Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня.
Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

Мир вам!

На этой недели мы изучаем высказывания Иисуса, которые были камнем преткновения не только для Его современников, но и сегодня бросают вызов искренним последователям Бога. И хотя в уроке субботней школы за эту неделю не рассмотрены абсолютно все высказывания Иисуса, основные из них освещены подробно.

Сегодня в выпуске:


Урок 6. Его высказывания, бросающие вызов

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. О прощении

Ученики моей группы обретут свободу от старых обид. Подробнее о прощении читайте ниже, в статьях на эту тему.

Назад к оглавлению

2. Брачные узы

Участники рассуждения проникнутся святостью брачных отношений, установленных Господом ещё в Едеме. Возможно, этот урок поможет сохранить чей-то семейный союз, находящийся на грани распада.

Назад к оглавлению

3. Благосостояние и следование за Иисусом

Ученики моего субботнего класса отдадут предпочтение богатству нетленному, чтобы быть свободными для новой цели - нести Евангелие людям.

В уроке этой недели богатство не осуждается как порок, но излишнее стремление к обладанию им противопоставляется цели христианина - следованию за Иисусом. Подробнее читайте ниже в "Переводах и комментариях".

Назад к оглавлению

4. Родственные отношения

Урок этой недели учит ценить родственные узы, но при этом не идти на поводу у людей, которые могут использовать семейные связи для оказания давления на нашу веру.

Кого-то из моих учеников это может спасти от неверного решения, принятого под давлением родственников.

Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Вот пояснения к некоторым библейским текстам, которые могут вызвать затруднения.

Луки 9:58-62. "Я последую за Тобой после смерти моего отца"

"Слова Иисуса, обращенные ко второму претенденту, звучат жестоко, но их не следует толковать так. По всей вероятности, его отец не умер, и даже был далек от смерти. Вероятно, вот что он хотел сказать: "Я последую за Тобой после смерти моего отца". Один английский чиновник, служивший на востоке, повествовал об одном одаренном молодом арабе, которому была предложена стипендия для учебы в Оксфордском или Кембриджском университетах. Но он ответил: "Я поеду после того, как похороню отца". В данный момент его отцу было около сорока лет"
(Комментарий Баркли к НЗ, От Луки 9:58-62).

Луки 12:33. Противопоставление земного богатства сокровищам Царства Божьего

"Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Центральным для данного стиха является противопоставление земного богатства, преходящего и лишающего человека покоя, сокровищам Царства Божьего, неоскудевающему источнику успокоения. Иисус не требовал от Своих последователей непременной бедности; некоторые из них были людьми вполне состоятельными (10,38; Ин. 19,27). Обладание земным богатством может и не быть губительным, если оно не подчиняет себе душу человека (ст. 34)"
(Комментарий Новой Женевской Библии, От Луки 12:33).

"Джон Уэсли положил за правило своей жизни спасать всех, кого может и отдавать все, что может. Когда он учился в Оксфордском университете; он получал 30 фунтов стерлингов в год, из которых 2 фунта давал другим. По мере того, как его доход увеличивался до 60, 90 и 120 фунтов стерлингов, он ограничил свои расходы на 28 фунтов стерлингов, а остальное раздавал. Когда главный бухгалтер управления по столовому серебру потребовал у вето отчет, он ответил: "У меня две серебряные чайные ложки в Лондоне, и две в Бристоле. Это все мое столовое серебро, и я не куплю больше, когда стольким людям вокруг меня не хватает хлеба".
(Комментарий Баркли к НЗ, От Луки 12:33)

Матфея 19:2-9. Позволительно человеку разводиться?

"Позволительно человеку разводиться...?" Вопрос фарисеев, видимо, выражает мнение равви Гиллеля, допускавшего развод даже по несущественной причине на основе Втор. 24,1-4. Ему возражал другой раввин, Шаммай, считавший, что только супружеская измена может быть серьезным поводом для развода. Ответ Иисуса выходит за пределы казуистических толкований Второзакония и обращается к порядку творения, установленному Богом. Иисус считает, что развод в корне отрицает Божий порядок и саму природу брака.

Услышав, что думает Иисус о браке, фарисеи решили, что могут уличить Его в противоречии Моисею. Но Иисус объясняет, что Моисей (Втор. 24,1-4) не защищал развод, а предусматривал, что делать в случае развода. Действительно, Втор. 24,1-4 состоит из долгого вступительного "если", а заканчивается тем, что мужчине запрещается второй раз жениться на женщине, с которой он развелся.

