www.holy-day.ru
.: Методические рекомендации к урокам субботней школы :.

Сегодня в выпуске:


Урок 4. Взирая на лицо Господа

Уроку за эту неделю можно вполне заслуженно дать альтернативное название "Взирая на лицо Господа или Роль страданий в формировании христианского характера". Как вы и догадались, речь будет идти о восстановлении образа Божьего в человеке - т.е. о формировании характера, такого характера, который будет пригоден для вечности.

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. Задача максимум: "Подобные образу Сына Его"

Цитата
"Образ Божий должен быть восстановлен в человечестве, а прославляет Бога и Христа совершенство характера детей Божьих"
(Е. Уайт. Желание веков, с. 671).
Спросите у себя в классе
  • Что означает выражение "подобные образу Сына Его" или "восстановление образа Божьего в человеке"?

Бог желает восстановить в нас небесные черты, которыми были наделены первые люди при сотворении. Это черты характера Самого Бога. Задача максимум: стать похожими на Бога, приобрести Его характер. (Звучит не слабо!)

Что есть характер? Структурно он складывается из отношений:

  • отношение к себе,
  • отношение к другим,
  • отношение к делу,
  • отношение к вещам и т.д.

Что думают мои ученики субботней школы о своих характерах? Насколько близки к совершенству их отношения к людям, к себе, к данным поручениям? Насколько восстановлен в них образ Божий? Думаю, что урок этой недели поставит перед ними подобные вопросы.

2. Откуда такой характер?

Про человека можно сказать: "у него сильный характер" или "он слабохарактерный" или "агрессивный", "вдумчивый", "жизнерадостный". Всё это, так или иначе, характерные ему индивидуальные особенности. Возникает интересный вопрос: передаются ли черты характера по наследству или приобретаются в течение жизни?

Спросите у себя в классе
  • Как вы думаете, характер - это то, с чем мы рождаемся, или то, что мы приобретаем?

Учёные подсчитали коэффициенты наследования определённых черт. Вот например, коэффициент наследования интеллекта = 0,45 (в 45 случаях из 100 дети наследуют интеллектуальные способности родителей). Чего не скажешь, например, про словесную агрессию. Она не имеет коэффициента наследования. Это значит, что злоречие дети перенимают от старших, злословить они "учатся" после рождения.

Коэффициенты наследования
Интеллект
(общая успеваемость в школе)
0,45
Физическая агрессия
(задиры, драчливые дети)
0,51
Вербальная (или словесная) агрессия
не имеет коэффициента наследования, зависит только от воспитания
Темперамент
(сангвиник, холерик, меланхолик или флегматик)
от 0,33 до 0,50

Таким образом, на характер человека влияют два фактора: биологический и социальный - это генотип плюс среда, в которой он воспитывается. Коэффициент наследования говорит о склонности человека приобрести те или иные черты, но никак не предопределяет окончательно, каким ему быть. При этом с помощью правильного воспитания можно подкорректировать даже генотипические недостатки, например, склонность к алкоголизации. Господь мудро воспитывает нас, восстанавливая в нас образ Божий.

Одна из прогрессивных целей этого урока - обратить внимание учеников субботней школы на эффективную роль воспитания. Пусть никто не говорит: я таким родился. Даже при наличии генотипических склонностей воспитание даёт свои результаты.

3. 1063 градуса по Цельсию

Именно такая температура нужна чтобы расплавить золото (хотя говорят, её можно снизить добавлением кадмия или цинка).

Цитата
"...и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь - Бог мой!"
(Зах.13:9)

Горнило испытаний играет не последнюю роль в исправлении нашего характера.

Цитата
Боитесь ли вы огня? Боитесь ли вы огня, который возгорается в силу сложившихся обстоятельств? Возможно, как в случае с Иовом, Божий огонь кажется необъяснимым. Возможно, на работе вам трудно соблюдать Божий Закон. Возможно, ваши отношения с друзьями или членами своей семьи крайне испортились. Может быть, вы серьезно заболели или пережили финансовые потери. Бесспорно, трудно все это объяснить, но через такие испытания Бог очищает нас и восстанавливает Свой образ в нашем характере.
Квартальное пособие по изучению Библии 4'2007

Молюсь о том, чтобы ученики субботней школы смогли не только увидеть Божью руку в трудностях, которые им приходится пережить, но и осознали положительную роль этих воспитательных мер. Пусть первой мыслью человека, которого постигло искушение, будет: "КАКУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА ГОСПОДЬ ХОЧЕТ ВО МНЕ ВОСПИТАТЬ?"

