www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

Здравствуйте, коллеги! Мир вам и любовь от Господа нашего Иисуса Христа.

Если в период с 15 августа по 15 октября по обстоятельной причине мы публиковали лишь "Крохи к уроку субботней школы", то сегодня можно сказать, что для читателей рассылки накрыт богатый стол. Мы снова в эфире, и я (Хельга) постараюсь обеспечить регулярность выпусков.

 

Сегодня в выпуске:


Понравилась рассылка? Подпиши друга!

Рассылки@Mail.ru
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

 

Урок 3. Клетка

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. Бог - ИНИЦИАТОР

В уроке субботней школы на эту неделю Бог представлен инициатором тупиковых ситуаций, которые обнаруживают нашу веру (или её отсутствие).

Примеры:

Это поможет ученикам осознать, что пережитые или переживаемые испытания могут быть не происками сатаны, не случайным стечением обстоятельств, а инициативой Бога.

Назад к оглавлению

2. Облегчение в испытаниях

Этот урок СШ, как впрочем и многие другие уроки этого квартала, располагает поделиться в группе переживаниями по поводу преодолеваемых искушений. Наверное, в каждой группе субботней школы есть люди, которые в данный момент переносят испытания своей веры. Предоставьте своим ученикам возможность поделиться чувствами и переживаниями. Это, скорее всего, принесет облегчение страдающей душе.

Продумайте, какие тексты из Библии могут стать утешением для человека, одолевающего искушение?

На чистовик
  • С какими искушениями вы боретесь в настоящее время?
  • Какие библейские обетования чаще всего помогают вам в этих тяжёлых ситуациях?

 

Назад к оглавлению

3. Бог-ВОСПИТАТЕЛЬ

"О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1Пет.1:6,7).

Бог даёт нам испытания вовсе не потому, что сердит на нас или мы оступились. Проблемы и трудности допускаются Им с определенной целью. То, что кажется нам тупиковой ситуацией, Бог часто обращает в чудо. Этот урок поможет ученикам субботней школы довериться небесному Воспитателю и возблагодарить Господа за свой тернистый путь. Бог не допускает ошибок. Он знает что делает.

"Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем - таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники у Бога" ("Желание веков", с. 224, 225).

Искушения не являются случайными или хаотичными (см. 1 Петр. 1:6, 7). Те, кто выдерживает "различные искушения" (ст. 6), обретают подлинную веру.

Поинтересуйтесь у себя в классе, что думают ваши ученики субботней школы относительно их собственных жизненных тягот: с какой целью, по их мнению, им допущены были испытания?

На чистовик
  • С какими искушениями вы боретесь в настоящее время? Какие испытания вы уже пережили?
  • С какой целью, по вашему мнению, вам были допущены эти трудности?

Варианты ответа:

  1. Чтобы наказать за грехи или проступки. (Неверно. Бог позволяет людям пожинать плоды их поступков. Кажущееся наказание - лишь следствие закономерности посева и жатвы. Реальные наказания будут при Втором Пришествии Христа).
  2. Проверить и испытать на верность. (Верно).
  3. Воспитать во мне то-то и то-то. (Верно).
  4. Показать что такой-то и такой-то избранный путь, поступок или решение - неверные. (Нет, не верно. Если на выбранном пути нам встретились трудности - это не значит, что мы выбрали неверную дорогу. На христианском поприще встречается множество испытаний, но это ни как не значит, что мы сделали неправильный выбор, последовав за Иисусом).
  5. Обратить внимание на грех. (Да. Если мы не видим в своей жизни явный грех, Бог может обратить на него наше внимание. Это не является наказанием за грех, а лишь прямым последствием согрешения).
  6. Пути Господни неисповедимы, и истинные причины наших испытаний мы узнаем только в вечности. (Да и Аминь).
  7. Наказать за грехи других людей, например, за грехи детей или родителей. (Нет. Ни праведность, ни грехи нельзя передать другому человеку).

 

Назад к оглавлению

4. Уверенность на пути

У учеников субботней школы появится убеждение в том, что несмотря на трудности и испытания, выбранный ими путь Христа - не ошибка.

Наглядным примером может послужить иллюстрация, из квартального Пособия по изучению Библии. История человека по имени Александр, размещена в теме за 18 октября, ЧТ. Главный герой попал в большие передряги, его осаждали сомнения в Божьем водительстве.

"Он по-прежнему верил, что Бог привел его в это учебное заведение. Или же он ошибался? Может быть, весь его христианский опыт был большой ошибкой? Само основание его веры было подвергнуто сомнению" (Квартальное пособие по изучению Библии "Огонь очищающий" 4'2007)

Уважаемые учителя, человек, подобный Александру, может быть одним из тех, кто приходит к вам в группу на урок субботней школы. Что вы можете сделать для того, чтобы у него появилась твёрдая уверенность, что его христианский путь - не ошибка?