"Не за прелюбодеяние". Греческое слово, переводимое здесь как "прелюбодеяние" ("порнейя"), можно толковать достаточно широко: оно означает несколько грехов, в том числе прелюбодеяние как таковое. В этом исключительном случае, замечает Иисус, супружеская неверность разрушает завет, заключенный супругами и, таким образом, позволяет формально прекратить отношения, в сущности уже разорванные (см. Мал. 2,16). См. статью "Брак и развод".

"Лучше не жениться". Ученики скептически реагируют на учение Иисуса о нерушимости брака. В ответ Иисус замечает, что, быть может, действительно лучше не жениться, но только при условии, что ты не женишься ради Царства, а не потому, что у Бога строгий взгляд на брак (1 Кор. 7,7-9).
(Комментарий Новой Женевской Библии, От Матфея 19:2-9)

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

"Иди, и ты поступай так же"

"Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (От Луки 10:37).

Слова, произнесенные Иисусом в заключение притчи о добром самарянине, можно отнести к целому классу творческих заданий.

"Иди, и ты поступай так же". Часто в церкви я слышу реплики о том, как НАМ НАДО поступать в этой жизни, что НАМ НАДО делать, и почти никогда не встречаю "МНЕ НАДО" делать и как "МНЕ НАДО" поступать. Серия фишек под названием "Иди, и ты поступай так же" как раз и создана для осознания СВОИХ духовных нужд.

Творческое задание состоит из двух этапов

1. В первой части учитель субботней школы задаёт вопросы, косвенно провоцируя отвечающих "МЫ"-кать.

Например:
"Что необходимо каждому из нас и НАШЕЙ ЦЕРКВИ в целом, чтобы...?",
"Какой должна быть НАША ЦЕРКОВЬ, чтобы..?"

Ответы как-то фиксируются.

2. Во второй части учитель обращает внимание группы на новый смысл написанного, заменяя "МЫ"-выражения на "Я"-высказывания.

Уточняется и формулировка вопроса:
"Что необходимо ЛИЧНО МНЕ, чтобы...?",
"Каким следует БЫТЬ МНЕ, чтобы...?".

Что даёт такая фишка?

Свои недостатки, как правило, скрыты от человека, а осуждающий взгляд направлен вовне. Такое положение вещей Иисус проиллюстрировал в аллегории про сучек и бревно (Лук.6:42). Для того чтобы обратить внимание человека на свой внутренний мир и существуют творческие задания "Иди, и ты поступай так же".

Посмотрим, как и где применить это на уроке

В беседе субботней школы рассматривается повеление Иисуса о совершенстве в Матф.5:48 (или милосердии - по Лк.6:36)

Перед началом творческого задания поговорите в классе о совершенстве, к которому призывает нас Иисус в текстах Матф.5:48 и Лк.6:36.

Объявите в классе начало творческого задания и раздайте небольшие листочки и ручки.

Озвучьте, что надо сделать:
Дайте конкретные рекомендации, ЧТО НАМ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, чтобы выполнить это поручение Иисуса? (Достаточно будет записать 3-4 предложения).
При необходимости перефразированное задание:
"ЧТО НЕОБХОДИМО НАМ И НАШЕЙ ЦЕРКВИ В ЦЕЛОМ, чтобы достичь того совершенства, о котором говорит Иисус?", "ЧТО НЕОБХОДИМО НАШЕЙ ГРУППЕ СУББОТНЕЙ ШКОЛЫ, чтобы выполнить поручение Иисуса о совершенстве?".

Приступая ко второй части творческого задания, можно:

В начале второй части фишки у каждого должен быть свой или чужой список того, что необходимо сделать НАМ для достижения совершенства, о котором Иисус говорит в Матф.5:48 и Лк.6:36.

Озвучьте второе задание
Вы только что получили список рекомендаций, написанный кем-то из ваших братьев или сестёр. Перефразируйте его, заменив слова "МЫ ДОЛЖНЫ" на "Я ДОЛЖЕН" и прочитайте.

Принимая ответы участников, учителю необходимо задавать дополнительные вопросы. Это помогает вжиться в "роль".

Например: "<Имя>, это правда? Тебе не хватает именно любви к ближним? А в чём эта любовь должна проявляться?" и т.д.

В завершение всего похвалите и ободрите всех участников творческого задания:

Я уверен(на), что силой Иисуса каждому из нас будет легко выполнить Его поручение о совершенстве.
"Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" Лк.6:36.

Удачной вам фишки!

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

Фрагмент урока. О СОВЕРШЕНСТВЕ И МИЛОСЕРДИИ

?ПП
Практическо-психологический вопрос
Не вызывают ли у вас недоумение слова Иисуса о том, что мы должны быть "совершенны как совершен Отец наш Небесный" (Матф.5:48)?
Разве может кто-нибудь этого достигнуть?
 

