www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

Доброго времени суток! Очередной выпуск методических материалов от сайта "Дидактика субботней школы.Практикум".

Сегодня в рассылке:


Вместе с вами эту рассылку читают Content.Mail.Ru человек(а).

Понравилось? Подпиши друга!

Рассылки@Mail.ru
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Читательский клуб

"Дай списать"

"Дидактика субботней школы.Практикум" предоставляет читателям - учителям субботней школы возможность публиковать план-конспекты к урокам. Теперь ознакомиться с работами коллег стало проще.

ДАЛЕЕ... >>

 


Урок 10. Кротость во времена испытаний

Уважаемые учителя, прежде чем мы перейдём к прогрессивным цели этого урока, хочу обратить ваше внимание на белее приоритетное изложение темы. Как вы уже догадались, главной прогрессивной целью этого урока является приобретение КРОТОСТИ. В "урочнике" и в "комментариях" есть достаточно вопросов, которые можно задать в группе субботней школы, но я бы хотела обратить ваше внимание на следующее.

Простое (или поверхностное) рассуждение о христианских добродетелях ни разу не давало хороших результатов. Мне хочется предостеречь вас от проведения сухого, бесполезного урока. В теме за эту неделю есть много библейских примеров кротости (Иисус, Моисей, ап. Павел), на которые стоит обратить внимание. Наиболее приоритетными мне видятся упражнения и вопросы-вчувствования.

Вчувствоваться, значит поставить себя на место другого человека, оказаться в его ситуации, посмотреть на вещи его глазами, на минутку представить себя им.

Есть предметы, которые можно выучить по учебникам, есть навыки, которые можно усвоить без помощи инструктора. Но такого не скажешь про кротость и другие христианские качества: их можно обрести исключительно через ОБЩЕНИЕ С ТЕМИ, КТО ИХ УЖЕ ИМЕЕТ. Поэтому я считаю, бесполезно вести долгие и высокопарные рассуждения о кротости на предстоящем уроке субботней школы. Полезнее будет уделить чуть больше внимания тому, чтобы детально разобрать библейские примеры кроткого поведения и сосредоточится на вчувствовании. Например.

Спросите у себя в классе
  • <После анализа текста>
  • Что чувствовал Моисей (Иисус, ап. Павел или другие), в тот момент, когда всё это произошло? Знакомы ли нам такие переживания?
  • Поставьте себя на место библейского героя. Опишите свои ощущения. Приходилось ли вам оказываться в похожих ситуациях?
  • Проанализируйте поступок Моисея (Иисуса, ап. Павла или других). Был ли у рассматриваемого нами библейского героя выбор, или кротость довлела над ним как обязанность? Что помогло ему выбрать линию поведения, основанную на кротости? Уловите это "ресурсное" ощущение, когда кроткий поступок является проявлением внутренней силы (а не слабости) и результатом сознательного решения.
  • Подумайте о своей ситуации с другой стороны, представьте другого (кроткого) человека на своём месте. Опишите свои ощущения. Поможет ли вам всё, осмысленное сегодня, принять опыт Моисея (или других библейских героев) и научиться поступать кротко?

 

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта . ЗДЕСЬ>>

1. Безвольны ли кроткие?

В общественном сознании понятие кротости настолько приблизилось к безвольности, что уложилось в единый синонимический ряд с безответностью и бесхарактерностью (см. подробнее в разделе "Комментарии и переводы"). А что думают ваши ученики о значениях этого слова? Проведите в своём классе субботней школы фишку "Синонимы" (см. раздел "Фишки").

Изучая истории из Библии о кротости, мы видим, сколько силы и мужества это потребовало от библейских героев. При поверхностном рассмотрении кроткий поступок (например, уход от ссоры путём уступки) может показаться не сильным волевым решением, а проявлением слабости. Никто не отрицает, что такая слабость существует, но не следует отрицать и то, что её путают с кротостью. Это своего рода ПСЕВДОКРОТОСТЬ.

