Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня.
Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

Сегодня в выпуске:


Приветствую вас!

Урок этой недели повествует о том, как Иисус устанавливал Своё Царство на земле: разрывал путы болезней, разбивал оковы смети, усмирял стихии. Сегодня мы поговорим о том, как чудные дела Иисуса влияют на нашу повседневную жизнь, и как донести эту славную весть до наших учеников субботних классов.

Урок 5. Удивительные Его дела

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. Иисус имеет особую СИЛУ

В 8-й и 9-й главе Евангелия от Матфея Иисус предстаёт нам имеющий власть над силами природы и немощью человеческой. Это проявляется в усмирении бури, многочисленных исцелениях, изгнании бесов и воскрешении.

Цитата
"Для нас с вами это означает, что Иисус имеет силу над бурями нашей жизни, над досаждающими нам бесами, над разного рода трудностями, которые причиняют нам боль"
"Феномен Иисуса 2'2008", 27 апреля.

Ученики субботней школы не только осознают силу Иисуса над их временными трудностями, но и признают в Нём Того, Кто имеет власть над смертью. Нам дана надежда на окончательное восстановление.

Цитата
"Насколько важна для человека надежда на воскресение? Что у нас остается, когда ее нет? Какие причины побуждают вас доверять Божьему обетованию о том, что однажды смерть будет навсегда унич­тожена?"
"Феномен Иисуса 2'2008", 1 мая.
Спросите у себя в классе
(?И) В Евангелия от Матфея 8-9 Иисус предстаёт нам как имеющий особую власть. Перечислите удивительные Его дела, упомянутые евангелистом в этом отрывке.
(?П) Спросите себя: когда я сталкиваюсь с бурями жизни, вспоминаю ли я о том, что Иисус имеет силу над этими обстоятельствами? Как я обычно встречаю превратности судьбы?

В уроке за эту неделю Рой Адамс активно использует ВИЗУАЛИЗАЦИЮ. В теме за понедельник этот приём использован для того, чтобы по-особому прочувствовать безвыходность ситуации и следующую за ней радость избавления и исцеление от недуга.

Цитата
"Чтобы испытать на себе всю силу этих стихов, их надо читать не спеша, пытаясь вообразить то, что в них описано..."
"Феномен Иисуса 2'2008", 28 апреля.
Назад к оглавлению

2. Когда осёл бывает умнее человека

Цитата
"Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет"
(Ис. 1:3).

Автор делает намёк на то, что природа покоряется Богу беспрекословно, а человек - сопротивляется своему Создателю.

Цитата
Из всего сотворенного только Его народ остается неверным. Здесь уместно спросить, не являемся ли мы теми, кто сопротивляется Иисусу? Ветер и волны повину­ются Ему, а мы?
"Феномен Иисуса 2'2008", 27 апреля.

Изучая этот урок СШ, ученики обратят своё внимание на необходимость повиновения Богу.

Назад к оглавлению

3. Мотивация

В уроке особое место отводится анализу мотивов, которые двигали Иисусом. Здесь вам поможет сравнение переводов Мф.9:36. Эту информацию вы найдёте в "Комментариях и переводах" (см. ниже).

Цитата
"Слово сострадание (в русском переводе - "сжалился") происходит от греческого слова сплагхнон, что означает "внутренности", "внутренние органы", считавшиеся в древнем мире вместилищем эмоций. (...) Сострадание возникает внутри, в сердце, в каком-то смысле во внутренностях"
"Феномен Иисуса 2'2008", 1 мая.

Невозможно удержаться от того чтобы не обратить внимание на движущий мотив, побуждающий нас (наших учеников субботней школы) к святым делам.

Назад к оглавлению

4. Служение исцеления в вашей церкви

И пусть эта мысль не кажется притянутой за уши. В своей общине вы можете организовать "служение исцеления". Вы спросите "Как?" - Очень просто! Если сомневаетесь, спросите об этом в своём классе субботней школы.

Цитата
"Насколько служение исцеления, совершаемое в Церкви в настоящее время, сопоставимо с примером, который оставил Иисус? Как вы лично можете поучаствовать в исцеляющем служении Иисуса в настоящее время?"
"Феномен Иисуса 2'2008", 28 апреля.
Назад к оглавлению

5. В тюремных (и разных прочих) обстоятельствах

Мы удивляемся тому, как Иоанн Креститель мог засомневаться в мессианстве Иисуса. Не будем судить и осуждать.

Из своей темницы Иоанн Креститель обратился к Иисусу с важным вопросом: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Мф.11:3). Для читате­лей Евангелий этот вопрос кажется удивительным и неожи­данным...
Оглядываясь назад, мы удивляемся тому, что Иоанну и другим было так трудно понять, кем Иисус был. Конечно, судить задним числом всегда легко. А как обстоит дело с нами? Как получается, что мы часто не понимаем вполне очевидную истину? И, что более важно, как мы можем измениться?

Спросите у себя в классе
(?ПП) Читая Евангелие, мы удивляется тому, как легко усомнился в Иисусе Иоанн. "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Мф.11:3). Какое чувство вызывает у вас этот поступок?
      (Возможно, мысли, что я на его месте - никогда бы не поступил так).
(?А) Какие обстоятельства могли так изменить убеждения Иоанна Крестителя?
     (Это могло быть: (а) длительное заточение, в котором в данный момент находился пророк, (б) характер служения Иисуса, Который будто медлил устанавливать Своё Царство, (в) мысли об освобождении из темницы, которое мог бы предпринять Иисус, но по какой-то причине не предпринимал и др.).
(?П) Окажись вы в столь сложной ситуации, есть ли гарантия, что на месте Иоанна Крестителя вы бы поступили "правильнее"?
(?П) Чтобы вы посоветовали другому человеку (читай - себе), который оказался в таких сложных обстоятельствах?
Назад к оглавлению

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Движущим мотивом Иисуса в служении было сочувствие и сострадание к людям. Вот как выглядит текст От Матфея 9:36 в разных переводах.

"Видя толпы народа, Он СЖАЛИЛСЯ над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря"
(RST От Матфея 9:36).
"Видя толпы народа, Он ПРОНИКАЛСЯ К НИМ ЖАЛОСТЬЮ, ибо люди были измучены и беспомощны, подобно овцам без пастуха".
(WBTC От Матфея 9:36).
"Коли Він бачив натовпи людей, СПІВЧУТТЯ ДО НИХ ПРОЙМАЛО ЙОГО, бо були вони знесилені й безпорадні, наче вівці без пастуха"
(UK WBTC Вiд Матвiя 9:36).
"Seeing the people, HE FELT COMPASSION FOR THEM, because they were distressed and dispirited like sheep without a shepherd"
(NASB Matthew 9:36)
Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

Визуализация

В теме урока за неделю автор практикует визуализацию. Рой Адамс предлагает вчувствоваться в роль слепого и немого человека, которого привели к Иисусу.

Цитата
"Чтобы испытать на себе всю силу этих стихов, их надо читать не спеша, пытаясь вообразить то, что в них описано. Например, в Мф.12:22,23 говорится о слепом и немом чело­веке, которого привели к Иисусу. Закройте глаза, на некото­рое время приложите палец к губам и попытайтесь предста­вить состояние этой несчастной души. Ты не знаешь, что про­исходит вокруг, и не можешь об этом спросить. Но ты встре­чаешься с Иисусом и затем уходишь от Него с широко раскрытыми глазами и с устами, способными воздавать хвалу!"
"Феномен Иисуса 2'2008", 28 апреля.

Попробуйте проделать то же самое в группе субботней школы, но на другом примере - скажем, женщины, прикоснувшейся к краю одежды Иисуса и исцелившейся.

Назад к оглавлению

ФРАГМЕНТЫ УРОКА

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

Фрагмент урока. О БУРЯХ ЖИЗНИ И ДОВЕРИИ ИИСУСУ


Информационный вопрос
В Евангелия от Матфея 8-9 Иисус предстаёт нам как имеющий особую власть. Перечислите удивительные Его дела, упомянутые евангелистом в этом отрывке.

