www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

Приветствую вас сердечно. Представляю вашему вниманию очередной выпуск рассылки - 45-й.

Сегодняшний урок видится мне весьма интересным. В нём чётко прослеживается основная линия, состоящая из 4-х пунктов.

(1) У тебя подобно Самсону есть миссия. (2) Что-то, возможно, мешает тебе её исполнить. (3) Бог милостив к тебе, даже если ты допускаешь ошибки. (4) Бог хочет, чтобы другие научились принимать таких как Самсон с любовью. Обсудим это подробнее...

Сегодня в выпуске:


Понравилась рассылка? Подпиши друга!

Рассылки@Mail.ru
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах

Урок 6. Самсон и его женщины: безрассудство страсти

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели, и каковы преимущества эффективного целеполагания вы можете прочитать ЗДЕСЬ>>

1. Сравните себя с Самсоном. Ваша миссия - какова она?

Божий замысел относительно Самсона состоял в том, чтобы он избавил Израиль от врагов. Для этого Господь наделил его необычной физической силой и выносливостью. Но Самсон не развил в себе самоконтроль и нравственную устойчивость, без которых невозможно исполнить Божью волю.

Даже если не вести речь о каком-то глобальном призвании - призвании всей вашей жизни, попробуйте ответить на более простой вопрос: "Чего хочет от вас Господь СЕГОДНЯ?". Сегодня, вчера, завтра - на каждый день вашей жизни у Господа есть для вас поручение. Маленькая миссия - в рамках одного дня.

Сравнивая себя с Самсоном, ученики моего класса субботней школы мысленно обратятся к вопросу о своём предназначении у Господа: в чём моя глобальная жизненная миссии, и в чём предназначение СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ?

Назад к оглавлению

2. Неисполненная миссия. Влияние со стороны

В истории о Самсоне не последнее место уделяется влиянию окружения. Самсон вступал в близкие отношения с филистимлянами: общение с врагами, которых он должен был истреблять, женитьба на филистимской девушке, сожительство с филистимлянкой, - создаётся такое впечатление, что Самсон постоянно находился возле филистимского стана.

Изучая этот урок, ученики субботней школы смогут оценить влияние, которое оказывает на них светское окружение и принять правильное решение в своей жизни.

Назад к оглавлению

3. Неисполненная миссия. Необузданные страсти

Самсон - пример человека, не способного управлять эмоциями и страстями.

А возможно ли вообще держать свои эмоции под контролем или эта область человеческого сознания не подвластна управлению? А?

В сегодняшнем выпуске рассылки вы найдёте отрывок "КТО ДУШЕ ХОЗЯИН?" из книги известного психолога Н.И.Козлова «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день».

Когда мы говорим об управлении эмоциями, ЧТО МЫ ИМЕЕМ В ВИДУ?

О Самсоне можно сказать, что он был движим страстью и имел вспыльчивый характер.

"По ходу событий Самсон не раз нарушал назорейский обет: прикасался к мертвому телу (14,8.9), не отказывался от вина (ст. 10) и т. д. Из всех требований обета он продолжал соблюдать только одно - не стриг волосы" (Комментарий Новой Женевской Библии, книга Судей, глава 14).

В течение этого квартала мы с разных сторон исследуем супружеские отношения. Ценность этого урока (и этого фрагмента урока) в том, что учитель может коснуться вопроса безрассудной страсти при выборе избранника жизни.

Кого напоминает вам Самсон в современном обществе? Самсона - прототип человека, чья семейная жизнь не сложилась ни в одном из возможных браков. Череда разводов, дети от разных жён, разбитая жизнь. . .

Вот вопросы, которые автор "Квартального пособия" задаёт вступающим в брак:

Очень многие "хорошие" люди разрушили свою жизнь только потому, что не могли управлять собой. Урок этой недели поможет моим ученикам субботней школы уберечь себя от такого рода ловушки.

Назад к оглавлению

4. Бог милостив к тебе, даже если ты допускаешь ошибки

Выше мы рассуждали о неисполненной миссии. Возможно, вы показали человеку его неисполненное предназначение или обратили внимание на не приведённую в порядок жизнь. Сердце обливалось кровью от чувства вины и сожаления. Нельзя надолго оставлять человека в этом состоянии. Следующим шагом - ПОКАЖИТЕ СПАСЕНИЕ БОЖЬЕ!