Я думаю, у себя в классе вы можете

"Почти каждый последователь Христа оказывался в ситуации, когда его осаждали сомнения в Божьем водительстве. Очень важно в такие моменты обратиться к библейским обетованиям, вспомнить о том, как Бог вел нас в прошлом, и молиться о вере и терпении. Господь никогда не оставляет нас одних бороться с искушениями" (Квартальное пособие по изучению Библии "Огонь очищающий" 4'2007)
Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Вот полезные тексты. Они могут пригодиться вам на уроке.

6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
(1Пет.1:6-8)
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
(1Пет.4:13-16)
10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
(1Пет.5:10)
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
(2Кор.4:17)
24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.
(Иуд.1:24,25)
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
(Иак.1:2,3)
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
(Иак.1:9)
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
(Матф.11:28)
Назад к оглавлению

III. "ФИШКИ" К УРОКУ

1. Почему я страдаю? Творческое задание

Чтобы активизировать обсуждение в группе используйте маленькую анкету на тему "Почему я страдаю?". Вы только что прочитали её в разделе Прогрессивные цели (Бог-Воспитатель).

Макет для печати можно скачать ЗДЕСЬ!

Мини-анкета

Вопрос:

Варианты ответа (с моими комментариями):

  1. Чтобы наказать за грехи или проступки. (Неверно. Бог позволяет людям пожинать плоды их поступков. Кажущееся наказание - лишь следствие закономерности посева и жатвы. Реальные наказания будут при Втором Пришествии Христа).
  2. Проверить и испытать на верность. (Верно).
  3. Воспитать во мне то-то и то-то. (Верно).
  4. Показать что такой-то и такой-то избранный путь, поступок или решение - неверные. (Нет, не верно. Если на выбранном пути нам встретились трудности - это не значит, что мы выбрали неверную дорогу. На христианском поприще встречается множество испытаний, но это ни как не значит, что мы сделали неправильный выбор, последовав за Иисусом).
  5. Обратить внимание на грех. (Да. Если мы не видим в своей жизни явный грех, Бог может обратить на него наше внимание. Это не является наказанием за грех, а лишь прямым последствием согрешения).
  6. Пути Господни неисповедимы, и истинные причины наших испытаний мы узнаем только в вечности. (Да и Аминь).
  7. Наказать за грехи других людей, например, за грехи детей или родителей. (Нет. Ни праведность, ни грехи нельзя передать другому человеку).

Как провести в группе

Как начать?

Вариант А. Можно начать с вопросов типа...

Это подготовит вашу группу к выполнению творческого задания.

Вариант Б. Можно сделать вступление. Например, так.

После того, как вы сделали вступление (вариант А или Б) предложите ученикам заполнить мини-анкету.

На заполнение этой "фишки" даётся минимальное время. Спустя 1-2 минуты переходите к подведению итогов.

Подведение итогов

Дорогие коллеги, учителя субботней школы, для подведения итогов вам не требуется собирать листочки на проверку :) . Анкетки остаются у участников творческого задания. Подведение итогов проходит устно, в режиме свободного обсуждения. Вы анализируете каждый пункт из вариантов ответа: верно или неверно, и почему.

Можно задержаться на некоторых пунктах особо. Например.

2. Ответ Александру. Творческое задание

Второе творческое задание на сегодня - это ответ человеку, переживающему огненное искушение.

Эта история приведена на страницах Пособия по изучению Библии в теме за 18 октября, четверг.

Задание такое.

Представьте что Александр (Саша - лучше звучит) - это ваш хороший знакомый. Вы узнали, что он переживает сильное искушение. Ваша задача...

Вариант А. Подобрать наиболее подходящий библейский текст, чтобы ободрить и укрепить его в вере. Время на поиск текста отводить не обязательно. Все найденные тексты зачитать вслух.

Вариант Б (письменно, можно коллективно по подгруппам). Написать короткое письмо Саше со словами утешения и ободрения. На задание даётся 3-5 минут. Подводя итоги, письма-ответы зачитать.

3. Хитрые вопросы

Последняя фишка на сегодня - это "Хитрые вопросы". На самом деле, они вовсе не такие хитрые, и даже записаны в комментариях для учителей. Но хотелось бы мне чуточку улучшить форму их подачи.

В Пособии записано буквально следующее...

Исследователи религии говорят, что существует три категории верующих. Они описаны ниже. К какой из них вы себя относите?
1. Мы "в мире и от мира". Это значит, что почти нет разницы между нами и неверующими людьми, за исключением того, что мы более добры в отношениях с другими.
2. Мы "в мире, но не от мира". Это значит, что, живя в этом мире, мы являемся гражданами "другого мира", принципы которого направляют все наши мысли и действия.
3. Мы "не в мире и не от мира". Это значит, что мы стремимся максимально дистанцироваться от мира и жить так, как будто мы уже находимся в "другом мире". Мы отделяемся от общества, живем обособленно и любыми путями стараемся защитить свой образ жизни.
Вопросы для обсуждения
1. К какой категории вы себя отнесли? Почему?
2. Люди какой категории более подвержены огненным испытаниям?
и т.д.