Аналитический вопрос
Сравните усмирение Иисусом бури (Мф.8:27) с текстом Ис.1:3. Какие параллели можно провести между текстами (что похожего)? Обратите внимание на то, что всё живое знает своего Творца и Господина, а народ Божий - нет.

Практический вопрос
Спросите себя: когда я сталкиваюсь с бурями жизни, позволяю ли я Иисусу быть в этот момент моим Господином?

.

Фрагмент урока. ХИДСАЙТ, или МЫСЛИ "ЗАДНИМ УМОМ"

?ПП
Практическо-психологический вопрос
Читая Евангелие, мы удивляется тому, как легко усомнился в Иисусе Иоанн. "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Мф.11:3). Какое чувство вызывает у вас этот поступок?
  Возможно, мысли, что я на его месте - никогда бы не поступил так.

Аналитический вопрос
Какие обстоятельства могли так изменить убеждения Иоанна Крестителя?
    
 Это могло быть: (а) длительное заточение, в котором в данный момент находился пророк, (б) характер служения Иисуса, Который будто медлил устанавливать Своё Царство, (в) мысли об освобождении из темницы, которое мог бы предпринять Иисус, но по какой-то причине не предпринимал и др..

Практический вопрос
Окажись вы в столь сложной ситуации, есть ли гарантия, что на месте Иоанна Крестителя вы бы поступили "правильнее"?
 

Практический вопрос
Чтобы вы посоветовали другому человеку (читай - себе), который оказался в таких сложных обстоятельствах?
 
Назад к оглавлению

Статья

На этой неделе в уроке СШ говорилось о ведущем мотиве, которым был движим Иисус, совершая Своё служение - о сострадании к людям. В свете этой темы мы можем поговорить о том, что же мотивирует нас на совершение благих поступков.

Вот небольшой опросник, ответив на который, вам будет легче ориентироваться в теме. Вы также можете предложить его в группе субботней школы на уроке или в коллективе учителей.

Опросник

Вспомните себя, когда вы находитесь в рабочей обстановке. (У себя на предприятии).

Ответьте для себя на вопрос,
ЕСЛИ НА РАБОТЕ ВАМ ПОРУЧАТ ЗАДАНИЕ, В КАКОМ СЛУЧАЕ ВЫ БУДЕТЕ БОЛЕЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ЕГО ВЫПОЛНИТЬ?

В том случае если...
- это появится в прессе,
- это принесет чувство удовлетворения,
- за это заплатят,
- за это похвалят,
- за это поощрят (что-то подарят),
- за это пожмут руку,
- если это вообще не заметят,
- если невыполнение задания плохо на вас скажется (чем-то вам грозит),
- если это задание срочное,
- если за невыполнение этого задание вашему отделу (или всей компании) грозит штраф,
- если за выполнение этого задания вашему отделу (или всей компании) положена существенная премия.

-------------------------------

Теперь обсудим

Те, кто берутся за выполнение задание ИЗ СТРАХА БЫТЬ НАКАЗАННЫМИ, они чаще "избегают неудач" вместо того чтобы "достигать успеха". Сразу вспоминается аллегория с полупустым и полуполным стаканом.

Определенная категория людей из нескольких поручений берется выполнять САМЫЕ СРОЧНЫЕ, которые не всегда являются самыми важными(!). Если для вас срочные дела опережают важные, можно предположить, что вы гоняетесь за временем. Возможно, одно из ваших убеждений толкает вас: в жизни надо успеть абсолютно ВСЁ.

Самые стеснительные, однако, предпочтут, ЧТОБЫ ОБ ИХ ПОДВИГЕ НИКТО НЕ УЗНАЛ. Такая крайность не свидетельствует о христианской скромности. Христианин трудится не ради известности, но и от хороших своих поступков не краснеет.