В качестве упражнения проведите в группе субботней школы "Лотерею неудач" (см. раздел Фишки).

4. Характер в Священном Писании

В уроке за эту неделю рассмотрены последние наставления Иисуса Христа. Эти притчи касались непосредственно совершенствования характера.

  • "О десяти девах" и
  • "Об овцах и козлах".

В притче о 10 девах (см. Мф. 25:1-13) масло в светильниках символизирует характер человека. А поскольку оно символизирует ещё и Дух Святой, то можно сказать, что разумные девы получили печать Божьего одобрения. Их характеры соответствуют небесному эталону. Они, я бы сказала, "подобны образу Сына Его".

Характер проявляется в делах. Об этом можно прочитать в притче об овцах и козлах (Мф. 25:31-46). Критерий, по которому Господь отделяет "Своих" от "чужих" основан на особенностях характера. Отношение к ближним (которое входит в структуру характера) стало решающим в вопросе спасения.

  • Даниила 12:1-10; Откровение 22:11.

Отрывок из книги пророка Даниила также указывает, каким будет характер детей Божьих перед Вторым Пришествием. Они прошли очистительный процесс, "очистились и убелились".

Я думаю, что тема "характер в Священном Писании" напомнит ученикам знакомые тексты, где говорится о приготовлении ко Второму Пришествию. И укажет на необходимость что-то изменить в своём характере - как через испытания, так и без них. И не откладывать это в долгий ящик.

5. Человек и социум

Говорят, что мягкие металлы можно шлифовать в мешке. Надо собрать несколько таких кусочков и долго трясти их вместе. Камень трётся о камень, стираются острые углы, и вскоре все кусочки приобретают круглую форму.

Человек существо социальное. Это значит, что жить и совершенствовать свой характер мы можем исключительно там, где есть подобные нам люди.

Церковь представляет собой особую социальную группу, где существуют более возвышенные нормы и правила (как же мне хочется в это верить!). Поэтому совершенствование христианского характера должно происходить в соответствующее среде - в христианском социуме.

Спросите у себя в классе
  • Иногда Господь допускает нам испытания в виде осложнённых отношений с ближними (ссоры, пересуды, недопонимания, разногласия, переделы). У вас бывают такие трудности?
  • А с кем у вас чаще всего происходят подобные осложнения: с неверующими людьми или с людьми, которые так же как и вы принадлежат к церкви?

Почему-то получается так, что разногласия, случающиеся у нас с верующими людьми, перевешивают. Человек оценивает свои отношения с людьми, не разделяющими его веру, как нормальные, а отсутствие понимания в христианской среде - воспринимает достаточно критично. Без комментариев.

Я думаю, что Господь использует наших братьев и сестёр как инструменты, которыми шлифует наш характер. Это значит, что мы должны быть благодарны Ему за уроки, преподанные нам через наших ближних - как верующих, так и не разделяющих наши убеждения.

Молюсь о том, чтобы ученики субботней школы по-новому взглянули на испытания в виде сложных отношений с другими людьми. Особенно со своими по вере. Ибо через это Господь воспитывает нас. Думаю, что этот урок субботней школы поможет им переосмыслить и оценить вклад других людей в формирование собственного характера.

III. "ФИШКИ" К УРОКУ

Лотерея неудач

Вы можете провести у себя в классе "Лотерею неудач".

Суть игры в том, чтобы научится "правильно" реагировать на происшествия, случающиеся в жизни. Правило игры такое: вытянув лотерейный билет с неудачей, какой-либо трудностью или серьёзным испытанием, ответить на вопрос,

  • Какую черту характера Господь хочет этим во мне воспитать?

Далее по желанию можно ответить ещё на два вопроса:

  • Какой будет моя первая реакция на происшествие?
  • И какой будет вторая реакция?

Хотелось бы, чтобы участники проигрывали эти события ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, применяя их к себе теперешнему. Как будто это случилось не с воображаемым абстрактным христианином, а ним непосредственно.

Вот лоты событий-испытаний

Замечу, что среди них есть достаточно выгодные по мирским меркам предложения.

