www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

 

Сегодня в выпуске:

Урок 5. Моисей и Сепфора: взаимопонимание в отношениях

 

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

В этом выпуске рассылки мы публикуем статью о том что такое прогрессивные цели и каковы преимущества эффективного целеполагания (см. ниже).

1. Борьба за власть & зависть

"И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, - ибо он взял [за себя] Ефиоплянку, - и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал [сие] Господь.
Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. . . " (Чис.12:1-3).

На уроке рассматриваются сложные отношения в семье Моисея. Старшие брат и сестра - Аарон и Мариам - нашли, в чём упрекнуть кротчайшего из всех людей на земле. Изучая урок этой недели, наши ученики субботней школы заметят завуалированную борьбу за власть и зависть Мариам и Аарона, и протестируют своё сердце на наличие скрытых манипулятивных замыслов.

Назад к оглавлению

2. Предубеждённое отношение

Эфиоплянка! Оказывается, чтобы снискать предубеждённое отношение Сепфоре достаточно было родиться темнокожей.

Дискриминация по этническому признаку - это предубеждение, которое лежит на поверхности. Мы все знаем, что неразумно пренебрегать человеком только потому, что он, например, негр. Но, тем ни менее, мы, утверждённые христиане, позволяем себе относиться к людям с предубеждением во многих других случаях.

Уважаемые учителя, сегодняшний урок предоставляет вам возможность поднять эту тему в классах. Я надеюсь, что ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (см. "Фишки") на эту тему поможет нашим ученикам убрать то клише, через которое они, возможно, предвзято рассматривают людей.

Назад к оглавлению

3. Неучтённое обстоятельство

Отправляясь выполнять свою миссию, Моисей оставил невыполненным одно Божье повеление. Его первенец Гирсам не был обрезан. Это грозило ему смертью.

А возможно, и мы несёмся навстречу подвигам, забыв совершить молитву или оставив в сердце нераскаянный грех? Если в вашем классе субботней школы есть такие люди, то для них это возможность поразмышлять о полном послушании Богу.

Назад к оглавлению

4. Родственные узы. Когда предают самые близкие. . .

Данный урок посвящен анализу отношений между Сепфорой и Моисеем, а также их отношений со своими родственниками с той и другой стороны. Аарон и Мариам переступили границу доброжелательности и вмешались в отношения Моисея с Сепфорой и её родными .

Анализ этой истории поможет ученикам вашего класса установить уважительные отношения с родственниками с той и другой стороны. А также установить разумную границу, пересекая которую опека со стороны родных будет расцениваться как вторжение или посягательство.

Назад к оглавлению

5. Не у дел

" И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил; и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками и судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами" (Исх.18:24-26).

Тот, кто был всем, и внезапно стал никем.

Первыми помощниками Моисея были, видимо, Аарон и Мариам. В Библии упоминается об их влиянии и выдающихся поступках. И тут вдруг они лишаются своих первых ролей. Моисей, который доселе опирался на их помощь в делах, прислушался к совету своего тестя, внезапно приехавшего в гости. Да и "начальники" разных уровней, назначенные Моисеем, разделили с ним власть судить народ. Аарон и Мариам остались не у дел. Начались поиски виновного. Зацепкой или поводом стало то, что жена Моисея - эфиоплянка. . .

Ах, как это похоже на ложную ревность, которая сквозит в наших собраниях. Молюсь о том, чтобы разбор этого эпизода из жизни Моисея побудил наших учеников внимательно анализировать свои мотивы в церковном служении.

Назад к оглавлению

6. Семья, членом которой мне приятно быть

"Моисею понравилось жить у сего человека. . ." (Исх.2:21).

Сепфора и ее семья оказали Моисею большую поддержку и помощь в исполнении его святой миссии. Изучая данный урок, мы видим, каким благословением для человека могут стать его жена и ее близкие родственники.

Будет полезно обсудить на уроке, что отличает благословенную и счастливую семью. В качестве семьи можно рассмотреть церковную общину.

Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Комментарии Новой Женевской Библии на Исход 4:20-31.

Обратите внимание, исследователи настаивают, что опасность грозила не Моисею, а его сыну Гирсаму, который не был на тот момент обрезан, а слова "жених крови", которые произносит Сепфора, адресованы также Гирсаму.

20 сыновей. Гирсам (2,22) и Елиезер (18,4).
21 ожесточу сердце его. Это выражение, скорее, означает "сделаю твердым", чем "жестоким". Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, - фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями.
22 Израиль есть... первенец Мой. Господь провозглашает Израиль Своим первенцем, Своим возлюбленным сыном - слова, которые в полной мере осуществятся в Иисусе Христе (Мк. 1,11).
24 умертвить его. Хотя действующим лицом до сих пор был Моисей, местоимение "его" относится не к нему, а к сыну его Гирсаму, который будет упомянут ниже (ст. 25). Гирсам, вопреки условиям завета Божия с Авраамом (Быт. 17,10), обрезан не был и, следовательно, не состоял в завете с Господом. Поскольку обряд обрезания совершает Сепфора (см. ст. 25), она, по всей видимости, и является виновницей того, что Гирсам не был обрезан. Эпизод с Гирсамом, упомянутый в контексте о первенцах (ст. 23), предвосхищает события, описанные в гл. 12 (ст. 12,13).
хотел умертвить его. Еще со времен Авеля (Быт. 4,4) все первородное посвящалось Господу. Сын Моисея не только не принадлежал к народу Божию (не был обрезан), но и не был посвящен Господу, следовательно, пользовался жизнью первородного сына не по праву, и Господь пришел взять его жизнь. Моисей со своей семьей вступил в такую сферу бытия, где любые отклонения от установленного Богом порядка вели к катастрофическим последствиям.
25 каменный нож. Инструмент, посредством которого совершался обряд обрезания.
к ногам его. Т.е. к ногам Моисея.
ты жених крови у меня. Формула вступления в завет. В Библии завет часто уподобляется браку или обручению, где одна из сторон символизируется невестой, другая - женихом (напр., Церковь и Христос). Приведенные слова в этом случае означают: "мы обручены (т.е. связаны) кровью завета".
26 жених крови - по обрезанию. См. ком. к ст. 25. Сепфора конкретизирует завет, в который она вступила вместе со своим сыном, - тот завет, свидетельством заключения которого является именно обрезание.
27 встретился с ним. Встреча Моисея с Аароном произошла до того, как Моисей покинул Синай.
31 поверил. Как и обещал Бог, Израиль поверил Моисею (3,18).
Назад к оглавлению

III. "ФИШКИ" К УРОКУ

Список предубеждений

В уроке за эту неделю мы встречаем предубеждённое отношение к Сепфоре со стороны родственников её мужа. Аарон и Мариам упрекнули Моисея за то, что он взял в жёны эфиоплянку. Дискриминация на основе национального признака - это не единственный предрассудок сегодня. Лишь не многие из нас способны видеть людей такими, такие они есть в действительности. Многие из нас пользуются общественными предубеждениями - своего рода клише.

Например: профессор в нашем воображении всегда худощавый, седой, в очках и белом халате, цыгане - всегда воры и попрошайки, а повариха в столовой - всегда склонная к полноте женщина.

Есть ли предубеждения в церкви? Я думаю есть. Выявлению этих предрассудков и посвящено наше творческое задание "Список предубеждений".