Если же побуждение к работе возникает В СЛУЧАЕ КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - за другого (за свой отдел или всю компанию), это скорее присуще людям сопереживающим и чувствительным. Если человек часто оказывается в ситуации ответственности за другого, он быстро "выгорает". Это путь к утомляемости и неврозу. Мне вспоминается классический пример из зоопсихологии. С помощью дрессировки удалось создать ситуацию, в которой животные чувствовали ответственность один за другого: если одна крыса не нажимала на педаль (или делала это медленнее), другую било током. В итоге вторая как-то привыкла к ударам слабого тока, а первая умерла в результате невроза. Выводы: если вы чувствуете значительную ответственность за других, попытайтесь разделить свои обязанности с кем-то ещё. И последнее, молитесь за тех, кто вынужден нести бремя многих и держать ответ перед Богом за всё собрание - это пасторы и руководство церкви.

Несколько слов о разных видах поощрения. (ЗАПЛАТЯТ, ПОХВАЛЯТ, ПООЩРЯТ, ЧТО-ТО ПОДАРЯТ, ПОЖМУТ РУКУ). С детства мы учим малышей подчиняться старшим, формируем характер: что делать можно, а чего нельзя. Учим их исполнять волю родителей. А чтобы воспитание имело хороший эффект обычно используется подкрепление: как положительное, так и отрицательное. Хорошо поступил - молодец, вот тебе пряник, плохо поступил - вот тебе по попе. И чаще всего от того, какая награда использовалась в детстве родителями, будет зависеть и эффективное поощрение во взрослой жизни. И я бы не стала категорически отрицать существование поощрения в христианстве. Сам Бог говорит, что верным приготовлена НАГРАДА. Лично я убеждена, что не бывает абсолютно бескорыстных дел. Человек может совершать какие-то поступки, чтобы получить одобрение общества (уступить место в метро) или, например, чтобы "услышать" похвалу от давно умерших родителей.
Поэтому, идеальный мотив для совершения служения - это ПОЛУЧИТЬ ОДОБРЕНИЕ БОГА, Его похвалу и Его награду. Самое лучшее - это не грешить, чтобы не огорчить Бога. Хорошо, когда праведная жизнь построена на стремлении получить ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ГОСПОДА.

Здесь мы не рассматриваем подробно такую открытую корысть, как деятельность лжеевангелистов из темы за 29 апреля пособия "Феномен Иисуса 2'2008". Здесь очевидно: ЖЕЛАНИЕ ПОЛУЧИТЬ БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ затмило христианские ценности и толкнуло на сделку с совестью. Но такое может случиться с каждым (не смотря на базисную мотивацию). Особенности национальной культуры косвенно влияют на количество инцидентов воровства и обмана. Здесь мне стыдно за своих соотечественников, русские "опережают" жителей Западной Европы в том как обмануть, схитрить, словчить. Не спешите открещиваться, не ездили ли вы зайцем в общественном транспорте? Не радовались ли когда, не заметив вас, кондуктор проходил мимо? Хуже всего то, что такую редкую "удачу" верующие приписывают действию Бога.
(Не знаю, может это я ошибаюсь, а 150 миллионов леммингов правы?*)

-------
* "150 миллионов леммингов не могут ошибаться!", крылатое выражение. 150 млн - число сопоставимое с численностью населения России.
-------

А вот стремление к излишней известности, позёрство, дела совершаемые на показ могут быть акцентуацией характера или даже ярко выраженной психопатией. Большинство таких людей находят своё место на эстраде и в кино, на телевидении. Общаться с ними бывает крайне сложно.

И последнее. Гармоничным представляется чувство удовлетворения от сделанного. Оно присуще интровертам. Писатели, конструкторы, изобретатели, художники - эти люди имеют внутреннюю потребность в самовыражении. Если бы не нужда в хлебе насущном, они могли бы работать вообще бесплатно. Их деятельность направлена на получение удовлетворения от работы.

На этом остановимся и закончим краткий обзор темы. Напомню, мы рассуждали о мотивах, которые могут побуждать нас к выполнению служения.

А я вам желаю, чтобы все поступки в вашей жизни сопровождалось желанием ПОЛУЧИТЬ ПЕЧАТЬ ОДОБРЕНИЯ БОГА. А прививкой от беззакония была мысль: НЕ ГРЕШИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОГОРЧИТЬ ИИСУСА.

Назад к оглавлению

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Х
ельга.