  1. Я потерял(а) кошелёк с зарплатой.
  2. Мои дети болеют.
  3. У меня большие финансовые трудности.
  4. Нечаянно я сел(а) на окрашенную лавочку.
  5. У меня сломался телевизор (мобильный телефон, стиральная машина, компьютер и т.п.). Или дети сломали...
  6. Соседи сверху залили мою квартиру, есть большие убытки.
  7. У меня сложности в общении с братьями(сёстрами) в церкви.
  8. От родителей мне неожиданно досталась квартира - наследство или дарение.
  9. Симпатичный душевный человек - мечта всей жизни - после длительной дружбы предлагает мне заключить гражданский брак. (Любимая женщина после долгой многообещающей дружбы бросила меня ради другого человека).
  10. Меня попросили в субботу за высокую плату выйти на работу.
  11. Мне неожиданно повысили зарплату на 50%.

Методика проведения

Вы озвучиваете задание и главный вопрос: "Какую черту характера Господь хочет этим во мне воспитать?"

Спросите у себя в классе
  • Уважаемые братья и сёстры, испытания случаются в нашей жизни довольно часто. Готовы ли вы по-новому осмыслить случившееся, чтобы понять, какую черту характера Господь хотел этим в вас воспитать? Сейчас мы с вами проведём творческое задание. У меня в руке лотерейные билеты. На этих листочках записаны сложные ситуации, которые могут способствовать нашему воспитанию. Ваша задача, вытянув лотерейный билет, представить себя в этой роли и ответить, какую черту характера Господь хотел этим во мне воспитать?

 

Вы НЕ РАЗДАЁТЕ ЗАРАНЕЕ участникам "Лотереи неудач" карточки. Игра проходит on-line. Члены группы субботней школы вытягивают лотерейные билеты по одному (можно по кругу) и отвечают на ваши вопросы.

У вас как учителя СШ есть возможность облегчить игрокам "вхождение в роль". Для этого участнику, только что вытянувшему лотерейный билет, вы задаёте дополнительные вопросы, которые помогут ему примерить на себя ситуацию.

Например.
  • Игрок: Я потеряла кошелёк с зарплатой.
  • Учитель: <Имя>, а ты когда-нибудь теряла деньги?
  • Иг: Ну, да. Было когда-то.
  • Уч: Большую сумму? Сколько? Ползарплаты, четверть или меньше? А какая у тебя зарплата? Если не секрет.
  • Иг: Около N рублей. Теряла, но не так много.
  • Уч: Вот представь себе, что ты получила деньги, пришла домой и ... И кошелька нет.
  • Иг: Это ужасно.
    • Уч: Да, это неприятно. Какой будет твоя первая реакция? Что ты подумаешь, скажешь или сделаешь? Или может, заплачешь?
    • Иг: Я, наверное, сильно огорчусь, даже рассержусь в душе на себя или даже на Бога, что допустил мне такое. Потом стану молиться, искать, вернусь на работу. Может, там оставила?
    • Уч: После первой бурной реакции, как правило, наступает осознанный период. Представь себе, что прошёл день или даже неделя. Что ты чувствуешь по поводу происшедшего? Помогло ли время переосмыслить ситуацию?
    • Иг: Да. Вспоминания будут уже не такими острыми. Я, скорее всего, перестану думать об этом.
  • Уч: А представь себе, что Господь руководит всей твоей жизнью, и намеренно допустил тебе такое испытание, чтобы что-то в тебе изменить. Представила? А КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КАКУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА БОГ ХОЧЕТ ЭТИМ В ТЕБЕ ВОСПИТАТЬ?
  • Иг: Наверное, Бог хочет воспитать во мне ...
  • Уч: Да, наверное. Бог мог бы воспитать в тебе эти качества, если бы такая ситуация случилась. (Обращаясь к группе) Как вы думаете, браться и сёстры, какие качества характера Бог мог бы воспитать в вас, если бы такое случилось с вами?

Вопросы и ответы, выделенные маркировкой второго уровня (те, что с отступом), можно опустить. Т.е. вопросы о первой и второй реакции на ситуацию можно не задавать.

После того вы переходите к следующему игроку.

Количество лотерейных билетов

Мне кажется, будет утомительно, если все ученики в группе будут участвовать в игре. Хотя в примере и задан вопрос, адресованный классу СШ, тем ни менее, когда вы работаете с одним игроком, группа бездействует.

Чтобы не утомить класс субботней школы сократите количество лотерейных билетов или сократите время, потраченное на одного участника.