Псевдокротость основана на слабости и не является приемлемой чертой для христианина. Так, например, человек, делающий добро своему обидчику, может преследовать разные, даже неосознанные, мотивы. Такого (псевдокроткого) поступка могут требовать правила приличия или чувство вины, навязанное ещё родителями.

Спросите у себя в классе
  • Прочитайте Мф. 5:43-48.
  • Возможно, не раз вам приходилось оказывать милость человеку, который поступил с вами несправедливо. Вспомните один из таких случаев и проанализируйте мотивы своих действий.
  • Кем вы будете себя чувствовать, если кротко поступите со своим обидчиком? (варианты ответа)
    • его отцом или покровителем. "У меня много, я прощаю тому, у кого мало" .
    • его должником. "Я обязан, меня так учили".
    • его жертвой или заложником обстоятельств. "Я не могу поступить иначе".
    • никем. "Это к нему не относится, я поступил так, потому что того требуют правила приличия".
    • ответственным за него перед кем-то третьим. "Иначе меня ждут неприятности".
    • тряпкой. "Я вынужден терпеть его какое-то время, но это скоро окончится".
    • его подельщиком. "Не помажешь , не поедешь - говорит народная пословица, надо делать добро чтобы оно потом тебе вернулось, а возможно, - через того же человека".
    • жалеющим. "Ну всё! Это последний раз, когда я его вытаскиваю".
  • Нет человека, в ком бы не обнаружилась хоть капля ложной кротости. Мы родились в этом мире, и его греховность успела впитаться в нас до момента обращения. Но со страниц Священного Писания мы можем научиться истинной кротости у Самого Бога, у Иисуса Христа, Который сказал: "...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф.11:29).

Мне остаётся добавить, что, изучая этот урок субботней школы, наши ученики обретут силу (а не слабость!) быть кроткими.

Назад к оглавлению

2. Экзамен на кротость

Божье предложение уничтожить восставший народ и благословить Моисея было для последнего проверкой (Исх. 32:1-14). Бог хотел, чтобы люди увидели, каким великим состраданием наполнено сердце этого человека. И Моисей сдал этот экзамен. Подобно Иисусу, он молил о помиловании грешников. Это говорит о том, что иногда Бог может позволить нам столкнуться с сопротивлением, может допустить трудности в нашей жизни, чтобы всей вселенной было явлено, как много сострадания живет в нас к заблудшим.

Не исключено, что неприятные события в нашей жизни случаются с этой же целью - показать другим нашу кротость. (Вы не забыли, кротости можно научиться только на живых примерах? Может, для кого-то из собратьев в данный момент вы являетесь примером библейского спокойствия и кротости).

Люди, посещающие наши группы субботней школы, поймут, что не только сами могут увидеть в ком-то пример кротости, но и сами могут являться примером кроткого поведения для кого-то из ближних.

Назад к оглавлению

3. Потребность обидчиков

Я открою вам тайну... Люди, которые причиняют нам неприятности и, тем самым, испытывают наше терпение, как и мы - нуждаются в чувстве безопасности, уважении, принятии, особенно во времена трудностей и страданий. И чем больше они чувствуют себя в опасности, тем больше неприятностей они причиняют окружающим. Большинство конфликтов сводится к вопросу: "Ты меня уважаешь?".

Цитата
"Противостояние и непослушание - это призыв к проявлению милости. Милость нужна тем, кто наименее ее заслуживает. Но когда люди менее всего заслуживают ее, мы и не склонны предлагать ее им. Движимый кротостью и самоотречением, Моисей в тяжелое время испытаний искал милости для тех, кто, конечно же, не заслуживал ее"
Квартальное пособие по изучению Библии "Огонь очищающий" 4'2007.

Высокомерность и напористость таит в себе невысказанную потребность в принятии и уважении. Но кто из нас, будучи обижен, может дать это своему врагу? Это напоминает мне воспитание ребёнка. Первые годы жизни малыша мать терпит его "фокусы". Кризис 1 года, кризис 3-х лет - кем вырастет маленький человек, зависит от кротости и терпения родителей.

Теперь наши ученики знают, что обидчики и враги гораздо более нуждаются в милости и принятии. Верю, что это поможет членам группы СШ осознано проявлять к ним кротость и любовь.