Аналитический вопрос
Сравните тексты Матф.5:48 и Лук.6:36. Сравните контекст этих отрывков.
В результате исследования становится видно, что оба евангелиста описывают один и тот же эпизод из жизни Учителя. А призыв стать "совершенными как совершен Отец Небесный" равносилен повелению быть "милосердными".

Практический вопрос
Что необходимо каждому из нас и нашей церкви в целом, чтобы обрести это "совершенство"?
Что необходимо лично вам, чтобы выполнить такое повеление Иисуса?
 

Практический вопрос
Если вы уже решили обрести идеал совершенства, скажите, хватит ли у вас сил для достижения столь возвышенной цели?
Здесь мы говорим о том, что повеление Иисуса быть совершенными (и милосердными) как наш Отец Небесный можно выполнить только Его силой.
РЕЗЮМЕ
Договоритесь с классом субботней школы о том, чтобы сделать какое-то доброе дело.
Не относитесь к этому скептически, а попробуйте осуществить! Это подаст хороший пример вашей группе и положит доброе начало для общественного служения.

 

Назад к оглавлению

Статья

О прощении

Читая Роя Адамса, создаётся впечатление, что для него проступки делятся на (1) мелочные обиды, которые надо прощать, и (2) гнусные издевательства, которые прощать не обязательно. Не могу оставить этот вопрос без внимания и добавлю свою ремарку.

Обидчики и степень причинённого ими ущерба, как морального, так и физического и материального, может быть велика. Но это не должно стать поводом для того, чтобы всю оставшуюся жизнь чувствовать себя жертвой. Дух непрощения приносит вред тому, кто его вынашивает, и в большинстве случаев ни как не сказывается на обидчике. Это весомый аргумент в пользу того, чтобы от него избавиться.

Следующий момент - это наказание за содеянное. Важно не путать: простить обидчика, не значит избавить его от причитающегося наказания. "Простить - прощу, но не наказанным не оставлю", - говорит Священное Писание. Следуя этому принципу, христианин не станет утаивать от правосудия случаи насилия, воровства, хулиганства и прочие вопиющие беззакония. Отменить наказание - значить попустительствовать грешнику. Каждый адвентист знает, что по причине незыблемости Закона невинный Сын Божий должен был принять наказание за наш грех, чтобы таким образом удовлетворить "исковое заявление".

И вот последнее, на чём я хочу заострить внимание. Существуют люди, которые довольно часто попадают в неприятные ситуации, становясь жертвами других. Примеры тому приводит Рой Адамс в пособии "Феномен Иисуса 2'2008". Это женщина, постоянно сносящая побои мужа, или издевательства сына. Каждый такой пример уникален, но я склоняюсь к тому, что в основе лежит т.н. "поведение жертвы". Это образ мышления, роль, сценарий, усвоенные человеком на ранних этапах своего развития. Если эта история про вас, обратитесь за помощью к пастору и верующему психологу.

В заключение всего написанного желаю вам духовной свободы - свободы от прошлых обид и духа непрощения.

"Трудности перевода"

Вы только задумайтесь, какой сложный путь проходит мысль, которую вы адресуете другому человеку, облекая её в слова. Представьте себе, что вы рассказываете кому-то историю своего обращения к Богу. Если весь полученный вами опыт взять за 100%, то осмысленная информация будет равна 80%. 40% вы оформляете в слова при передаче другому человеку. Лишь 20% будет услышано им, и только 10% от первоначального количества осмыслено.

Язык, казалось бы, предоставляет вам неограниченную свободу, однако реализуемую в определённых рамках. Он не ограничивает ваши мысли, но ограничивает возможность их выражения в общении с другими людьми.

"Языковой барьер" существует не только между людьми говорящими на разных наречьях. Он проявляется в неверном понимании одного человека другим независимо от принадлежности к культуре или языковой группе. Препятствие такого рода может стать причиной недопонимания и обиды.

Другой барьер, который может помешать взаимопониманию, - это убеждения, привитые с детства. Человек вырастает с готовым списком "верований", что делать правильно, и что делать нельзя, а также кто кому что должен. Когда два взрослых человека сталкиваются с установками друг друга, то почти всегда им приходиться огорчаться. Признание и уважение индивидуальных различий способно исцелить рану, нанесённую обидой.

Если бы каждый учитывал "трудности перевода" в общении, нам проще было бы исполнить повеление Иисуса прощать "до седмижды семидесяти раз".

Цитата
"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз"
(RST От Матфея 18:21,22).

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга.