www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

Сегодня в выпуске:


Вместе с вами эту рассылку читают Content.Mail.Ru человек(а).

Понравилось? Подпиши друга!

Рассылки@Mail.ru
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

 


Урок 2. Тайна Его божественности

В уроке рассматриваются теологические исследования божественности Христа.

Исследования таких доказательств выходят за рамки компетенции среднестатистического члена церкви (как, например, знание грамматики греческого языка), однако автор старается максимально приблизить их к уровню аудитории, адаптировать.

Объять необъятное.

Автор понимает, что тема божественности Христа не может быть втиснута в рамки одного урока СШ. Поэтому Рой Адамс концентрируется только на избранных вопросах, таких как предсуществование, единородство и некоторых текстах Нового Завета. В теме за четверг и в учительских комментариях упоминаются и прочие свидетельства Божественности Иисуса, которые не вошли в круг основных рассматриваемых доказательств. Они могут быть использованы для доклада, который мог бы написать один из группы учеников субботней школы.

В уроке много фактического и исследовательского материала. Это может склонить учителя в сторону постановки на уроке только информационных и аналитических вопросов. Упуская практические, которые касаются преобразования жизни учеников. чтобы избежать этого обратите внимание на то, что может измениться в ваших учениках СШ после изучения этого урока. Советы автора по этому поводу изложены в абзаце "Только для учителя". Они таковы:

Цитата
"Помогите присутствующим понять, как Божественность Христа помогает нам отображать Его характер в нашей жизни и как каждый из нас может ежедневно исповедовать: "Господь мой и Бог мой" (Ин. 20:28)".
"Феномен Иисуса 2'2008"


Практическая сторона темы о божественности Христа связана с преобразованием нашей жизни под воздействием этой вести.

Я задумалась, в какой же форме будет наиболее эффективно провести эту беседу. И остановилась на комбинированном уроке с использованием доклада. На мой взгляд, позитивно будет поручить кому-либо из группы СШ подготовить выступление, в котором бы излагались доказательства божественности Христа. Подробнее об этом далее в этом номере.

 

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
чТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УчЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУчЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта . ЗДЕСЬ>>

1. Проникновенный взгляд на голгофские события

Ученики субботней школы будут по-другому относиться к крестной жертве, потому что САМ БОГ принес ее ради нашего искупления.

Спросите у себя в классе
  • Как истина о том, что именно Бог (не ангел, по простой смертный) был распят за наши грехи, помогает лучше понять величие жертвы, принесенной ради нас на кресте?
  • Почему Божественность Христа важна для вселенной, а также ДЛЯ ВАС ЛИЧНО. Какую роль играет Божественность Христа В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

 

Назад к оглавлению

2. Божественность Иисуса

Укрепится вера в божественность Иисуса Христа и в Божье откровение, записанное о Нем в Библии.

Спросите у себя в классе
  • Какой урон наносится плану спасения, если мы отказываемся от этой библейской доктрины?
  • Почему Иисусу для исполнения Его миссии была совершенно необходима божественность?

 

Назад к оглавлению

3. Единство с Богом: цели, характер, намерения

Ученики задумаются над тем, чтобы иметь тоже же единство с Богом, какое имел Иисус Христос с Небесным Отцом.

Цитата
"Я и Отец одно", - сказал Иисус. Они едины по природе, характеру, намерениям. Можем ли мы сказать: "Христос пребывает в нас"? Если можем, как это должно ПРОЯВЛЯТЬСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?"
"Феномен Иисуса 2'2008" (Шаг 4: Вопрос для размышления ¹1).

 

Цитата
"Не в мире уже Я: к Тебе возвращаюсь; а они еще в мире. Святой 'Мой' Отец, Ты дал Мне силу, силу имени Твоего, сохрани же их этой силой, чтобы едины они были, как Мы 'с Тобой' "
Институт перевода Библии в Заокском, От Иоанна 17:11

 

Назад к оглавлению

4. Новое отношение к ближним

Ученики субботней школы будут по-другому относиться к братьям и сёстрам, как к людям, которые также искуплены кровью божественной Личности.

Цитата
"А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду" Ефесянам 2:13,14.