Суть задания

Прочитайте следующие утверждения и отметьте среди них истинные и ложные.
  1. Бизнес - грязное дело. Христианин не может быть бизнесменом.
  2. Верующий человек не может быть психологом (дизайнером, модельером), потому что такая профессия не совместима с его вероисповеданием.
  3. Дух пророчества высказывается против употребления в пищу мяса. Мясоеды не попадут в Царство Божие.
  4. Внешний вид христианина свидетельствует о его праведности.
  5. Женщина, пришедшая на богослужение в брючном костюме, достойна порицания. Она не должна выходить за кафедру или участвовать в служении.
  6. Бог не благословляет браки с неверующими. И не стоит молиться за такие семьи, прося Его послать им благословение.
  7. Все женщины в пожилом возрасте склонны сплетничать.
  8. Порядочная христианка не должна носить короткую причёску, подкрашивать волосы или делать химическую завивку.

Подавляющее большинство высказываний (если не сказать все) - это предубеждения. Здесь не требуется обсуждать истинность или ложность каждого суждения. Я думаю, вы не найдёте у себя в классе и 2-х абсолютно одинаковых мнений. Всё, что требуется от учителя - это показать пример расхожих предрассудков и перейти к обсуждению.

Как провести в классе?

  1. Вы можете раздать у себя в классе листочки с заданием. Время выполнения - 1 минута. Обсуждение - коллективное.
  2. Вы можете распечатать задание только для себя, зачитывать утверждения и обсуждать их real-time.

Скачать макет для печати >>

Обсудите в классе:

Зачем это надо?

Назад к оглавлению

IV. ФРАГМЕНТЫ УРОКА

Фрагмент урока "Зависть" (обратная последовательность вопросов)

Цель: показать ученикам пагубность завистливых мыслей, побудить отказаться от манипулятивных замыслов.

ВИД
ХОД БЛОКА УРОКА
?ПП
Практическо-Психологический вопрос
Чем отличаются борьба за власть и зависть? Много ли в них общего?
?А (И)
Аналитический вопрос
Аарон и Мариам открыто выступили против Моисея (Исход, 12). Можно ли назвать это борьбой за власть или завистью? Что послужило причиной, а что поводом для конфликта?
ТЗ
Моделирование жизненной ситуации
Александр и Виктор - родные братья, являющиеся пасторами. Однажды Александра избирают на должность президента конференции. Жена Виктора говорит своему мужу, что в действительности он лучше своего брата подошел бы на эту должность, так как обладает большими к этому способностями. Ее слова приводят к возникновению напряжения в отношениях между братьями, а затем и их семьями. Как можно помирить эти семьи?
РЕЗЮМЕ
Что вы предпримите, когда в один прекрасный день вас посетит чувство зависти?

 

Фрагмент урока "Семья, членом которой мне приятно быть" (прямая последовательность вопросов)

Цель: побудить учеников сделать свою семью (в т.ч. церковную) благословенным и приятным местом.

ВИД
ХОД БЛОКА УРОКА

Информационный вопрос
"Моисею понравилось жить у сего человека. . ." (Исх.2:21).
Какие благословения получил Моисей благодаря своей жене и её родственникам?

Аналитический вопрос
Как вы думаете, почему Моисею было приятно жить с Сепфорой у своего тестя?
Что отличает семью благословения от семьи раздора?

Практический вопрос
Приятно ли мне быть членом моей семьи (моей церковной общины)? Почему?
Чего не хватает вашей семье (или вашей церковной общине), чтобы стать местом благословения?
РЕЗЮМЕ
Христианский дом может стать местом, откуда исходит ясное свидетельство о Божьей любви.

 

Назад к оглавлению

V. Статья

Прогрессивные цели

Что это такое?

На страницах этого сайта и в рассылке мы публикуем методические рекомендации к урокам субботней школы. Анализируя квартальное пособие, методисты еженедельно предлагают вашему вниманию ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ.

Это делается для того, чтобы в изучаемом материале были ориентиры. Прогрессивные цели - это те изменения, которые могут произойти в поведении и образе мышления наших учеников.

Прогрессивные цели - это предполагаемые шаги веры

Будем же чаще обращаться к тому, что может измениться в учениках наших классов субботней школы! Пусть этот список является молитвенным журналом учителя на неделю.

Для молитвы. . .