Удачной вам фишки!

Вопросы благодати. Дискуссия

В уроке субботней школы есть хороший материал для дискуссии.

При рассмотрении притчи об овцах и козлах может возникнуть впечатление, будто спасение заслуживается делами. Представьте классу субботней школы два полярных мнения. В ходе дискуссии одно из них опровергните.

Вот вопросы для "затравки".

Спросите у себя в классе
  • Царь отделяет "овец" от "козлов" на основании их дел или их характера? А может на основании того и другого?
  • Правда ли, что для того, чтобы наследовать Царствие Небесное достаточно творить добрые дела? Что в таком случае значит полное "восстановление образа Божьего в человеке"?
  • и т.д.

Подведите итоги такими словами: "Наше спасение зависит от нашего характера, а характер проявляется в делах".

V. Статья

Вашему вниманию глава о воспитании характера из книги "Реальная жизнь". Всё новое - хорошо забытое старое.

Трудитесь в вашем саду

"Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного. И вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась" (Прит. 24; 30.31).
Мы любуемся, глядя на аккуратный, хорошо ухоженный сад. В нем со вкусом спланированы цветники, струятся фонтаны, роскошные деревья отбрасывают прохладную тень. В нем не видно сорняков, что является признаком внимательного ухода и нелегкой повседневной работы.

Только "небрежностью" можно объяснить состояние сада, описанного в эпиграфе этой главы.
Садовник сделал все, чтобы собрать хороший урожай сорняков. Он совершенно забросил сад.

Жизнь каждого человека можно сравнить с садом.
Бог посылает доброе семя - Свое Слово. Если это Божье семя правильно возделывать, оно под влиянием Св. Духа принесет ценный плод: "Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание". Чтобы посеянное доброе семя хорошо росло, нужно несколько раз пропалывать землю; так и обработка в духовном смысле заключается в систематическом изучении Библии, в молитве, в посещении собраний и в добрых делах.

Как только мы перестанем обрабатывать почву, сразу же начинают буйно расти сорняки. Сердце, которое не возрастает в христианских добродетелях, вскоре зарастает сатанинскими сорняками, которые суть: "прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство [13] и тому подобное" (Гал. 5:19-21). И как сад, оставленный без присмотра, вскоре зарастет сорняками, так и жизнь, оставленная на самотек, вскоре станет достоянием дьявола.
Если вы желаете погубить ваш христианский опыт, пренебрегайте молитвой, изучением Библии, посещением собраний. Если у нас не хватает времени для всего этого, цветы Духа Святого будут заглушены дикими и пагубными плотскими растениями.

Если вы желаете погубить вашего ребенка, позвольте ему расти самому без присмотра. Если родители пренебрегают своим долгом - воспитывать детей, дьявол с радостью займет их место и будет руководить ими.
В той атмосфере, где пренебрегают вежливостью, заботой и вниманием,- а именно эти свойства должен проявлять каждый член семьи,- возникают горькие корни недовольства и разногласия.

Небрежность и леность губят не только сады, но также личности и целые семьи.

Обратите внимание, что почва упомянутого в Писании сада не была причиной его запустения. Хотя сорняки процветают, но на той же почве, при надлежащих условиях и обработке могут расти овощи и плодовые деревья, приносящие добрые плоды. Это справедливо и в отношении юношей и детей. Кто бы мы ни были, мы способны возрастать и в такой же мере вырождаться.

Что растет на почве нашего сердца? Цветы или сорняки? Не похожа ли наша жизнь на сад, упомянутый в эпиграфе? Не будем разочаровываться! Вот обетования написанные специально для нас: "Никто не пал так низко, чтобы божественная сила не смогла поднять его. Кто покорится влиянию Святого Духа, в тех будет насажден новый принцип жизни; утраченный образ Божий должен быть восстановлен в человеке".

"Пусть никто не говорит: "У меня нет средства, чтобы избавиться от недостатков своего характера". Если вы придете к такому решению, тогда несомненно потеряете возможность получить вечную жизнь. Невозможность заключается в вашей собственной воле".

"Судьба не настолько опутала любого человека, чтобы он прозябал в состоянии беспомощности и неопределенности. [14]. Трудные обстоятельства должны побуждать нас - принять твердое решение победить их".