Библия полна историй, иллюстрирующих человеческие недостатки и Божье спасение по благодати. Вспомните грехопадение Адама и Евы, избрание Содома Лотом, зависть Аарона и Мариами, сознательный грех Давида, поведение блудного сына. В каждой из этих историй, с одной стороны, показан упрямый человеческий бунт против Бога, преднамеренное стремление человека угодить себе вместо Творца, с другой - вечная любовь и безмерная благодать Бога. Это же мы видим и в жизни Самсона.
Глубины Божьей благодати и любви, силы креста Христова вполне достаточно, чтобы простить каждый исповеданный грех, объять каждого раскаявшегося грешника, принять в дом каждого блудного сына. Есть дорога от греха к спасению, и Самсон пошел ею.
В Послании к Евреям имя Самсона упоминается среди тех, кто наследует вечную жизнь (см. Евр. 11:32).

Тот, кто, выполняя свой долг, подвергается испытанию, может быть уверен, что Бог защит его, но если люди добровольно уступают обольстительной силе, они рано или поздно падут" (Е. Уайт. Патриархи и пророки, с. 568).

Молюсь о том, чтобы люди, посещающие наши беседы субботней школы, сложили своё бремя и вину у подножия креста. Молюсь о том, чтобы они ОЩУТИЛИ ПРОЩЕНИЕ БОЖЬЕ.

Назад к оглавлению

5. Бог хочет, чтобы другие научились принимать таких как Самсон с любовью

Я думаю, что обсуждение этого эпизода в классах субботней школы и проведение творческого задания (см. "Фишки") вызовет бурный отклик. Искренне молюсь о том, чтобы в наших общинах изменилось отношение к людям, готовым поделиться своей духовной трагедией в церковном кругу.

Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Комментарий Новой Женевской Библии

Глава 14

1 - 15,20 Господь воздвиг Самсона, дабы он, обладая необыкновенной физической силой, мог бороться с врагами Израиля. Кроме огромной физической силы, он отличался неукротимым нравом, непомерной гордостью, упрямством и своеволием; при этом он не был лишен поэтических способностей. Повествование вращается вокруг сюжета о том, как его жена-филистимлянка добивалась, чтобы он открыл ей свою тайну. По ходу событий Самсон не раз нарушал назорейский обет: прикасался к мертвому телу (14,8.9), не отказывался от вина (ст. 10) и т. д. Из всех требований обета он продолжал соблюдать только одно - не стриг волосы. Трижды Дух Господень нисходил на Самсона, благодаря чему он убил более тысячи филистимлян. Самсон правил Израилем двадцать лет (15,20): по аналогии с другими сюжетами, этими словами можно было бы и окончить повествование о нем. Но поскольку Самсон был неукротим в погоне за чужими женами, конец этой истории - рассказ о гибели Самсона вследствие его сластолюбия (гл. 16).
2 я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Израильтяне не должны были жениться на женщинах из других племен (3,1-6; 14,3; Втор. 7,3.4; З Цар. 11,1-6; Езд. гл.,9;10).
4 это от Господа. Хотя само по себе желание Самсона было греховным, Бог использовал его для Своих целей, чтобы совершить суд над филистимлянами.
6 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1 - 16,31; 13,25.
8 .9 труп льва ... львиного трупа. Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу (Чис. 6,6). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета.
10 сделал ... пир. Назорей должен был воздерживаться от употребления напитков, полученных в результате брожения (Чис. 6,3.4; ком. к 13,1 - 16,31; ком. к 13,2-25).
19 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1-16,31.
20 вышла за брачного друга. Речь идет не о соблюдении какого-либо обычая, а о желании отца невесты сохранить достоинство семьи (15,1.2); тем не менее, филистимляне по-прежнему продолжали называть Самсона "зятем Фимнафянина" (15,6).

Глава 15

1 во время жатвы пшеницы. Это был засушливый сезон, когда поля легко могли возгореться (ст. 4,5).
с женою своею. По закону эта женщина была женой Самсона.
2 я отдал ее другу твоему. См. 14,20 и ком.
6 Самсон, зять Фимнафянина. См. 14,20 и ком.
13 связали его двумя новыми веревками. См. 16,11.12.
14 Дух Господень. См. ком. к 3,10.
15 свежую ослиную челюсть... тысячу человек. Явная параллель с Самегаром, сыном Анафовым (3,31).
18 воззвал. За все время Самсон произнес имя Господа только дважды (см. 16,28).
а теперь умру я от жажды. Подобно израильтянам, удостоенных в пустыне целого ряда чудес, Самсон вознес молитву к Богу, Который чудесным образом дал ему воду (ст. 19; Исх. 17,1-7; Чис. 20,1-13).
20 двадцать лет. См. ком. к 14,1 - 15,20.