 

Спросите у себя в классе
  • "Принимать Христа как Бога означает принимать друг друга как братьев и сестер, невзирая на барьеры и предрассудки.
    Как Божественность Христа помогает нам дорожить всеобщим единством верующих христиан?"
"Феномен Иисуса" Шаг 4: Вопрос для размышления ¹2.

 

Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Весьма убедительно о божественности Иисуса Христа написано в книге "Наши друзья - Свидетели Иеговы", глава 21. Там приводятся сильные аргументы, способные убедить даже противников этой истины. Если вы всерьёз заинтересовались этой темой, следующий отрывок - для вас.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, чТО ИИСУС ЯВЛЯЕТСЯ БОГОМ

Просмотрите вышеприведенные тексты в оригинале и различных переводах. Они ясно говорят, что Иисус является Богом:
Иисус назван Богом. Ис. 9:6. Иоан. 1:1. Иоан. 20:28. Рим. 9:5. Тит. 2:13. Евр. 1:8.
В Иисусе - полнота Божества телесно: "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" Кол. 2:9.

Иисус - вечен: "Нарекут имя Ему: чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9:6).

Иисус - Царь-царей и Господь господствующих: "Они будут вести брань с Агнцем и Агнец победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей" (Откр. 17:14.) В первом послании к Тимофею (1 Тим 6:15) апостол Павел применяет эти титулы к Богу.

Иисус выдвигал в Своей речи божественные претензии. Пророки говорили: "Так говорит Господь", а Иисус авторитетно заявлял: "А Я говорю вам" (Матф. 5; 28. 32. 34. 39. 44).

Иисус - Вездесущий: "Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20).

Иисус - Всезнающий: Петр сказал Ему: "Господи Ты все знаешь!" (Иоан. 21:17).

Иисус - Всемогущий. Он не только создал все, но заботится и поддерживает все творение. (Кол. 1:16. 17. Евр. 1:3).

Иисус, будучи Богом, достоин поклонения. Когда Иисус родился в нашем мире, Отец повелел: "И да поклонятся Ему все ангелы Божьи" (Евр. 1:16). Ангелы отказываются принимать поклонение. (Откр. 19:10. Откр. 22:8. 9) ибо только Бог достоин поклонения. Матф. 4:10.

Иисус приглашает молиться во имя Его: "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Иоан. 14:14). И даже есть примеры молитв - личного обращения к Иисусу: "И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: "Господи, Иисусе! прими дух мой"! (Деян. 7:59). И последняя молитва в Библии обращена к Иисусу: "Свидетельствующие сие говорит: "Ей гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22:20).

СРАВНЕНИЕ ССЫЛОК, ОТНОСЯЩИХСЯ: К Богу Иегове к Иисусу Христу

(Библиотечка адвентиста / Наши друзья - Свидетели Иеговы 21:57-69)

Назад к оглавлению

III. Fish'ки К УРОКУ

Доклад

В этой статье мы рассмотрим такую форму проведения урока, как доклад. Учитель поручает одному из учеников подготовить выступление на заданную тему.

Поручение

Задание подготовить доклад учитель даёт заранее, желательно на предыдущем уроке субботней школы. человеку, который согласится подготовить доклад на заданную тему, вручите памятку. Эта короткая инструкция поможет ученику субботней школы хорошо выступить.

Скачать "C следующую субботу вы выступаете с докладом">>

Если вы не успели предложить тему доклада в классе СШ, попробуйте сделать это по телефону. Позвоните в начале недели человеку, посещающему ваш субботний класс, и предложите попробовать себя в качестве докладчика.

Тема доклада

Будет лучше, если вы предложите в классе СШ не одну, а несколько тем на выбор. Хороший вопрос: как из одной темы для доклада сделать несколько? Попробуйте осветить данный вопрос с разных сторон. что-то перефразируйте. Перескажите другими словами.

И последнее. Обязательно сделайте так, чтобы названия тем для доклада звучали интересно, даже интригующе. Напомню, из всех вариантов вам надо выбрать одну тему и одного добровольца, для того чтобы организовать такую форму проведения урока как доклад.