Я предлагаю провести всё это без названия категорий. Дело в том, что словосочетание "в мире, но не от мира" достаточно хорошо знакомо нашим верующим братьям и сёстрам по евангелию от Иоанна, 17:14-16. А это удалит новизну творческого задания.

Итак, без названий категорий, плюс дополнительные вопросы для обсуждения, и это будет выглядеть следующим образом.

Исследователи религии говорят, что существует три категории верующих. Они описаны ниже. К какой из них вы себя относите?
Категория №1. Почти нет разницы между нами и неверующими людьми, за исключением того, что мы более добры в отношениях с другими.
Категория №2. Живя в этом мире, мы являемся гражданами "другого мира", принципы которого направляют все наши мысли и действия.
Категория №3. Мы стремимся максимально дистанцироваться от мира и жить так, как будто мы уже находимся в "другом мире". Мы отделяемся от общества, живем обособленно и любыми путями стараемся защитить свой образ жизни.
Вопросы для обсуждения
1. К какой категории вы себя отнесли? Почему?
2. Какой из этих категорий можно дать название "в мире, но не от мира"? Как тогда, соответственно, назвать две другие категории верующих?
3. Люди какой категории более подвержены огненным испытаниям? Почему?
и т.д.

ТВОРЧЕСКИХ вам устепов!

Статья

Недавно у моих знакомых сгорел дом, за который они даже не успели погасить кредит. Так или иначе, верится, что Бог знает, что делает. Вот статью нашла на сайте www.sokrsokr.net. И вам рекомендую.

"И ПЛАМЯ НЕ ОПАЛИТ ТЕБЯ"
Христианская газета СОКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ - Воскресенье, 14 Октября 2007

© Христианская газета СОКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ

"И ПЛАМЯ НЕ ОПАЛИТ ТЕБЯ"

В жизни моей семьи я часто вижу, как Бог исполняет свои обещания, записанные в Библии. Он очень добр к Своим детям, верующим в Него. И недавно Он еще раз продемонстрировал Свою любовь и заботу.

В Библии, в книге пророка Исаии 43:2 есть обетование Божье: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя».

Мы живем в частном деревянном доме. Наша семья арендует одну половину, во второй жила другая семья . Однажды ночью, в начале этой зимы, я проснулся от крика жены: «Пожар! Дом горит!» Оказывается, пожар начался в другой половине дома (возможно, замкнуло проводку). Хозяйка чудом успела выбежать и предупредила нас стуком в окно.

Когда мы встали, пожарных еще не было. Я, жена и трое наших детей, наскоро одевшись, начали выносить все самое ценное, взывая при этом к Богу. Несмотря на позднее время, я позвонил по сотовому телефону нескольким нашим братьям по вере, попросил молиться за нас.

Другая половина дома была полностью охвачена огнем, шифер трещал и разлетался в разные стороны так, что у дома через дорогу загорелась куча мусора. Пожарные приехали уже тогда, когда огонь перекинулся на нашу крышу.

Когда пожар удалось потушить, многие удивлялись, видя, что наша семья практически ни в чем не пострадала. И сегодня, спустя два месяца после этой трагедии, я не перестаю удивляться, какое чудо сотворил для нас Бог. Благодарю Господа, что пожар начался в то время, когда соседи еще не спали, иначе обе наши семьи могли бы во сне задохнуться дымом. Благодарен, что соседи смогли предупредить нас, хотя самого хозяина еле вытянули на улицу через окно, а теща его погибла.

Мы очень сочувствуем соседям, хозяйке дома, сами пережили большое потрясение, но факт остается фактом: в то время как соседская половина дома почти полностью выгорела, у нас кроме крыши ничего не пострадало, ни одной вещи. Да и тот, казалось бы, большой ущерб Бог обернул для нас во благо. Крыша была очень старая и худая. Мне часто приходилось ее чинить: в одном месте залатаю, в другом протекает. На кухне в одном месте потолок от протекания крыши сгнил и разбух, сыпался мусор. Но дом был застрахован, и спустя 3 недели после пожара сделали новую крышу и отремонтировали потолок. Заменили и оконную раму, которую сломали пожарные, намереваясь поливать из шланга стены.

Забота Бога проявилась и еще в одном обстоятельстве. Обычно во дворе дома я ставлю машину. Если бы в эту ночь машина была на месте, она бы мешала пожарным и изрядно пострадала от падения шифера. Но за неделю до этого события я отдал ее в ремонт. Специалист должен был починить ее за 2-3 дня, но помешали различные обстоятельства, и ремонт затянулся больше недели. Вечером перед пожаром я должен был забрать свою «девятку», но мастер сказал: «Пусть еще постоит у меня эту ночь, завтра заберешь».

Священное Писание говорит: все что допускает Бог, содействует ко благу, ничего в жизни христианина не совершается напрасно. Произошедший случай еще раз помог мне усвоить этот важный урок.

Илья К, г. Йошкар-Ола

Назад к оглавлению
Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.