Глава 16

1 -22 Эта история содержит две параллельные линии: 1) греховное влечение Самсона к женщинам и его поразительная физическая сила и 2) усилия филистимлян захватить его в плен. Бог осудил Самсона за постоянные нарушения завета: он попал в руки филистимлян и был ослеплен ими (ст. 21,22). Может показаться странным, что Дух Божий оставил его только тогда, когда Далида, узнав о его назорействе, "велела... остричь семь кос головы его" (ст. 19). Бог был терпелив к нарушавшему завет Самсону до тех пор, пока тот не утратил последнее, что еще оставалось от его обета. И только тогда Господь свершил над ним Свое правосудие.
1 блудницу. И вновь Самсон нарушает завет (14,2).
11 новыми веревками. См. 15,13.
15 как же ты говоришь. См. 14,16.17.
17 от чрева матери моей. См. 13,5.
если же остричь меня. Самсон игнорировал все требования назорейского обета, кроме ношения длинных волос (см. ком. к 13,1 - 16,31), наивно полагая, что в волосах его сила. Истинная же сила была в Духе Господнем (ст. 20).
20 Господь отступил от него. Дух Господень оставил Самсона (13,25; 14,6.9; 15,14). По милости Своей Господь оставался с Самсоном, пока не исчез последний знак его назорейского обета (см. ком. к 16,1-22). Как и Саул (ср. 1 Цар. 15,23), Самсон лишился Духа Господнего за свою непокорность: опорой его был Бог, а не магическая сила его волос.
23 бог наш предал. Действуя через судей израилевых, Бог был тем Судией, Который предал Свой народ во власть угнетателей за грехи его (ст. 20). Только поэтому, а не благодаря могуществу своих богов, языческие народы смогли одолеть Израиль (2,14.15).
28 о Боже! См. 15,18. Мотивы Самсона были эгоистическими (месть за то, что он был ослеплен), но Бог слышал его крик веры. В ответе на молитву Самсона была явлена милость Божия (10,10-16; 15,18).
30 было умерших... более, нежели сколько умертвил он в жизни своей. См. ком. к 13,1-16,31.
Назад к оглавлению

III. "ФИШКИ" К УРОКУ

Я предлагаю вам две очень похожих фишки. Они касаются управления эмоциями. В молодёжном классе субботней школы можно провести МОЗГОВОЙ ШТУРМ, а во взрослом - ТЕСТ-РАНЖИР.

Управление эмоциями. Тест-ранжир

Задание (прочитайте это вслух):

Дорогие братья и сёстры! На этой неделе мы изучали библейский урок о Самсоне. Насколько тяжело ему было совладать с эмоциями и страстями! А что бы вы предприняли, окажись на его месте?
В противостоянии тяжёлым эмоциям у христианина есть преимущество: доверие Богу и молитва. А кроме этого есть простые "природные" средства, которые предусмотрел Бог для бодрости нашего духа.
Перед вами задание. Это 12 пунктов, которые надо проранжировать - расположить в порядке эффективности. Отметьте все утверждения числами от 1 до 12 таким образом, чтобы в начале списка были наиболее полезные, а в конце - бесполезные средства.

Что следует предпринять, чтобы избавиться от тяжёлых мыслей и обрести бодрость духа?

К заданию есть макет для печати. СКАЧАТЬ>>

Как провести в группе?

Я вас заинтриговала? Теперь ответы.

Задание представлено как тест-ранжир, тем не менее, вам не следует обсуждать на уроке, какое действие на какое место в ранжире следует поставить. Объясните ученикам субботней школы, что правильных и неправильных ответов здесь поровну, а значит, в группу от 1 до 6 должны попасть полезные средства для улучшения эмоционального состояния, а от 7 до 12 - бесполезные.

ПОЛЕЗНЫЕ
БЕСПОЛЕЗНЫЕ
Прогуляться бодрым шагом
Выпить чашку чая.
Сделать гимнастику лица и одеть "смайлик"
Чего-нибудь съесть.
(Поясню: приём пищи сам по себе успокаивает, но не стоит увлекаться этим "приятным" занятием с целью заглушить боль или улучшить эмоциональное состояние. Еда во время эмоционального перенапряжения может стать причиной избыточного веса)
Обнять кого-нибудь.
Принять ванну.
(Поясню: мышечное расслабление действительно является способом снять эмоциональное напряжение. Но предпочтение следует отдавать активным видам деятельности перед пассивными. Принять ванну - это пассивный способ)
Действовать и говорить так, словно бодрость духа в вас уже вселилась.
Посмотреть телевизор.
(Поясню: просмотр телепередач действительно способен отвлечь от тягостных переживаний и мыслей. Только вот цена такого улучшения - уход от событий реальной жизни. Это не есть управление эмоциональным состоянием, это бегство от себя)
Расправить плечи, выполнить дыхательную гимнастику.
Обсудить неприятность с близким человеком, высказаться.
(Поясню: обсуждение проблемы не так эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния, как физические упражнения)
В своём воображении создать картинку счастья.
Отвлечь себя от тяжёлых мыслей.
(Поясню: отвлечься от тяжёлых мыслей - не значит с ними справиться. Если ничего не делать, негативные эмоции снова посетят вас)