Назад к оглавлению

4. Справедливость и понимание

Общаясь с людьми, которые находятся по разные стороны баррикад, я поняла, что единой правды не существует. ЛЮДИ МЫСЛЯТ ОБРАЗНО, А ВЫРАЖАЮТСЯ СЛОВЕСНО. Это и становиться проблемой взаимоНЕпонимания. Никто не сможет избежать того, чтобы быть неверно истолкованным. Даже ближайшее окружение смотрит на нас через призму себя. Кто мы на самом деле знает только Бог и мы сами. Человечество напоминает людей воюющих друг с другом в густом тумане: никто не помнит причину противостояния и обнажает меч на всё, что выглядит подозрительно.

Стоит ли в таком случае вмешиваться в чужие отношения и устанавливать свою справедливость? Господь послал нас врачевать раны и исцелять, кротко и благородно переносить обиды. Наше оружие должно быть направлено против "начальств и мироправителей тьмы", а не против братьев. Чтобы понять это многим людям бывают нужны годы. Подумайте о том, что, возможно, встретив своего обидчика в Цартсве Небесном, вы обнаружите, что причиной непонимания было несовершенство человеческого языка, неспособного передать глубину ваших чувств.

Меня тронула цитата Е.Уайт из пособия по изучению Библии.

Цитата
"Без всякой причины люди могут стать нашими врагами. Мотивы народа Божьего будут неверно истолкованы, не только миром, но и братьями. Божьи слуги окажутся в трудных обстоятельствах... Из-за искажения фактов эти люди будут одеты в мрачные одежды нечестности, потому что обстоятельства, не поддающиеся их контролю, значительно усложнят их работу. На них будут указывать как на людей, которым нельзя доверять. И это будет сделано членами церкви".
Е. Уайт. Цитаты из Коллекции Спалдинга и Мегана, с. 370.

Изучая урок субботней школы, наши ученики больше узнают об опасности неверно истолковывать мотивы других людей. Это поможет им удержаться от того, чтобы формировать осуждения против ближних, особенно - своих по вере.

В сегодняшнем выпуске опубликована статья на близкую тему.

Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

"Кротость" в словарях

СЛОВАРЬ РУССКИХ СИНОНИМОВ И СХОДНЫХ ПО СМЫСЛУ ВЫРАЖЕНИЙ
Кротость, безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Кротость голубиная.
Материалы предоставлены проектом Грамота.Ру
http://www.gramota.ru/
БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Кротость, кроткий (Мф. V, 5) - есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Особенные действия Христианской кротости состоят в том, чтобы не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное нашим желаниям, не предаваться гневу, не превозноситься. Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Сие обещание в отношении к последователям Христовым вообще есть предсказание, которое исполнилось буквально: ибо постоянно кроткие христиане, вместо того чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Дальнейшее значение сего обетования в отношении к христианам вообще и порознь есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земле живых, - там, где живут и не умирают, то есть, получат вечное блаженство. См. Псал. XXVI, 13.
БИБЛЕЙСКИЙ СЛОВАРЬ БРОКГАУЗА
Кротость, кроткий. "Кротость" - синоним таких понятий, как "смирение", "покорность", "незлобивость". Кроткому человеку чужды высокомерие и гнев. Так, Моисей проявлял К. при несправедливых упреках Аарона и Мариами (Чис 12:3); Иисус Христос входит в Иерусалим как кроткий Царь (Мф 21:5), чтобы без сопротивления отдать Себя на истязание и распятие.
Когда Бог обращается к нам со Своим словом, надлежит принимать его с К. (Иак 1:21). Нельзя гневаться даже на тех людей, которые выступают против Бога; их следует убеждать с К. (1Кор 4:21; 2Кор 10:1; Гал 6:1; 2Тим 2:25; 1Пет 3:15). В НЗ слово "кротость" часто употребляется в одном ряду со словами "воздержание", "смиренномудрие", "терпение" и "долготерпение" (Гал 5:23; Еф 4:2; Кол 3:12; 1Тим 6:11); в других случаях его смысл угадывается (Мф 5:5; 11:29; Иак 3:13).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ NIV (C) ZONDERMAN IBS
"Кротость"
- см. {C} в 2Кор 10:1
- мягкость духа, незлобивость
А. Человеческая скромность
1. Кротость требуется от нас как
- христианское качество => Кол 3:12 ; 1Тим 6:11
- один из плодов Духа => Гал 5:22,23
- доброжелательность => Еф 4:2 ; Флп 4:5 ; 1Пет 3:15
2. Кротость - великая сила
- мягкий язык легко убеждает => Притч 25:15
- кроткий ответ отвращает гнев => Притч 15:1 - кроткий дух приводит людей ко Христу => 1Пет 3:1-4
3. Блаженны кроткие, => Пс 36:11 ; Мф 5:5
- см. также СМИРЕНИЕ
Б. Кротость Божия
- тихий шепот Бога => 3Цар 19:12
- кротость и мягкость Христа => Зах 9:9 ; Мф 21:5 ; 2Кор 10:1 {C}

Полезные тексты из Библии

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
(К Колоссянам 3:12)

11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
(1-е Тимофею 6:11)

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(К Галатам 5:22,23)

2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
(К Ефесянам 4:2)

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
(К Филиппийцам 4:5)

15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
(1-е Петра 3:15)

15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
(Притчи 25:15)

1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
(Притчи 15:1)

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
(1-е Петра 3:1-4)

11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
(Псалтирь 36:11)

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
(От Матфея 5:5)
Назад к оглавлению

III. Fish'ки К УРОКУ

Синонимы

Для того чтобы начать беседу в группе субботней школы вы можете провести творческое задание. Фишка "Синонимы" удачно подойдёт для МОТИВАЦИИ на уроке (Подробнее об этом на странице "Обсуждаем ХОД УРОКА").

В СЛОВАРЕ РУССКИХ СИНОНИМОВ И СХОДНЫХ ПО СМЫСЛУ ВЫРАЖЕНИЙ кротость стоит в одном ряду с бесхарактерностью.

Задание для класса взрослой субботней школы

Если ваш класс субботней школы состоит преимущественно из людей пожилого возраста, предложите им (и желательно в печатном виде) весь синонимический ряд из Словаря. Задание состоит в том, чтобы ...

  1. отметить слова, которые бы они никогда не поставили в один синонимический ряд с "кротостью";
  2. отметить 4 (или 3 ) слова, которые на их взгляд наиболее точно выражают значение "кротости" и быть готовым обосновать свой выбор.

СКАЧАТЬ МАКЕТ ДЛЯ ПЕЧАТИ>>

Для молодёжного класса и для активного класса взрослой СШ

Если вы работаете с творческой, подвижной группой у вас есть ещё 2 варианта проведения фишки.

В заключение, учитель знакомить группу с синонимами, предложенными в Словаре. Поднимается вопрос: "А что здесь делает слово "бесхарактерность"?

Подводя итоги ТЗ

И таким образом мы приходим к первому блоку урока, в котором можно обнажить разницу между мирским и библейским взглядом на кротость. Напомню, с точки зрения Библии кротость - это сила, а с мирской - слабость.

Работа с цитатами

В учительских комментариях к Пособию по изучению Библии есть очень полезный материал, который можно использовать как фишку. Это цитаты о кротости и смирении.

Цитата
"Смирение - это основа всех других добродетелей; следовательно, в душе, в которой эта добродетель отсутствует, не может быть никакой другой добродетели, за исключением только внешних проявлений". - Блаженный Августин, ранний христианский теолог [www.Thinkexist.com].

"Смирение - это словно нижнее белье. Оно необходимо, но неприлично, если его демонстрируют". Хелен Нильсен, писательница [www.Thinkexist.com].

"Смирение - это способность давать правильную оценку самому себе". - Чарльз Сперджен, английский проповедник [www.Thinkexist.com].

"Гордость делает нас неестественными, а смирение - подлинными". - Томас Мертон, американский религиозный писатель [www.Thinkexist.com].

"Гордость убивает дух благодарности, а смиренная душа- это почва, на которой благодарение вырастает естественно. Гордый человек редко бывают благодарным, ибо он никогда не считает, что получает столько, сколько заслуживает". - Генри Уорд Бичер, американский проповедник [www.Thinkexist.com].

"Церкви должны не только учить смирению, но и научиться ему". - Георг Бернард Шоу, английский драматург [www.Thinkexist.com].

В начале обсуждения можно разбить класс на подгруппы и раздать цитатники.

Вопросы для обсуждения в подгруппах могут быть такими:

СКАЧАТЬ МАКЕТ ДЛЯ ПЕЧАТИ>>

После выполнения задания вы можете назвать авторов высказываний (которые в макете для печати намеренно скрыты). В конце фишки подведите итоги.

Назад к оглавлению

V. Статья

Вашему вниманию статья из архива сайта "Дидактика субботней школы практикум". По сути дела, это материал для проведения практического занятия в коллективе учителей СШ.

ВСЕ РИСУНКИ К СТАТЬЕ НАХОДЯТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ>>

 

Удаление, обобщение и искажение нашего опыта при словесной передаче

На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить сегодня, открывая раздел, посвящённый коммуникации.

Вы только задумайтесь, какой сложный путь проходит мысль, которую вы адресуете другому человеку, облекая её в слова. Представьте себе, что вы рассказываете кому-то историю своего обращения к Богу. Если весь полученный вами опыт взять за 100%, то осмысленная информация будет равна 80%; 40% вы оформляете в слова при передаче другому человеку, лишь 20% будет услышано им, и только 10% от первоначального количества осмыслено.

Язык, казалось бы, предоставляет вам неограниченную свободу, однако реализуемую в определённых рамках. Он не ограничивает ваши мысли, но ограничивает возможность их выражения в общении с другими людьми. Слова занимают время, они уменьшают мощный поток чувственного опыта до скромной линейки последовательности слов.

Язык удаляет часть нашего опыта. Он слишком медлителен, чтобы обработать всю информацию, поступающую от внешнего мира. Поэтому мы должны выбирать, что говорить, и что нет, а это означает, что мы упускаем многие аспекты. А на другом конце провода происходит обратная ситуация: пробелы, которые мы допустили между словами, другие люди заполняют, основываясь на собственной "карте" реальности. Мы ошибочно думаем, что, говоря с собеседником на одном и том же языке, мы разделяем и его жизненный опыт. И в результате приходим к совершенно неверным заключениям. Подобно тому, как свет, проходя через различные оптические приборы, может рассеиваться, фокусироваться или преломляться, так и вся информация при словесной передаче трансформируется тремя способами. Это удаление, обобщение и искажение.

Удаление

Слава Господу, что удаление всё-таки существует! Не будь его, рассказ о моём (или вашем) обращении к Богу длился бы часами.

Мы не можем передать абсолютно всё, что связанно с нашими воспоминаниями. Мы упускаем некоторые части потому, что у нас нет слов их выразить, а о других умалчиваем, считая их менее важными. Третьи же остаются за рамками наших слов, потому что мы вообще их не заметили.

Удаление само по себе не является ни хорошим , ни плохим. Всё зависит от того, что конкретно мы удаляем. Когда человек долго и нудно распространяется по какому-то тривиальному поводу, вы думаете, что ему стоило бы активно использовать в своей речи удаление. Но те, кто постоянно пользуется удалением в процессе мышления, нередко оставляют значительные пробелы, что приводит к нарушениям логики, поэтому окружающим трудно уловить нить их рассуждений. Такие люди, однако, обладают сильной способностью к концентрации, потому что могут удалять всё ненужное.

Некоторые идут ещё дальше, и попросту удаляют всё то, чего не хотят слышать.

Практическое задание

Чтобы понять природу удаления, посмотрите на точку, нарисованную внизу. Держите рисунок на расстоянии 15 см от своего лица. Закройте левый глаз и посмотрите на точку одним правым глазом. Смотрите прямо перед собой, и медленно двигайте книгу вправо. Через некоторое время точка исчезнет, потому, что её образ попал в слепое пространство вашего правого глаза, где в сетчатку входят из мозга оптические нервы и эти клетки не чувствительны к свету. Удаление – это слепое пространство вашего опыта.

ВСЕ РИСУНКИ К СТАТЬЕ НАХОДЯТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ>>

Примеры речевых удалений

Удаления в политике

Политическое интервью – это сражение между интервьюером, пытающимся использовать конкретные вопросы, и политиком, отвечающим с частыми удалениями. "Меры были приняты", "Ошибки допущены", и не с кого спросить ответа. Ответственные лица скрылись – это словесный трюк с исчезновением.

Вот забавный рассказ, который показывает, к чему приводят постоянные удаления

Давным-давно жили на свете четыре человека, которых звали Все, Кто-то, Кто-нибудь и Никто.
Им предстояло выполнить важную работу. Все был уверен, что Кто-то это сделает. Кто-нибудь мог это сделать, и Никто не сделал.
Кто-то рассердился, потому что это была работа Всех. Все думал, что Кто-нибудь мог бы это сделать, а Никто не понял, что Все этого не сделал.
Все обвинил Кого-то, и Никто не обвинил Кого-нибудь.
Все был очень обижен тем, что Кто-то обвинил его в уклонении. Никто не хотел драться, но драку начал Кто-то. Всем пришлось нелегко. Никто не извинился. Кто-нибудь стал спрашивать, что произошло, и почему Кто-то не собирался ничего делать.

Обобщение

В геометрии есть такой опыт. Его проводят с учениками 7-го класса. Каждый ребёнок рисует у себя в тетради треугольник, измеряет его углы, и складывает. Сумма углов каждого треугольника оказывается равной 180 градусам. Весь класс делает обобщение, что это свойство присуще каждому треугольнику, каков бы он ни был.

В жизни мы довольно часто обобщаем, предполагая, что один пример представляет собой целую группу подобных же примеров. Мы видим, как наши родители относятся друг другу, и считаем эти отношения моделью того, как должны жить вместе мужчина и женщина. Обобщая, мы создаём категории, классы и группы информации, опираясь на единичные примеры – а затем используем те же категории для обработки новой информации.

Обобщение бывает опасно. Это происходит тогда, когда мы опираемся на необычный, непредставительский или единичный опыт, и ожидаем, что будущие события будут соответствовать нашим обобщениям.

Люди, склонные к обобщениям, уверены в себе. Они рассматривают мир в фиксированных категориях, а их мышление не отличается гибкостью. Они быстро замечают отдельные принципы, стоящие за отдельными примерами, и с лёгкостью вырабатывают стандарты и шаблоны.

Практическое задание

Внимательно прочитайте следующие обобщения.

Выделите, какие обобщающие слова здесь использованы
Ответ. Здесь использованы слова: "все", "никто", "всегда", "никогда".

Подумайте над тем, насколько опасно делать людям замечания, употребляя обобщения
Что бы вы лично почувствовали, если бы подобное обобщение было направлено в ваш адрес?

Скажите, может ли замечание, сделанное подобным образом изменить человека в лучшую сторону? В скольких из случаев оно вызывает обозление?

Попробуйте возразить на обобщения, написанные выше. Это можно сделать, например, так, как описано ниже.

Искажение

Вот пример того, как искажение происходит на практике.

Вы – учитель опаздываете на свой урок субботней школы. Вы знаете, что руководитель отдела этого не любит. Чуть позже вы замечаете его взгляд в вашем направлении, и то, что он активно беседует о чём-то с пастором и другим учителем. Вы предполагаете, что руководитель отдела отпускает в ваш адрес суровые замечания. Со следующей субботу руководитель поручает вам проводить уроки в другой группе субботней школы. Вы можете предположить, что это сделано для того, чтобы вас наказать. Вы начинаете жаловаться другим братьям и сёстрам, что руководство вас не ценит и загружает сложной работой, чего вы совершенно не заслуживаете. Тем самым вы искажаете свой опыт сразу на двух уровнях: предполагаете, что руководитель говорил о вас и что он хотел вас наказать. Однако, на самом деле история может развиваться совершенно иначе.

Искажение – это то, как мы изменяет наш опыт. Мы можем искажать самыми различными способами. Мы можем преувеличивать или преуменьшать свой опыт, делать его более или менее значительным, рассеивать его значение, концентрироваться на нём, терять ощущение пропорций, изменять последовательность событий, добавлять то, чего раньше не было.

Чтение мыслей – это искажение, при котором вы предполагаете, что вам известно внутреннее состояние другого человека. На самом же деле, вы не имеете никаких тому доказательств. Вы приписываете другому человеку мотивы и мысли, которых в действительности у него не было.

Примеры искажений:

Искажение, как и удаление, само по себе не является ни хорошим, ни плохим. Всё зависит от того, что и как вы исказили. Искажение может сделать вас несчастным параноиком. Но оно же является основой творчества, художественного таланта и оригинальности мышления. Люди, искажающие свой опыт сильнее, чем обычно могут быть очень продуктивными мыслителями. Они могут приходить к заключениям, строить предположения, опираясь на мелкие доказательства, и удивлять собеседников своим истолкованием услышанного.

Практическое задание. Фигуры Геринга

Фигуры Геринга – это пример визуального искажения. Линии на рисунках кажутся изогнутыми, но если вы приложите к ним линейку, то убедитесь, что они абсолютно ровные.

ВСЕ РИСУНКИ К СТАТЬЕ НАХОДЯТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ>>

Правда ли это?

Прочитайте эту короткую историю, а затем взгляните на утверждения, написанные ниже. Если вы считаете, что утверждение истинно, пометьте его буквой "И", если ложно – "Л" и знаком вопроса, если это неизвестно.

Мужчина возвращается домой с работы и не может найти ключ. Он позвонил, жена открыла дверь. Тут возникает ссора, мужчина начинает спорить с другим мужчиной. Вызвали милицию, но она прибыла слишком поздно.

Ниже написаны утверждения, с которыми вы можете согласиться, не согласиться либо пометить знаком вопроса:

1. Мужчина забыл свой ключ.
2. Мужчина работал.
3. Было темно, когда он вернулся с работы.
4. Жена ждала его.
5. Он рассердился на жену.
6. В доме было трое: мужчина, жена и ещё один мужчина.
7. Мужчина стал ссориться с другим мужчиной из-за своей жены.
8. У жены была интрижка на стороне.
9. Мужчины подрались.
10. Кто-то в квартире вызвал милицию.
11. Драка закончилась до прибытия милиции.

Теперь ответы:

1. Ложь. Он мог вообще не иметь ключа.
2. Истина (вероятно).
3. Ложь. Мужчина мог работать в ночную смену и вернуться домой утром.
4. В данное время не ясно.
5. Недостаточно информации.
6. Ложь. В истории участвуют три человека, но их могло быть и больше.
7. Не обязательно. В истории об этом не говориться.
8. Не обязательно.
9. Не обязательно. Не говориться, что ссора закончилась дракой.
10. Может быть, и нет. Полицию мог вызвать сосед, услышавший шум.
11. Не обязательно. Не сказано, к чему именно опоздала милиция.

А вот возможный сценарий развития событий:

Мужчина возвращается домой с работы и не может найти ключ, он забыл его дома. Из квартиры подозрительно пахнет газом. Он звонит в дверь, стучит и громко орёт. Через некоторое время дверь открывает жена, которая уснула, оставив на плите кастрюлю. А в это время, на крик и шум сбежались соседи, началась ссора. Один из соседей громко спорил с мужчиной, доказывая ему, что нельзя так орать. Кто-то из присутствующих успел вызвать милицию, но она прибыла слишком поздно, когда конфликт уже был исчерпан.

Подводя итоги

Как видим, слова играют с нами злую шутку. Мы никодна не можем знать наверняка что именно хотел передать нам собеседник. Несмотря на несовершенства вербальной* коммуникации (*объяснение словами), мы имеем преимущество изъясняться с наименьшим искажением информации.

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.