www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

 

Сегодня в выпуске:

Урок 4. Иаков и Рахиль: труд ради любви

 

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

Каждую неделю мы печатаем в этом разделе необычные цели. Некоторые учителя, читая их, просто не верят, что всё это может сбыться.

Когда я отмечаю в прогрессивных целях, что после изучения этого урока субботней школы мои ученики "будут осмотрительны в выборе спутника жизни" или "перестанут предпочитать одних детей - другим", то это значит, что я верю в то, что в жизни моих учеников субботней школы эти шаги веры возможны. "По вере вашей да будет вам" (Матф.9:29).

1. Ярмо с неверующими

После изучения этого урока мои ученики будут осмотрительны в отношениях с неверующими:

Назад к оглавлению

2. Обман и оправдание

"... утром же оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других" (Быт.29:25-27).

Думаете ли вы, что обман и жадность полностью удалены из вашего сердца? Из сердец учеников вашей группа субботней школы?

К уроку на эту неделю есть творческое задание. Рекомендую провести у себя в группе (см. ниже в "Фишках").

Прогрессивная цель: после изучения этого урока члены моего класса субботней школы, пусть даже допустив ошибки, не будут оправдываться, ссылаясь на обычаи, традиции и обстоятельства.

Вместо оправданий - осознание вины и изменение сердца.
Назад к оглавлению

3. Ошибки, передаваемые по наследству

В прошлых выпусках мы уже касались темы "наследственных" ошибок, когда изучали главы Библии об Аврааме и Исааке. Если вы не затронули этот блок вопросов на прошлом уроке, вы можете обсудить эту тему с учениками в этот раз - применительно к биографии Иакова.

Открыть архив предыдущего выпуска рассылки в Интернете>>

Назад к оглавлению

4. Капризы взрослой девочки

"А Рахиль‚ видя‚ что не может родить Иакову ребенка‚ томилась завистью к сестре. - Дай мне детей‚ - говорила она Иакову, - или я умру!" (Быт.30:1, современный перевод).

"Если ТЫ не сделаешь то-то и то-то, я... "

После изучения этого урока субботней школы ученики поймут, как велика опасность предъявлять ультиматумы Богу (или человеку).

Назад к оглавлению

5. Предпочтение

В нашем мире предпочтение можно отдавать виду спорта, блюдам меню или определённой модели одежды. А как быть с людьми? Можно ли отдавать предпочтение одним людям перед другими?

Дискуссию на эту тему можно развернуть в группе субботней школы.

Прогрессивная цель здесь та, чтобы мы научились поступать так, чтобы близкие нам люди не страдали от наших же предпочтений.

Назад к оглавлению

6. Воспитание детей, отношение к детям

В предыдущем, 42-м выпуске рассылки помещена статья о воспитании детей "На помощь! Мои детки опять дерутся". Я думаю, что практические советы автора были бы полезны не только семьям патриархов Исаака и Иакова, но и нам сегодняшним.

Открыть архив предыдущего выпуска рассылки в Интернете>>

Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Комментарий Новой женевской Библии на Бытие 29 главу

2 колодезь. Сходство этой сцены с описанной в 24,11-33, свидетельствует о благости божественного провидения, но при этом позволяет увидеть резкое отличие между пребывавшим в молитве рабом и не молившимся патриархом.
4 братья мои! Это обращение, которое в 19,6 переводится как "друзья мои", говорит о желании добиться расположения.
5 сына. Это же древнееврейское слово может означать также и внука.
10 отвалил камень. В своем служении любви Иаков обретает сверхъестественную силу. Когда-то внимание Лавана привлекли золотые украшения Авраамова раба (24,30), сейчас же его впечатлили удивительные способности Иакова.
11 поцеловал. Обычное приветствие родственников (ст. 14; 31,55).
16 Лия... Рахиль. Их имена, означающие соответственно "корова" и "овца", были обычными в пастушеских семьях.
18 полюбил. См. 34,3 и ком.
23 Вечером. Иаков воспользовался слепотой своего отца, чтобы обмануть его, а Лаван под покровом ночи перехитрил Иакова.
взял дочь свою Лию. Этот обман следует рассматривать как вразумление Иакову, который согласился обмануть отца (27,18).
25 обманул меня. См. 27,35.
26 в нашем месте так не делают. Честный человек рассказал бы о таком обычае еще при первом разговоре, однако Лаван умолчал об этом. Иаков был бессилен предпринять что-либо в сложившейся ситуации.
чтобы младшую выдать прежде старшей. Столкнувшись с этим принудительным обычаем и двуличием Лавана, Иаков получил достойный урок, поскольку он сам, однажды солгав, нарушил обычай о праве первородства. Бог действует вопреки обычаям в жизни Исаака, Иакова и Иосифа.
30 любил Рахиль больше, нежели Лию. Результатом женитьбы Исаака на Ревекке стала спокойная, тихая любовь между ними; женитьба же Иакова на дочерях Лавана привела к раздору в семье и соперничеству между сестрами (29,31-30,24).
служил. Подобное древнееврейское выражение в 27,29 переведено как "послужат". Патриарх пожинал плоды того, что посеял (Гал. 6,7).
31 - 30,24 Бог благословил Иакова двенадцатью сыновьями, несмотря на его пренебрежение к молитве и на соперничество между Лией и Рахилью, добивавшихся любви своего мужа, рожая ему сыновей (25,19 35,29 и ком.). Имена, которые матери давали своим сыновьям, свидетельствуют об этой борьбе, а также о том, что обе они осознали Божию помощь, оказанную им в те моменты, когда они были или нелюбимы, или неспособны рожать детей. Бог суверенно и милостиво создавал Израиль.
31-35 Бог милостиво дал Лии, нелюбимой жене, первородного сына и половину всех сыновей Иакова, включая священнический род Левия и мессианский род Иуды.
32 Господь призрел на мое бедствие. Первый ребенок из детей, рожденных в Месопотамии, был дан Богом в качестве вознаграждения находившейся в немилости Лии, а последний Рахили (ст. 22,23).
34 прилепится ко мне. Ее желание не осуществилось (30,15,16).
Левий. Колено Левия стало играть важную роль, когда все колена Израилевы были собраны вокруг скинии откровения (Чис. 18,2).
35 Иуда. Его имя означает "он будет прославлен"; здесь это относится к Господу, а в 49,8 к самому Иуде.

Комментарий Новой женевской Библии на Бытие 30 главу

2 разве я Бог..? Резкий ответ Иакова, хотя и облеченный в религиозную форму, существенно отличается от молитв Авраама и Исаака за своих бездетных жен (20,7; 25,21).
3 вот... Валла. См. 16,2 и ком.
на колени мои. Иначе говоря, "для меня". Это ритуал принятия новорожденного в семью родителями ребенка, бабушками и дедушками и даже прабабушками и прадедушками.
21 Дина. Дина является единственной названной по имени дочерью Иакова (46,7); с нею связаны события, описанные в гл. 34.
22 услышал ее Бог. Бог ответил на молитву Рахили.
26 отдай жен моих. Подобной фразе суждено прозвучать еще раз (Исх. 5,1).
27 если бы я нашел благоволение пред очами твоими! Обычная формула вежливости при договорах.
28 назначь себе награду. Лаван желал получить содействие от Господа через Иакова, чтобы удовлетворить свою жадность, вместо того, чтобы благословить Иакова и таким образом получить благословение Божие (12,3; 20,14-18; 31,9 и ком.).
34 Лаван сказал: хорошо. Тот факт, что Лаван без колебаний принял это предложение, свидетельствует о неожиданном и потому сверхъестественном благословении Иакова.
36 назначил расстояние... на три дня пути. Меры предосторожности, предпринятые Лаваном, подтверждают это сверхъестественное благословение.
39 рождался скот. Такой план мог осуществиться только благодаря Божией высшей благодати, а не в результате языческого колдовства (31,9).
43 сделался... весьма, весьма богатым. Бог делал для Иакова гораздо больше, чем тот просил (см. 28,20). Более подробно см. в 31,42.
Назад к оглавлению

III. "ФИШКИ" К УРОКУ

Творческое задание "Твоё оправдание"

Когда человек оправдывается сам, это совсем не то, если бы его оправдывал Господь.

Задание, которое я предлагаю вам провести в группе субботней школы, основано на отрывке Быт.29:25-27. Это тот самый эпизод, где Лаван оправдывается, обманув Иакова. Может, в мыслях этого человека и было соблюдение человеческой традиции, но мы видим, что Лаван извлёк из этого значительную финансовую выгоду: выдал замуж сразу 2-х дочерей и оставил Иакова служить ему ещё 7 лет.

"... утром же оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других" (Быт.29:25-27).

Почему-то невнимательные читатели считают, что между браком Иакова с Лией и с Рахилью прошло 7 лет. На самом же деле - только неделя.

"В наших краях не принято‚ - отвечал Лаван, - младшую дочь выдавать замуж вперед старшей. Вот кончится у этой свадебная неделя‚ мы и младшую тебе отдадим‚ а за это ты будешь работать на меня еще семь лет. Иаков подчинился. Когда свадебная неделя кончилась, Лаван отдал ему в жены свою дочь Рахиль" (Быт.29:26-28, современный перевод).

