имя отец у Иосифа и дает его Богу.
      (Комментарий Баркли к НЗ, От Луки 2:41-51).

      Обнаружив Иисуса в раввинской школе, Иосиф и Мария радовались, но не могли забыть свое отчаяние и беспокойство. Когда Он опять был с ними, мать сказала Ему с укоризной: "Чадо! что Ты сделал с нами? вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя". (...)
      Вопрос, который задал Иисус Своим родителям, также содержал поучение: "Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?". Иисус уже приступил к тому делу, ради которого Он пришел в этот мир. Но Иосиф и Мария пренебрегли своим долгом. Господь оказал этим людям великую честь, доверив им Своего Сына. Святые ангелы направляли пути Иосифа, чтобы защитить и сохранить жизнь Иисуса. Родители же на целый день потеряли из виду Того, о Ком должны были заботиться каждое мгновение. И когда их волнение прошло, вместо того чтобы осудить самих себя, они упрекнули Иисуса.
      Вполне естественно, что родители Иисуса видели в Нем прежде всего собственное дитя. Он ежедневно был с ними. Его жизнь во многом напоминала жизнь обычного ребенка, и родителям было трудно осознать, что Иисус на самом деле - Сын Божий. Они рисковали не оценить благословение, дарованное им через присутствие Искупителя мира. Печаль, вызванная разлукой с Ним, и мягкая укоризна в словах Иисуса должны были запечатлеть в их сознании святость долга.
      Отвечая матери, Иисус впервые показал, что Он осознает Свою связь с Богом. Перед Его рождением ангел сказал Марии: "Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1:32,33). Мария сохранила эти слова в своем сердце. Но, хотя она верила, что ее Сын будет Мессией Израиля, она не вполне понимала Его предназначение в этом мире. И теперь она опять не поняла Его слов, но осознала лишь то, что Иисус отказался от родства с Иосифом и объявил Своим Отцом Бога.
      Иисус не отрицал Своей связи с земными родителями. Из Иерусалима Он вернулся вместе с ними домой помогать им в трудах. Он скрывал в Своем сердце тайну Своего предназначения, покорно ожидая, когда наступит время Его служения. На протяжении восемнадцати лет после того, как Он понял, что является Сыном Божьим, Он, признавая узы, которые связывали Его с домом в Назарете, выполнял долг сына, брата, друга и гражданина.
      (Елена Уайт / Христос - надежда мира 8:23-28)

От Матфея 21:11-14. "Вертеп разбойников"

      Сценой действия этого отрывка является двор язычников, в который мог войти любой человек. Этот двор всегда был полон народа, в нем всегда кипела деятельность; но в Пасху, когда там были паломники со всего тогдашнего света, он был переполнен. (...)
       Во дворе язычников велась торговля двоякого рода. Во-первых, там меняли деньги. Каждый иудей должен был уплатить храмовый налог в пол-сикля в период непосредственно перед Пасхой. За месяц до Пасхи во всех городах и деревнях устанавливались будки, в которых можно было уплатить этот налог, но с определенного дня его можно было уплатить только в самом Храме, и вот там его платило огромное большинство паломников из других стран. Этот налог взимали только в одной определенной валюте, хотя для других целей в Палестине ходили все валюты. (...)
       Меновщики денег обменивали неподходящие монеты на требуемые монеты. На первый взгляд это кажется самым необходимым делом, но дело заключалось в том, что эти меновщики брали комиссионный сбор в размере 1/6 пол-сикля. (...)
       Можно было легко купить жертвенных животных за пределами храма, но каждое предназначенное для жертвы животное должно было быть без единого порока. Были специальные смотрители-контролеры животных и, по существу, они наверняка браковали всякое животное, купленное за пределами Храма и послали бы человека купить это животное в храмовых рядах и лавках.
       В этом не было бы ничего предосудительного, если бы цены в Храме не отличались от цен на животных пределами Храма, но пара голубей могла стоить в Храме во много раз дороже, чем за пределами Храма, это было уже давнее злоупотребление.
(...) Существовала большая опасность бесстыдной эксплуатации бедных и скромных паломников - и эта эксплуатация вызывала гнев Иисуса.
      (Комментарий Баркли к НЗ, От Матфея 21:11-14).

От Матфея 8:28-34. Люди - свиньи

      Нельзя сравнивать ценность человеческой души со стоимостью стада свиней... Вот он - человеческий эгоизм: этих людей не интересовало и не волновало то, что двум человекам был в возвращен разум, их волновало, только то, что погибли их свиньи. Люди часто говорят так: "Меня не волнует, что будет с другими, если не повредит моей пользе, моему покою и моему комфорту. Можно только дивиться черствости и бессердечности жителей Гадаринской земли, но мы тоже не должны возмутиться, если помощь другим требует от нас поступиться какими-то своими привилегиями.
      (Комментарий Баркли к НЗ, От Матфея 8:28-34)

      Жители Гергесинской страны имели живое свидетельство силы и милости Христа. Они видели людей, которым был возвращен разум, но, боясь за свое мирское благополучие, с Тем, Кто на их глазах победил князя тьмы, обошлись, как с незваным гостем. Дар Неба отошел от их дверей. У нас нет возможности отвергнуть Христа так, как это сделали жители Гергесинской страны, но многие люди по-прежнему отказываются подчиниться Его слову, поскольку послушаться означало бы принести в жертву некоторые земные интересы. А так как Его присутствие грозит принести убытки, многие отвергают Его благодать и отстраняются от Его Духа.
      (Елена Уайт / Христос - надежда мира гл. 35).