Доклад - это часть урока

Запомните, доклад - только часть урока. И притом довольно непродолжительная. Я считаю, что самое оптимальное, сколько может продолжаться такое выступление, это 7-10 минут. Плюс какое-то время на вопросы докладчику, это ещё минут 5. Итого, не более 15.

Люди, готовясь к выступлению, часто не соизмеряют количество материала с количеством минут, в которые надо уложиться. Докладчик стремится объять необъятное. Если выступление одного человека перевалило за четверть часа, ваши ученики субботней школы вероятно уже заснули. (По крайней мере, на меня монотонные монологи действуют именно так. Нет, я, конечно, не сплю на богослужениях, но начинаю зевать и куда-то отвлекаюсь).

Итак, если есть вероятность, что докладчик не уложится в отведённое для выступления время, составьте устный договор между группой и выступающим о том, как, в какой форме и когда вы его остановите. (Особенно КОГДА, и В КАКОЙ ФОРМЕ ;) )

Как мы уже говорили, доклад - только часть урока. Это значит, что у учителя должен быть план, чем заполнить всё остальное время, не занятое докладом. Если вы выбрали доклад как форму проведения урока, это не освобождает вас от подготовки. Ещё одна ошибка, которую совершают учителя, поручая доклады, - они уклоняются от обязанности тщательно готовиться к уроку.

И последний вам совет: никогда не начинайте урок сразу же с выступления, Не спешите, обязательно сделайте вступление чтобы заинтересовать группу. Это мотивация (Побуждайте!). Урок, который вдруг начался с доклада вместо мотивации, вызовет лёгкое недоумение. Вашим ученикам будет трудно включиться в происходящее.

Подготовка к докладу

Как правило, большинство докладов посвящено серьёзным темам, к изложению которых надо готовиться. Выступающий должен быть хорошо осведомлён о предмете, который он будет освещать. Как это ни странно, но ответственность за подготовку ученика субботней школы к общественному выступлению косвенно возложена и на учителя. Учитель не только поручает задание, но и консультирует на этапе подготовки, и поддерживает в процессе выступления. Поручая кому-либо сделать доклад, учитель должен предоставить информацию для подготовки.

Скопируйте несколько страниц из учительских комментариев или из другой книги, которую вы считаете полезной, и отдайте будущему докладчику. Если литература, которую вы рекомендуете, у этого человека есть, чётко обозначьте страницы, откуда следует почерпнуть информацию. Это избавит вас от многих проблем сразу.

Вопросы докладчику

После того, как докладчик завершил своё выступление, наступает время вопросов. Класс субботней школы задаёт вопросы человеку, который только что закончил выступать с докладом.

Зачем это нужно? Доклад перестаёт быть односторонним посылом информации. Этап вопросов к докладчику активизирует аудиторию.

Учитель, не упускайте этот момент. Никогда не произносите: "Ну, раз ни у кого нет вопросов, мы перейдем к обсуждению...". Если никто не озвучил вопрос, это не значит, что их вовсе нет. Начните первым. Спросите что-нибудь у докладчика, а пока он будет отвечать, остальные члены группы вспомнят, что хотели сказать.

Обратная связь

Обратная связь - это отзыв, оценка. Похвала и конструктивная критика тоже являются обратной связью. В заключение класс субботней школы даёт обратную связь докладчику. Это один из способ взаимодействия выступающего и группы. Я предлагаю экспресс-оценивание по категориям:

Оценки выставляются по 5-балльной шкале,
где 1 - "бесполезно", "не интересно", "заумно",
а 5 - "очень полезно ", "очень интересно", "весьма доступно".

Для экспресс-оценивания разработан макет для печати. Всё, что остаётся сделать ученикам, - это обвести кружочком нужные оценки.

Скачать макет для печати>>

Время специально для оценивания НЕ ОТВОДИТСЯ. Листочки раздаются до, а собираются после доклада (или после вопросов докладчику). Если по какой-то причине класс не успел оценить доклад, объявите, что вы ждёте ещё 10 секунд, после чего собираете листочки; демонстративно посмотрите на часы.