Такие чудесные возможности, не правда ли? Почему бы не начать обрабатывать почву своего сердца? С помощью Божьей необходимо искоренить каждый греховный сорняк. Не беспокойтесь о садах своих ближних. Гораздо легче заметить сорняки в саду своего соседа, чем в своем. Обратите внимание на ваш сад и трудитесь в нем. Когда вы будете сотрудничать с Богом, вы испытаете сказанное пророком: "И будет Господь Вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, воды которого никогда не иссякают" (Ис. 58:11).

Печаль

Печаль - это участь всего мира. В жизни каждого человека наступает время, когда невыразимое горе постигает его. Раньше или позже каждый переживет свою Гефсиманию.

Печаль можно скрывать. Есть немало людей, которые могут улыбаться, хотя их сердца готовы разорваться от боли. Если бы удалось снять таинственную завесу с человеческих сердец, мы стали бы свидетелями такой невыразимой печали, что сразу бы умолкли, и наши представления совершенно изменились бы и по другому относились бы к ближним.

"Если б мы знали друг друга лучше,- Ты и я, и все остальные,- Мы бы увидели в сердце поглубже, Как его давят печали земные...

Мы бы забыли о наших обидах, И протянули бы руку друг другу. Если б мы знали друг друга лучше, Мы бы считали каждого другом..." (Автор неизвестен.) Разочарования, страдания, тяжелые утраты причиняют нам величайшую печаль. Своенравное поведение сына или дочери может отражаться на весьма печальном лице матери. В тяжких страданиях появляется преждевременная седина; при тяжелых утратах голова склоняется на грудь и слезы туманят взор.

И все таки справедливы слова Священного Писания, сказанные Соломоном: "При печали лица сердце делается лучше" (Екк. 7:3).

Печаль сопровождает наше служение. Хотя мы, возможно, никогда не поймем, почему она приходит именно так, а не иначе, но переживание приведет или к большому разочарованию, или к более тесному общению с Богом. Какое из этих двух состояний мы испытаем, всецело зависит от нас. Когда в Первую мировую войну погиб единственный сын Гарри Лаудера, убитый горем отец сказал: "Когда человеку приходится переживать такую полосу жизни,- есть три выхода из такого положения: пить, впасть в отчаяние, или еще более сблизиться с Богом. По милости Божьей, Он стал для меня всем!" Чтобы сделать свое изделие совершеннее, ткач вплетает темные нити наряду с золотыми. Темные нити используют, чтобы ярче выделить красоту материала и одежды. А разве иначе обстоит дело в отношении с Богом? "Тяжелые жизненные переживания являются божественными орудиями, посредством которых Он очищает наш характер от недостатков и шероховатостей и отшлифовывает его наподобие камня. Обтесывание, ваяние, шлифовка и полировка причиняют боль, но обработанные таким образом живые камни становятся годными, чтобы занять предназначенное им место в небесном храме. На бесполезный материал Господь не затрачивает столько труда и заботы; только Его драгоценные камни обтесываются соответственно месту своего назначения, чтобы они заняли место в небесном храме" (Нагорная проповедь, стр. 15).

Христианин переносит печаль легче. Он знает, что Христос "понес наши печали". Печаль побуждает человека покаяться. [17] "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению" (2Кор. 7:10); при смерти ближних мы не скорбим "как прочие, не имеющие надежды" (1Фес. 4:13); верующий в своей печали взирает вперед, когда наша земля обновится, "а печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35;10) Скоро, очень скоро исполнится блаженное обещание нашего Господа: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Матф. 5:4). А пока это совершится, при всех обстоятельствах, давайте будем доверять Богу. [18]

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.

 

Читательский клуб

"Дай списать"

"Дидактика субботней школы.Практикум" предоставляет читателям - учителям субботней школы возможность публиковать план-конспекты к урокам. Теперь ознакомиться с работами коллег стало проще.

ДАЛЕЕ... >>

 

1 ГОД работы

6 сентября 2007г. мы отметили годовщину открытия сайта "Дидактика субботней школы. Практикум".

По случаю такого праздника всем читателям подарок - фоновый рисунок для рабочего стола с цитатой из Библии.

СКАЧАТЬ >>

 

Подпишитесь!
Подписка - самый оперативный способ получать еженедельные методические материалы по работе субботней школы.
Рассылки@Mail.ru
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах
Архив выпусков
Найдётся всё!
Рассылки@Mail.ru
Поиск по Архиву
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах
Сколько нас сейчас?

Content.Mail.Ru