Матф.4:12. Мф.11:2-6. Иисус и Иоанн Креститель

      Для многих судьба Иоанна Крестителя окружена глубокой тайной. Они спрашивают: "Почему он должен был томиться и умереть в тюрьме?" Человеческий разум не способен постигнуть эту тайну, но она никогда не поколеблет нашего доверия Богу, если мы вспомним, что Иоанн был соучастником страданий Христовых. Все последователи Христа будут носить венец жертвенности. Их наверняка не будут понимать эгоистичные люди, и они станут мишенью самых яростных нападок сатаны. Царство зла существует и утверждено для того, чтобы уничтожить саму идею самопожертвования, и сатана борется с любыми его проявлениями.
       Иисус ничего не предпринял для освобождения Своего слуги. Он знал, что Иоанн перенесет это испытание. Спаситель с радостью пришел бы к Иоанну и осветил тюремный мрак Своим присутствием, но отдать Себя в руки врагов и тем самым подвергнуть опасности Свою собственную миссию Он не мог. Он охотно освободил бы Своего верного слугу. Но Иоанн должен был испить чашу мученичества ради тех тысяч людей, которым в грядущих веках предстояло идти на смерть. И когда последователи Иисуса будут томиться в одиночных тюремных камерах или погибать от меча, на виселице или на эшафоте, когда им Будет казаться, что они оставлены Богом и людьми, мысль о том, что Иоанн Креститель, верность которого засвидетельствовал Христос, пережил то же самое, будет поддерживать их.
       Сатане было позволено оборвать земную жизнь посланника Божьего, но жизнь, "сокрытую со Христом в Боге", губитель не мог отнять (Кол. 3:3). Возрадовался сатана, что смог огорчить Христа, но он не победил Иоанна. Смерть только сделала его навсегда недоступным для искушений. А сатана в этой борьбе разоблачил себя. Перед лицом всей Вселенной он показал свою ненависть к Богу и человеку.
      Я хотя Иоанну не было даровано чудесное освобождение, он не был оставлен. Его всегда окружали небесные ангелы, открывавшие ему пророчества о Христе м драгоценные обетования Священного Писания. Они были его опорой, такой же опорой они должны были быть для народа Божьего на протяжении грядущих веков. Иоанну Крестителю и тем, кто шел вслед за ним, было дано уверение: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).
       Бог всегда ведет Свой народ, единственно возможным путем -таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники у Бога. Ни Енох, взятый на небо, ни Илия, вознесшийся туда на огненной колеснице, ничем не превосходили Иоанна Крестителя, одиноко умершего в темнице. "Вам дано ради Христа не только веровать в Него, ко и страдать за Него" (Фил. 1:29). Из всех благословений, какие только Небо может даровать людям, соучастие страданиям Христа является наивысшим выражением доверия и высокой честью.
      (Елена Уайт / Христос - надежда мира гл. 22)

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

Творческое задание "Интеллектуальное расследование"

Анализ загадочных поступков Иисуса можно провести на уроке СШ под эгидой интеллектуального расследования.

Разбейте класс субботней школы на группы и раздайте задание. Каждой команде даётся для размышления (1) библейский отрывок, (2) комментарий, взятый преимущественно из Духа Пророчества, и (3) вопросы, которые одинаковы для всех.

Вопросы:

  • Прочитайте отрывок. Что именно выглядит странным в поведении Иисуса?
  • Как можно объяснить этот поступок? Сделайте предположение, почему и зачем Иисус так поступил.

Библейские отрывки можно подобрать, например, следующие:

  1. Лк. 2:41-51. "Чадо! Что ты сделал с нами?"
  2. Мф.21:12, 13; Мк.3:1-5. Гнев Иисуса в храме и в синагоге.
  3. Мф.8:28-32. Убыток свинопасов.
  4. Мф.4:12,13; Мф.11:2-6. Иисус и Иоанн Креститель.

Для печати карточек с заданиями подготовлен МАКЕТ ДЛЯ ПЕЧАТИ. Скачать>>

Как проверить задание

Представителю от каждой команды даётся возможность представить общую точку зрения. Если это необходимо, учитель уточняет вопрос. По ходу высказываются участники других команд.

Обращаю ваше внимание, что творческое расследование построено на вопросах аналитического типа. Поэтому, проверяя задание у групп, учитель может попутно задавать практические вопросы после отчёта каждой команды.

Материалы

Не забудьте распечатать карточки с заданиями. На урок принесите ручки и бумагу для записей.

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

Фрагмент урока

Мотивация
(Практическо-психологический вопрос)
Представьте себе, что вы видите вашего пастора прогуливающимся в сомнительной части города, где полно проституток и наркоторговцев, или замечаете его выходящим из ночного бара. Какие мысли у вас возникают?

(После паузы) Поведение Иисуса вызывало такое же недоумение у Его соотечественников, и сегодня оно продолжает удивлять читателей Библии.
Сегодня на уроке мы рассмотрим загадочные поступки Иисуса...
Здесь мы обращаем внимание на то, что такое поведение НЕОБЫЧНО, но не вдаёмся в подробности, насколько это рискованно или насколько оно оправдано со стороны пастора. Это ведь только мотивация.

 

Назад к оглавлению

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга