Вы читаете рассылку:

Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах. Свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня.
Еженедельное издание поддерживает сайт www.holy-day.ru "Дидактика субботней школы. Практикум".

 

Сегодня в выпуске:


Урок 4. Мудрость Его наставлений

Приветствую вас!

Урок этой недели имеет широкое применение в повседневной жизни верующих. (Чем ближе к середине квартала, тем более выражена практическая направленность бесед субботней школы). Мы имеем богатое "меню" в разделе "Прогрессивные цели", здесь мы обсуждаем, практические изменения, которые могут произойти в учениках наших классов за эту неделю. Напомню, что прогрессивных целей всегда больше, чем достаточно для проведения одного урока. И это нормально, потому что каждый учитель выбирает оттуда 2-3 (реже 4) темы, наиболее актуальные для своей общины и своего класса.

Урок "Мудрость Его наставлений" более всего сосредоточен на текстах Мф.5-7. Основной круг рассматриваемых вопросов построен на наставлениях Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Автор квартального пособия предлагает остановиться на следующих темах.

Перейдём к практическим урокам.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. Характер Бога в молитве "Отче наш"

Цитата
"В сердце Нагорной проповеди Иисус дал образец мо­литвы, в которой Он убеждает нас относиться к Богу как к Отцу - близкому, личному, заботливому и любящему, а не как к далекой, неличной силе или идее. Это любовь ради любви. Она изливается на нас не потому, что мы заслуживаем ее, а потому, что мы в ней нуждаемся".
(Пособие по изучению Библии "Феномен Иисуса 2'2008")

Изучая урок этой недели ученики, заново откроют для себя характер Бога - любящего и заботливого Отца.

Цитата
"Он указал Своим слушателям на Повелителя вселенной, называя Его "Отче наш" и стараясь таким образом разъяснить им, с какой нежностью Господь о них печется. Он говорит, что Господь заботится о каждой погибшей душе. "Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс. 102:13). Такое учение о Боге можно найти только в Библии. Язычество учит людей смотреть на божество, как на грозное существо, которое вместо любви внушает страх и ужас и которое необходимо умилостивлять жертвами, и не считает своего бога любящим отцом, который ниспосылает своим детям небесные дары своей любви. Даже израильтяне были настолько ослеплены, что не понимали драгоценного учения пророков о Боге, и эти слова об отеческой любви Бога к людям показались им чем-то новым, возвещенным миру впервые".
(Елена Уайт / Правила счастливой жизни 4:91)

То, что Бог является нашим Отцом, говорит о том, что Он подлинно любящая Личность (см. 1Ин.4:16).

Назад к оглавлению

2. Социальная агрессия и характер Бога, явленный в отношении к детям

Цитата
Достоинство любого общества, как древнего, так и современного, проверяется с помощью того, как оно относится к самым уязвимым своим членам.
(Пособие по изучению Библии "Феномен Иисуса 2'2008")

Давно замечено, что агрессия общества вымещается на его социально незащищённых элементах. Коими в частном порядке являются дети.

Отношение Иисуса к детям ещё раз показывает нам миролюбивое сострадательное отношение к нам Бога. Одной из целей урока является осознание того, что Иисус (и Бог, характер Которого Он представляет) с состраданием относится к обычным людям, в том числе к самым слабым в обществе. Иисус учил нас обращаться к Богу как к Отцу. Если Бог - наш Отец, мы друг для друга братья и сёстры. Поэтому Нагорная проповедь учит нас также и новым взаимоотношениям во Христе.

Назад к оглавлению

3. Прощение и благоразумие в прощении

Тема прощения в Нагорной проповеди перекликается с Господней молитвой.

Сравните

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(От Матфея 5:43-48)
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
(От Матфея 6:12, 14-15)

В теме за вторник 22 апреля поднимается тема о благоразумии прощающего.

Например, женщина может простить мужа, который избивает ее, но означает ли это, что она по-прежнему должна оставаться незащищенной от его дальнейших издевательств? Как мы можем прощать и в то же время быть достаточно мудрыми и рассудительными, чтобы защитить себя и других от тех, кто злоупотребляет нашим прощением?
(Пособие по изучению Библии "Феномен Иисуса 2'2008")
Назад к оглавлению

4. О конформности

Цитата
"Конформизм - это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы".
(Из курса социальной психологии)
«Знающий истину пусть объявит ее, не спрашивая, кто за нее и кто против».
Генри Джордж, «Вопрос об Ирландской земле», 1881

Нагорная проповедь - это Божественный манифест жизни верующего. Бог желает видеть нас особыми людьми, убеждения которых не зависят от мнения большинства. Об этом мы читаем в Нагорной проповеди. Урок этой недели поможет ученикам СШ ощутить себя избранными Богом, отличными от окружающих по убеждениям и отношениям к жизни.