Обсудите на уроке, какие пункты в списках ваших учеников попали в первую группу, а какие во вторую. Поясните в классе, почему полезно или, наоборот, вредно применять то или иное средство для улучшения эмоционального состояния.

Управление эмоциями. Мозговой штурм

Оказывается, не все люди знают, что могут управлять своими эмоциями.

С одной стороны гнев, раздражение, страсть, с другой - радость, умиротворение и спокойствие духа. Как управлять эмоциональным состоянием. Где путь от одного состояния духа к другому? На этот вопрос и предстоит ответить вашим ученикам субботней школы.

Фишка с мозговым штурмом проводится в отдельном помещении, или лучше во дворе церкви - чтобы не мешать остальным группам.

Задание: за 30 секунд (тридцать!!!) определить 6 активных действий, которые помогут изменить своё эмоциональное состояние: от раздражения, горечи или обиды к умиротворению и спокойствию духа.

Справится ли ваша группа субботней школы с первого раза с таким заданием? Конечно, не справится. Это не повод расстраиваться. Вы даёте им дополнительное время - ещё 30 секунд, и продолжаете. Это же мозговой штурм!

Прошло 30 секунд? Оборвите рассуждения. Пусть команда представит вам свои варианты. Отфильтруйте предложенное: выделите рациональные суждения (что полезно, а что - нет, смотрите выше). И так далее.

В конце подведите итоги:

Самсон и церковь

Предположим, что человек совершивший ряд тяжёлых поступков осознаёт свою трагедию и решает поделиться этим в церкви. Какова будет реакция церковной общины? Какую поддержку может оказать церковь такому человеку?

Предложите в группе субботней школы творческое задание: написать свой ответ человеку, который открыто признал свои духовные ошибки. Пусть его зовут Самсон.

На выполнение письменного задания отведите 5 мин, не более. В конце зачитайте свои письма Самсону.

Это творческое задание посвящается тем, кто является членом христианской общины, и должен определиться, какую позицию ему занять по отношению к Самсону-грешнику. Задание помогает ответить на 2 вопроса:

Приготовьте для задания бумагу и ручки.

Назад к оглавлению

V. СТАТЬЯ

Перед вами небольшой отрывок. Это часть из книги Н.И.Козлова «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день». Автор поднимает вопрос управления эмоциями. Поскольку тема сегодняшнего урока субботней школы посвящена контролю над чувствами и страстями (вспоминайте Самсона), я печатаю здесь этот отрывок.

КТО ДУШЕ ХОЗЯИН?

Печальное Чудо

Вспоминаю одну ситуацию из своей личной жизни. Был я влюблен, влюблен искренне, но без взаимности. И вот после одной из встреч, прошедшей вовсе не так, как мне хотелось, я стою поздним осенним вечером на автобусной остановке. Холодно, на душе прескверно, острая боль, хочется плакать. Но тут в голову случайно пролезла (именно "пролезла" сквозь кордон!) наглая мысль: "Вот ты психолог, всех учишь как управлять собственным состоянием. А себя в порядок привести не хочешь? Слабо?"

Однако профессиональное любопытство, а также подначка (слабо?) каким-то образом взяли верх, и я проделал несколько элементарных процедур, нормализующих эмоциональное состояние. Расправил плечи, продышался, нормализовал дыхание, расслабил лицо, изменил рисунок глаз и уголков губ, снял все остальные мышечные зажимы, отвлекся от больных мыслей (в первую очередь на все эти процедуры). Стою, дышу, расслабляюсь... И — чудеса! — никаких чудес не происходит, я ощущаю действие абсолютно неизбежных закономерностей: острота горечи проходит, ко мне возвращаются покой и ровное расположение духа.

К чему я это вспомнил? Да к тому, что сразу после этого я расстроился снова. Отчего?! От сожаления, что мои чувства, которые мне казались такими глубокими и вообще святыми, так легко были уничтожены психофизиологической гимнастикой. И еще от ощущения, что уничтожил я что-то очень мне дорогое...

Давайте не будем себя обманывать

Давайте не будем обманывать сами себя: управлять своими эмоциями мы умеем.

Вы не в духе, но вам дают на руки маленького ребенка — "занять его" — и вы начинаете излучать благость. И не потому, что так ребенок действует на вас, а потому, что вам надо успокоить ребенка. Эти свои эмоции запустили вы. Вы умеете это делать.

Давайте не будем себя обманывать: любые наши эмоции порождаются именно нами, а не безликими обстоятельствами.

Оскорбили одного — он оскорбился и хочет отомстить обидчику. Оскорбляют другого — он огорчается по поводу несовершенства мира и задумывается, как можно его улучшить.

Хотя согласен: у стандартного, механического человека эмоции вызываются стандартной и весьма немудреной программой, тупо отражающей действительность и нашу душевную пассивность.

Вы знаете, меня не устраивает быть механическим человеком, рабом обстоятельств. Я хочу, чтобы моими чувствами, эмоциями и переживаниями управляли не обстоятельства, а я сам. Я хочу переживать то, что я хочу — или то, что мне надо.

Я хочу быть Хозяином своей души.

Каждый должен уметь в нужную минуту переживать то, что ему нужно, и освобождаться от того, что ему мешает (работать, грустить, быть счастливым, делать счастливыми других...)

Еще раз подчеркну — речь идет не о видимости и не душевной косметике, речь идет о живых переживаниях. Я не в восторге от человека, который, кипя внутри, тем не менее способен сохранять внешнее спокойствие: ведь он допустил кипение внутри... Нечем хвастаться и тому, кто научился гасить раздражение и быстро отходить от обид: ведь у него появляются раздражение и обиды...

Настоящий хозяин не тот, кто может наводить порядок, а кто может не допустить беспорядка в своем доме.

...И в своей душе...

Непридуманный диалог

Человек, произвольно переживающий сейчас одно, а через минуту другое — это не человек, а машина. Это — твой идеал?

– А кто из нас машина:

Ты, который при неприятностях автоматически расстраиваешься, или я, имеющий выбор?

Ты, который на оскорбление можешь только или обидеться, или разозлиться, или я, свободно определяющий свою позицию?

Ты, чьи переживания следуют за событиями так же однозначно, как звуки при нажатии клавиш фортепьяно, или я, сам пишущий мелодию своей жизни?

Так кто из нас механический, а кто живой и свободный человек?

Хотим ли мы свободы переживаний?

Мы — не рабы? Рабы — не мы?

Очень спорный вопрос

Насколько я понимаю, главное препятствие на этом пути к свободе — наше нежелание (боязнь?) этой свободы.

Человек может жаловаться на свою жизнь, с воспаленными глазами рассказывать, как плохо ему живется; он может даже хотеть некоторого улучшения своего душевного состояния, — но только улучшения, а не возможности вообще управлять своими эмоциями. На возможность переживать по своей воле и своему желанию то, что хочется, или то, что надо, — он смотрит как на затею странную, а часто и кощунственную.

У вашего ребенка поднялась температура под 40`, плохо ему и вам. Вы переживаете. Если я дам вам волшебную палочку, которая может одним взмахом освободить вас от этих эмоций, вы воспользуетесь ею? ...Нет. Но тогда не надо обманывать себя: если кто-то тоскует, отчаивается или раздражен, он должен отдавать себе отчет, что эти эмоции находятся в нем по его разрешению, с его (конечно, бессознательного) согласия.

Если на вашем магнитофоне стоит кассета с музыкой, которая вам неприятна, то кассету надо сменить. Но если вы отказываетесь это сделать, то жаловаться вам не на кого. Это был ваш выбор. Будьте последовательны: ВЫ ХОТИТЕ слушать такую музыку — так БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ от нее.

Будьте последовательны! Вы горюете — так или будьте счастливы от того, что вы горюете, или меняйте кассету.

ВАШИ ПЕРЕЖИВАНИЯ — РЕЗУЛЬТАТ ВАШЕГО ВЫБОРА.
ЧЕМ ЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ НЕДОВОЛЬНЫ?

Ну так вот, мало кто хочет менять кассету, даже если музыка на ней заставляет его страдать.

Почему? Ответов несколько, и большинство из них банально просты.

Николай Козлов. http://nkozlov.ru «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день». Изд-во «АСТ».
Назад к оглавлению
Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.