Результаты экспресс-оценивания очень тщательно не подсчитываются. Бегло посмотрев результаты, учитель объявляет, какое количество баллов по каждой категории встречается чаще. Например, "почти все 5" или между "5 и 4". Эти оценки нужны в первую очередь докладчику. Если выступающий по каким-то косвенным признакам определит, будто его доклад никому не понравился, то второй раз он, может быть, не согласится на такое дело.

Если в вашем классе субботней школы был прочтён доклад, напишите об этом отзыв. Буду ждать вашей обратной связи.

Хельга.

 

Назад к оглавлению

V. Статья

Из книги Джоша Макдауэлла "Не просто Плотник"

что же в Нём такого особенного?

Не так давно я разговаривал с группой людей в Лос-Анджелесе. Я спросил их: «Кто, по-вашему, был Иисус Христос?» «Он был великим религиозным вождём», - ответили мне. что же, я с этим согласен. Конечно, Иисус Христос был великим религиозным вождём. Но я убежден, что Он не только великий религиозный вождь.

На протяжении веков люди спорили о том, кем же был Иисус. Почему из-за этого человека было столько споров? Почему его имя вызывает у людей куда более сильную реакцию, чем имена других религиозных вождей? чем Иисус так отличается от них? Почему имена Будды, Магомета и Конфуция не вызывают такой болезненной реакции?

Причина в том, что лишь Иисус объявил себя Богом: в этом то и есть его главное отличие от других.

Люди, знавшие Иисуса, очень быстро поняли, что он приписывает себе совершенно невероятные свойства. Из его слов было ясно, что он считает себя не просто пророком или учителем – Он явно претендовал на родство с Богом. Он утверждал, что только в нём, и в нём одном путь к Богу, к прощению грехов и к спасению.

Многим кажется, что такая исключительность чересчур их ограничивает, и они не хотят в это верить. Однако в этот момент дело даже не в том, во что мы хотим или не хотим верить. Вопрос пока в другом: кем считал себя сам Иисус?

что говорят на эту тему документы, содержащиеся в Новом Завете?

часто приходится слышать слова "божественная сущность Христа". Имеется в виду, что Иисус Христос есть Бог.

А. Х. Стронг в своей "Систематической теологии" предлагает следующее определение Бога: "Это безграничный и совершенный дух, в котором всё сущее находит своё начало, движущую силу и завершение". Это определение подходит для любой веры, в том числе и для мусульман, и для иудаистов. Теизм учит, что Бог есть личность, и что вселенная была задумана и создана им. Бог поддерживает в ней жизнь и управляет ею по сей день.

Христианское вероучение добавляет к этому определению ещё один элемент: "и который воплотился в Иисуса из Назарета".

 

Иисус Христос - это не просто имя.

Это, скорее, звание. Имя "Иисус" происходит от греческого варианта имени Йешуа (или Иошуа), что в переводе значит "Иегова-Спаситель", или же "Господь-Спаситель". Звание же "Христос" взято из греческого и означает оно "Мессия" (на иврите - "Машиах", Даниил 9:26) или - буквально - "помазанник". Это звание ("Христос") одновременно подразумевает царскую и священническую функции и утверждает Иисуса в качестве священника и царя, возвещенного пророчествами Ветхого Завета. Утверждение это имеет решающее значение для подлинного понимания Иисуса и христианства.

Новый Завет отчётливо описывает Христа как Бога. Имена, которыми называется Христос в Новом Завете, уместны лишь применительно к Богу.

Например, Иисус называется Богом в следующей фразе:" Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" ( Титу 2:13, сравни с Иоанна 1:1, Евреям 1:8, Римлянам 9:5, 1Иоанна 5:20-21). Писание наделяет его качествами, которые могут быть присущи одному лишь Богу. Мы узнаем, что Иисус есть источник жизни (Иоанна 1:4, 14:6); Он вездесущ (Матфея 28:20, 18:20); всеведущ (Иоанна 4:16, 6:64; Матфея 17:22-27); всемогущ (Откровение 1:8, Лука 4:39-55; 7:14, 15; Матфея 8:26,27) и бессмертен (1Иоанна 5:11, 12, 20; Иоанна 1:4).

Иисус принимал почести и поклонения, положенные только Богу. Говоря с Сатаной, Иисус сказал: "написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Матфея 4:10). И всё же Иисус принимал поклонения как Бог (Матфея 14:33; 28:9), а порой даже требовал поклонения, положенного Богу (Иоанна 5:23; сравни Евреям 1:6, Откровение 5:8-14).

Большая часть последователей Иисуса состояла из правоверных евреев, веровавших в одного истинного Бога. Они были монотеистами до мозга костей, и однако же они признали в нём Бога, воплощённого в человека.

По идее, уж кто-кто, а Савл (Павел), который готовился стать раввином и получил разностороннее образование, менее других должен был быть готов признать божественную сущность Иисуса и поклоняться человеку из Назарета, называя его Господом. Но ведь именно Павел это признал, сказав так: "Блюдите себя и всё стадо, в котором Дух Святой поставил вас епископами пасти Церковь Божию, которую Он приобрёл Себе кровию Своею" (Деяния 20:28).

И потом, когда Христос спросил Петра, кем тот его считает, Пётр ответил: "Ты – Христос, Сын Бога Живого" (Матфея 16:16). Иисус не только не стал опровергать или уточнять вывод, сделанный Петром, но подтвердил его и указал на источник сведений: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Который на небесах" (Матфея 16:17).

Марфа, хорошо знавшая Иисуса, сказала ему: "Я верую, что Ты Христос (т.е. Мессия), Сын Божий" (Иоанна 11:27). Затем Нафанаил, который считал, что в Назарете ничего путного возникнуть не может, также признал в разговоре с Иисусом: "Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев" (Иоанна 1:49).

Когда Стефана побивали камнями, он "взывал и говорил: "Господи Иисусе, прими дух мой!" (Деяния 7:59). Автор Послания к Евреям называет Христа Богом: "о Сыне: "Престол Твой, Боже, во век века" (Евреям 1:8).

Иоанн Креститель возвестил о пришествии Иисуса словами: "и нисшёл Дух Святой в телесном виде, как голубь, на Него, и голос с неба раздался: Ты Сын Мой возлюбленный, на Тебе Моё благоволение" (Лука 3:22).

И, наконец, у нас есть признание Фомы, которого все знают как "Фому неверующего". По характеру он, наверное, был похож на нынешних студентов. Он сказал: "Если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего в место гвоздей, не поверю!"

И я вполне его понимаю. Говоря современным языком, он сказал: «Знаете, в конце концов не каждый день люди воскресают из мёртвых и выдают себя за Бога во плоти. Мне нужны доказательства!»

через восемь дней после того, как Фома поделился своими сомнениями с другими учениками, «приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посреди них и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои. И дай руку твою и вложи в бок Мой. И не будь неверующим, но верующим!» Ответил Фома и сказал Eму: «Господь мой и Бог мой!» Говорит ему Иисус: «Ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие» (Иоанна 20:26-29).

То есть, Иисус принял обращение к нему как к Богу. Осудил он Фому за его неверие, а не за поклонение.

Какой-нибудь критик может возразить, что все эти сведения о Христе исходят от других, а не от него самого. На занятиях студенты иногда с важностью мне заявляют, что современники Христа точно так же не понимали его, как сейчас не понимаем его мы. То есть, другими словами, что Христос не считал, что он – Бог.

У меня нет ни малейшего сомнения, что Иисус себя Богом считал. Это моё убеждение самым прямым образом подкрепляется текстами Нового Завета. Таких мест очень много, и значение их абсолютно ясно.

Один бизнесмен долго изучал Священное писание, чтобы выяснить для себя, считал Христос себя Богом или нет? В конце концов, он сказал: «Кто прочтёт Новый завет и не увидит, что Христос считал себя Богом, тот просто слепой, если не хуже: это всё равно, что гулять по улице в ясный день и говорить, что не видишь солнца!»

В Евангелии от Иоанна описано столкновение между Иисусом и еврейскими религиозными наставниками. Иисус исцелил хромого в субботний день и сказал ему:

- Встань, возьми постель твою и ходи!

Поэтому и начали гнать Иудеи Иисуса, что Он это делал в субботу. Но Он ответил им: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И потому тем более искали Иудеи убить Его, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иоанна 5:16-18).

Конечно, мне могут возразить: "Постой, Джош, я тоже могу сказать: "мой отец до сих пор работает, и я работаю". что из этого? Это ещё ничего не доказывает".

На это я могу ответить следующее. Исследуя любые документы, мы должны всё время помнить о языке, о культуре данной эпохи и, самое главное, учитывать, к кому обращены те или иные слова. В данном случае речь идёт о еврейской культуре, и слова Иисуса обращены к религиозным евреям.

Посмотрим, как же понимали евреи слова Иисуса 2000 лет тому назад в рамках своей культуры. "И поэтому тем более искали Иудеи убить Его, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иоанна 5:18).

Что же вызвало столь гневную реакцию?

А вот что: Иисус сказал "Мой Отец", а не "наш Отец", да к тому же добавил "доныне делает". Тем самым он приравнял себя к Богу и поставил свои действия на один уровень с делами Божьими.

Евреи не называли Бога "Отец мой". А если иногда и называли, то уточняли: "Отец небесный". Иисус же этого не сделал. Когда он сказал о Боге "Отец Мой", в этих словах заключалось утверждение, которого евреи не могли не понять.

К тому же Иисус имел в виду, что покуда трудится Господь, он, его Сын, тоже будет трудиться. Еврейские религиозные вожди прекрасно поняли смысл его слов, означавших, что Он – Сын Божий. В результате их ненависть ко Христу стала ещё сильней. Если раньше они стремились только к тому, чтобы изгнать его, то теперь они захотели его убить.

Христос не только претендовал на равенство с Богом, которого он называл своим Отцом: он утверждал, что Он и Бог – одно целое.

Во время праздника Обновления в Иерусалиме еврейские лидеры спросили Иисуса, Христос ли он. Иисус ответил на их вопрос утвердительно и добавил: "Я и Отец – одно" (Иоанна 10:30).

"Снова взяли камни Иудеи, чтобы побить Его. Ответил им Иисус: "Много добрых дел показал Я вам от Отца. За какое из этих дел побиваете вы Меня камнями?» Ответили Ему Иудеи: "Не за доброе дело мы побиваем Тебя камнями, но за хулу и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом" (Иоанна10:31-33).

Можно только удивляться силе реакции, вызванной словами Иисуса "Я и Отец – одно". Если взять греческий оригинал Евангелия, возникает одно интересное наблюдение. Исследователь А. Г. Робертсон отмечает что по-гречески "одно" – среднего, а не мужского рода, и означает не столько физическое единство или единство целей, сколько единую сущность или исток. Он пишет: "Утверждения Христа о связи между Отцом и им самим (Сыном) – в этой короткой фразе достигают высшей точки. Потому она и вызывает такой неистовый гнев фарисеев".

Ясно, что у людей, слышавших эти слова, не возникало сомнений в том, что Иисус считает себя Богом. Леон Моррис, декан колледжа им. Ридли в Мельбурне пишет: "Иудейские вожди усматривали в словах Иисуса только богохульство, и они взялись за суд. По закону богохульство должно было быть наказано побиванием камнями (Левит 24:16). Однако они не хотели, чтобы дело разбиралось законным порядком. Они не собирались готовить обвинения, на основании которых власти могли бы присудить соответствующее наказание. В припадке гнева они присвоили себе и функции судьи, и функции палача".

Иисусу угрожало побивание камнями за "богохульство". Иудеи, вне всякого сомнения, поняли, что он имел в виду. А вот задумались ли они хоть на мгновение: а может, он говорит правду?

Иисус постоянно говорил, что его происхождение и сущность едины с Богом. Он бесстрашно заявлял: "Если бы вы Меня знали, то и Отца Моего знали бы" (Иоанна 8:19); "И видящий Меня видит пославшего Меня" (Иоанн 12:45); "Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит" (Иоанна 15:23); "чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Иоанна 5:23) и т. п.

Все эти цитаты убедительно доказывают, что Иисус считал себя не просто человеком, но существом, равным Богу. Люди, полагающие, что Иисус был просто ближе к Богу, чем остальные, недостаточно глубоко вдумались в его слова, приведённые выше (Иоанна 5:23).

Однажды мне довелось читать лекцию на литературном отделении университета Западной Вирджинии. Во время лекции меня прервал один из присутствовавших профессоров: «Иисус говорит, что он – Бог, только в Евангелии от Иоанна, которое написано позже остальных трёх. В самом раннем Евангелии – от Марка – ни разу не говорится, что Иисус считал себя Богом». Мне сразу стало ясно, что человек этот никогда не читал Марка, а если и читал, то крайне невнимательно.

В ответ я раскрыл Евангелие от Марка, в том месте, где Иисус прощает грехи. "И увидев веру их, говорит Иисус расслабленному: «чадо, прощаются грехи твои» (Марк 2:5, см. также Лука 7:48-50). По еврейскому закону это мог делать только Бог. Исаия 43:25 говорит, что один лишь Бог может простить грехи.

Недаром на эту фразу так ополчились книжники: что Он так говорит? Богохульствует! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус... говорит им: "Что легче? Сказать ли... "прощаются грехи твои" или сказать: " встань, и возьми кровать твою и ходи"?" (Марк 2:7-9).

Обратимся к комментарию Уиклиффа: "На этот вопрос ответить невозможно. Произнести эти фразы одинаково нетрудно, однако совершить на деле и то и другое под силу только Богу. Мошенник, который боится разоблачения, конечно, предпочёл бы первую фразу. Иисус исцелял больных, чтобы все увидели, что он наделён чудесной властью, позволяющей ему одолеть первопричину болезни".

За эти слова его обвинили в богохульстве. Льюис Сперри чейфер пишет по этому поводу:

"Ни у одного живого существа на свете нет ни власти, ни права прощать грехи. Никто не может простить нам грехи, кроме Того Единственного, против кого мы все согрешили. Когда Христос прощал грехи – а в этом у нас нет сомнений – Он заходил далеко за пределы человеческих возможностей. Никто, кроме самого Бога, не может прощать грехи, и раз Христос прощал грехи, следовательно, не остаётся сомнений, что он был Богом".

Идея прощения грехов долго не давала мне покоя: я никак не мог её понять. Однажды я говорил о божественной сущности Иисуса в лекции на философском факультете и привёл в пример строки из Евангелия от Марка. Один студент возразил мне, что прощение, данное Христом, вовсе не доказывает его божественной сущности. Иисус, мол, просто сказал, что прощает этого человека, но это совсем не доказывает, что он объявлял себя Богом. Я долго думал над словами этого студента, и вдруг меня осенило: я понял, почему возмутились книжники!

Конечно, любой человек может мне сказать: "Я тебя прощаю". Но сказать это может только тот человек, против которого я согрешил! И наоборот, если кто-то согрешит против меня, я могу ему сказать: "Я тебя прощаю". Но Христос-то был в другой ситуации: расслабленный согрешил против Бога Отца, и Иисус сказал ему: "Прощаются тебе грехи твои". Да, мы можем простить человека, если он нас обидит, но грех против Господа может простить только Господь Бог. Это и сделал Иисус.

Неудивительно, что еврейское духовенство возмутилось, когда какой-то плотник из Назарета позволил себе такое заявление. Власть прощать грехи, данная Иисусу – яркий пример того, как он выступал в качестве, присущем одному лишь Богу.

В Евангелии от Марка описывается суд над Иисусом (Марк 14:60-64). Там ясно написано, что Иисус говорил о своей божественной сущности.

"И первосвященник, став посредине, спросил Иисуса: "Ты не отвечаешь ничего? что они против Тебя свидетельствуют?" Он же молчал и не ответил ничего. Снова первосвященник спрашивал Его, и говорил Ему: "Ты ли Христос, Сын Благословенного?" Иисус же сказал: "Я. И вы увидите Сына человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего с облаками небесными". Первосвященник же, разодрав одежды свои, говорит: "Какая нам ещё нужда в свидетелях? Вы слышали хулу! Как вам кажется?" И все осудили Его, признав повинным смерти".

Сначала Иисус не хотел отвечать, и первосвященник привёл его к присяге. Под присягой Иисус вынужден был отвечать (и я очень рад, что он, наконец, ответил). На вопрос "Ты ли Христос, Сын Благословенного? " – Он ответил утвердительно.

Итак, какие же показания дал на суде Христос? Во-первых, Он назвал себя Сыном Благословенного, т.е. Бога. Во-вторых, сидящим по правую сторону Силы и, в-третьих, Сыном человеческим, грядущим на облаках небесных. Эти слова однозначно описывают его как Мессию. Очень важно рассматривать их в совокупности.

Синедрион (еврейский верховный суд) прекрасно уловил смысл слов Иисуса. Именно поэтому первосвященник разодрал на себе одежды и сказал: "На что нам ещё свидетели?" Иисуса осудили за Им же произнесённые слова.

Роберт Андерсон подчёркивает: "Самые убедительные доказательства – это показания враждебно настроенных свидетелей. Действия врагов Иисуса неопровержимо устанавливают тот факт, что Он называл себя Богом. Не нужно забывать, что в эпоху, о которой идёт речь, евреи вовсе не были первобытными и невежественными дикарями: это был глубоко религиозный народ, обладавший высочайшей культурой. И ведь именно за эти слова Синедрион – верховный совет нации, в который входили наиболее выдающиеся религиозные деятели, - в том числе Гамалиил и его великий ученик Савл из Тарса – единогласно приговорил его к смертной казни".

Нет сомнений, что Иисус дал эти показания по собственной воле. Не менее ясно, что евреи поняли его слова как утверждение, что он – Бог. Перед ними стоял выбор: либо считать его слова богохульством, либо поверить, что он – Бог. Судьи это прекрасно понимали, - оттого они и распяли его, а потом ещё и насмехались над ним за то, что он " возложил упование на Бога... Ибо сказал Он: "Я Божий Сын". (Матфея 27:43).

Видный специалист по Ветхому Завету Г. Б. Суит объясняет, почему первосвященник разорвал на себе одежды: "Закон запрещал первосвященнику рвать на себе одежды в мелких частных конфликтах (Левит 10:6, 21:10), однако при исполнении обязанностей судьи, по традиции, он должен был именно так выражать свой ужас по поводу любого богохульства, свидетелем которого он становился. Нельзя не отметить, что смущённый судья испытал в этот решающий момент глубокое облегчение. Он мог уже не волноваться, найдутся надёжные свидетели или нет: необходимость в них отпала, так как заключённый сам признал свою вину".

Мы уже поняли, что это был далеко не обычный суд.

Юрист Эрвин Линтон писал: "Это абсолютно уникальный случай, когда на суде разбирают не поступки обвиняемого, а его личность. Обвинение, выдвинутое против Христа, его признание (или, точнее, показание, или, ещё точнее, - поступок) перед лицом суда, на основании которого он был признан виновным, допрос у римского наместника, надпись на его кресте и крики прохожих во время казни - всё это сводится лишь к одному вопросу: кто же он такой? "что вы думаете о Христе? чей он сын?"

Судья Гейнор, выдающийся юрист из Нью-Йорка, говорит, что Синедрион обвинял Иисуса лишь в богохульстве. Он пишет: "Из чтения любого из четырёх Евангелий становится ясно, что так называемое преступление, за которое судили Иисуса, состояло в богохульстве:... Он утверждал, будто обладает сверхъестественной властью, а в устах человека такое утверждение было богохульством" (См. Иоанна 10:33). Гейнор имеет в виду слова "за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом".

Обычно человека судят за его поступок. С Иисусом дело обстояло иначе: Его судили за то, кем Он был.

Даже одного этого эпизода на суде достаточно, чтобы понять, что Иисус сам признал свою божественную сущность. Его судьи были свидетелями этого признания. Кроме того, в день, когда Его распяли, его враги вспомнили, что Он объявлял себя Богом, воплотившимся в человека.

"Подобным образом и первосвященники, издеваясь вместе с книжниками и старейшинами, говорили: "Других спасал, Себя Самого не может спасти! Он Царь Израилев – пусть сойдёт теперь с креста, и уверуем в Него. Он возложил упование на Бога: пусть избавит Его теперь, если Он угоден Ему. Ибо сказал Он: Я Божий Сын" (Матфея 27:41-43).

 

Назад к оглавлению

 

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.