"Нагорная проповедь - это извечный Божий призыв к тому, чтобы мы были особыми людьми. Этот же призыв звучал к Ною, Аврааму, Израилю, а затем из уст Христа его услышали ученики. Иисусу нужны люди, которые не будут "уподобляться им" (Мф. 6:8). Иисус требует, чтобы Его ученики отличались от окружающих по убеждениям, поклонению, отношениям, жизни, любви, смерти".
(Пособие по изучению Библии "Феномен Иисуса 2'2008")

Назад к оглавлению

5. Бог снизошел

Урок этой недели - укор человеческому превозношению. Среди людей может наблюдаться как открытое, так и завуалированное стремление к превосходству. Люди определённого склада характера бывают более честолюбивы, чем другие: стремление к первенству, жажда лидерства, желание заслужить похвалу. Но даже если вы далеки от того, чтобы мечтать о пальме первенства, задайтесь простыми вопросами: "Чем я лучше других смертных?" и "Не мешает ли мне моё превосходство общаться с другими людьми?".

Бог имеет перед нами абсолютное превосходство. Однако Он СНИЗОШЁЛ до нашего уровня для того, чтобы спасти и возвысить. Если что-то в своей жизни вы считаете поводом для превозношения, спросите себя: "Как легко я смог бы с этим расстаться, если того потребует Бог?".

Цитата
"А тот, кого чрезмерно чтят, испытывает искушение самонадеянностью. Тот, кого слишком превозносят, теряет сознание своей зависимости от Бога. Люди приучаются полагаться на людей. В итоге они впадают в заблуждение и теряют связь с Богом".
(Елена Уайт / Христос - надежда мира гл. 18)
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится".
(1-е Коринфянам 13:4)
Назад к оглавлению

6. О Законе

Нагорная проповедь - это подтверждение нравственного Закона Самим Господом, являющимся его Авто­ром.

Цитата
"Грех порицается не только в действиях, но и в мыслях (5:21-42); в молитве оценивается не форма, а содержание (6:7-13); в праведности - не столько то, что человек делает, сколько, чем он живет (6:14-34); во взаимоотношениях акцент смещается от кровных к братским (7:1-12), в любви - от ближних к дальним (7:43-48), в основных жизненных принци­пах - от лицемерного их восприятия к полному посвящению (7:21-27)".
(Пособие по изучению Библии "Феномен Иисуса 2'2008")

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

Творческое задание "Благодать это..."

Цитата
"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".
(От Иоанна 1:14)

Иисус пришёл на землю, как олицетворение благодати, открыв для нас тем самым ещё одно качество Бога.

Фишка, которую я предлагаю на этот раз - это типичное упражнение перехода количества в качество. В упражнениях такого рода требуется выполнить одно и то же задание большое количество раз (в классической интерпретации - 40 повторений). В результате многократного исполнения получаются просто уникальные вещи.

Наше творческое задание состоит в следующем. Предложите ученикам написать 20 утверждений о том, что такое благодать. Каждое предложение должно начинаться словами "Благодать - это...".

Наверное, наиболее частыми в группе субботней школы будут ответы:

В конце же списка будут наиболее ценные ответы, наиболее проникновенные и осмысленные. Они будут отличаться от заученного шаблона, что такое благодать.

Чтобы подвести итоги попросите в классе зачитать...

  1. Попросите зачитать первые несколько ответов. Убедитесь, что они почти одинаковы у всей группы.
  2. Попросите зачитать последние 5 предложений из списка. Обратите внимание класса на уникальность ответов и на их практический смысл.
  3. Спросите в группе, какую ценность они извлекли из этого упражнения. Как изменилось отношение к благодати к концу задания? (Стало более осмысленным? Более понятным? и т.д.)
  4. По желанию вы можете сделать коллегиальное собрание высказываний о том, что такое благодать и, например, опубликовать его в своей общине.
Назад к оглавлению

Статья

По теме урока очень рекомендую книга Е.Уайт "Правила счастливой жизни". Она небольшая, весит всего около 100кбайт. Скачать>>

Назад к оглавлению

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!