Мы, учителя, желаем, чтобы люди, посещающие наши обучающие беседы, совершали эти шаги веры, поэтому список прогрессивных целей является и нашим МОЛИТВЕННЫМ ЖУРНАЛОМ на предстоящую неделю. Дух Святой всё это время работает над сердцем христианина, изучающего библейское пособие. Он готовит его к принятию драгоценных истин, которые будут в полной мере освещены в субботу утром на уроке субботней школы.

Вы также можете молиться о нуждах своих учеников, составляя список возможных шагов веры.

Для веры. . .

Некоторые учителя, читая ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, просто не верят, что всё это может сбыться. Напомню, что формулируются эти цели также ПРОГРЕССИВНЫМ СПОСОБОМ. Например:

Кого-то пугает такая постановка целей. Фраза "ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА СУББОТНЕЙ ШКОЛЫ МОИ УЧЕНИКИ СТАНУТ ЛУЧШЕ. . ." кажется им неуместной, а цель - недостижимой, после чего они отказываются от ПРОГРЕССИВНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ.

Мне кажется, они боятся верить, что Дух Святой действительно произведёт в их группе радикальные перемены. "По вере вашей да будет вам" (Матф.9:29).

Когда я отмечаю какой-то пункт в прогрессивных целях, это значит, что я верю в то, что в жизни моих учеников субботней школы эти шаги веры возможны.

Целеполагание и ответственность

"Человек, зачем тебе цель, если ты ничего не делаешь, ради её достижения. Цель - это не мечта".

Что делать, после того, как цели уже намечены? Как достичь ПРОГРЕССИВНОЙ ЦЕЛИ? Напомню вам о сотрудничестве с Богом в этом вопросе.

Кто изменяет сердце человека и делает его лучше? - Бог.

Кто незримо направляет наш разум и мысли к благим целям? - Дух Святой.

Какова же роль учителя на уроке в достижении ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЕЙ? - учитель создаёт благоприятные условия, чтобы шаги веры были достигнуты, он задаёт нужные и своевременные вопросы, которые подводят учеников к важнейшим решениям в их жизни, он молится за них, намечая прогрессивные цели.

Учитель создаёт благоприятные условия, чтобы шаги веры были достигнуты, он задаёт нужные и своевременные вопросы, которые подводят учеников к важнейшим решениям в их жизни, он молится за них, намечая прогрессивные цели.

Километры в час

Сколько ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЕЙ можно выудить из одного урока субботней школы? Практика показывает 5-7.

Сколько ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЕЙ можно достичь за 1 урок субботней школы? 2-3, не более!

Сколько ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЕЙ можно достичь за 1 урок субботней школы? 2-3, не более!

В методических рекомендациях к урокам сайт "Дидактика субботней школы" предлагает читателям большое количество шагов веры - ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЕЙ, которые можно достичь в ходе библейской беседы. Среди этого множества церковные учителя, как правило, выбирают наиболее актуальные, наиболее острые проблемы, волнующие их группу субботней школы. Это не более 2-3 прогрессивных целей.

Прогрессивные цели и структура урока

Цели намечены, как применить это на уроке?

Каждая грамотно построенная беседа субботней школы СОСТОИТ ИЗ БЛОКОВ. И хотя ученики этого не замечают, урок, всё же делится на фрагменты. Эти блоки строго соответствуют прогрессивным целям. Один блок - одна прогрессивная цель.

Один блок вопросов - одна прогрессивная цель

В "Дидактике субботней школы" фрагмент урока - это закономерная последовательность вопросов - прямая или обратная. Об этом можно почитать подробнее на странице "Дидактика".

Посетить страницу Дидактика >>

О видах вопросов >>

О последовательностях вопросов >>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я надеюсь , что большинство вопросов о прогрессивных целях мне удалось осветить здесь. Искренне надеюсь, что после прочтения статьи ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАНЕТ ЛУЧШЕ:

Господи, молюсь о том, чтобы это было так. Аминь!

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.