CЧАТЬ МАКЕТ ДЛЯ ПЕЧАТИ! >>

Задание

Вот так сформулировано задание, поставленное перед учениками субботней школы.

Задание сформулировано весьма безобидно, так, чтобы "достойный ответ оппоненту" не воспринимался в негативе. На самом же деле предложенные далее ситуации предполагают оправдание за совершённый корыстный поступок.

Две ситуации

Предлагаю вам рассмотреть на уроке две ситуации, вполне соответствующие нашему времени. В каждой из них - предыстория и начало диалога, закончить который вам предстоит в группе на уроке.

1. Несдержанное обещание ("у меня было дело поважнее")

Вы обещали своей подруге (супруге или знакомой) пойти в воскресенье в парк, а тем временем запланировали на этот день заключение выгодной сделки (срочную работу, за которую, возможно, хорошо заплатят).

- <Имя>, как ты мог так поступить?!! Ты целый месяц обещал мне, что в это воскресенье мы проведём вместе.
- …

2. Маркетинговые войны ("это конкуренция! так все делают")

Два магазина "Икс" и "Игрек" занимаются продажей обуви. В магазине "Икс" постоянным покупателям выдают дисконтные карты, дающие право на постоянную скидку - 5%. Это удерживает клиентов в магазине и обеспечивает стабильный доход хозяевам.

Вы - директор конкурирующего магазина "Игрек". Чтобы повысить популярность своей лавки вы распространяете слух о том, что дисконтные карты, выданные в магазине "Икс", принимаются и в магазине "Игрек" (возможно даже, с незначительно большей скидкой - 7%). Это обеспечивает вашему магазину приток покупателей, которые раньше были клиентами "Икс". И вот состоялась встреча двух директоров…

- <Имя>, я не ожидал, что ты будешь играть в маркетинговые войны. Конечно, мы конкуренты, но расходы по рекламной кампании нёс я, я ты просто залез в мой карман за прибылью.
- …

Цель проведения творческого задания

Как это провести в группе?

В начале зачитайте задание, которое будет поставлено перед учениками. Затем, обращаясь к одному из группы, разыграйте ситуацию. Вам следует громко прочитать предысторию и начало диалога и предложить ученику его закончить (придумать заключительную реплику). Если ваш собеседник захочет повести более длинный диалог, предоставьте ему такую возможность - отвечайте ему экспромтом.

Вот некоторые мои рекомендации:

  1. Проведите эту "фишку" ДО ТОГО, как обсудить в классе обман и оправдание Лавана, пусть выводы будут неожиданными;
  2. В сформулированном задании отсутствует негатив, связанный с корыстным поступком и оправданием. Ситуация представлена так, будто вам надо "сохранить своё лицо и достойно ответить оппоненту". Поэтому во избежание недоразумений я предлагаю вам дословно зачитать поставленное задание;
  3. В тексте вместо <Имя> подставьте настоящее имя человека, к которому обращаетесь.

Напомню, что прогрессивная цель фрагмента урока, в основу которого вы положите это творческое задание такова:

Для обсуждения

После проведения творческого задания будет полезно обсудить его в группе

  1. 1. Похвалите учеников, которые вели с вами диалог. Они это заслужили :-) .
  2. Обратите внимание группы на то, что в основе каждой ситуации лежал корыстный поступок.
  3. Спросите у непосредственных участников, насколько тяжело или легко было им оправдаться в том или ином случае.
  4. Спросите у группы, как часто жизнь ставит перед нами подобного рода задачи? Попросите их привести конкретный пример.
  5. Откройте вместе Быт.29:25,26. Сравните оправдание Лавана с только что разыгранными ситуациями. Что двигало этим человеком?
  6. Спросите у группы субботней школы, поможет ли им урок этой недели в том, чтобы заменить оправдания осознанием вины и раскаянием в похожих жизненных ситуациях?
Назад к оглавлению

IV. ФРАГМЕНТЫ УРОКА

Повторяясь...

Как мы говорили выше, фрагмент урока "Ошибки, передаваемые по наследству", опубликованный неделю назад, будет актуальным и сегодня. Если вы не задействовали этот материал на прошлой неделе, можете включить данный фрагмент в урок 4 "Иаков и Рахиль: труд ради любви".

ВИД
В КЛАССЕ ВЗРОСЛОЙ СУББОТНЕЙ ШКОЛЫ
В МОЛОДЁЖНОМ КЛАССЕ
Творческое Задание
Сравнительная характеристика поступков Авраама, Исаака и Иакова: какие жизненные ситуации повторялись на протяжении поколений?
Сравнительная характеристика поступков Авраама, Исаака и Иакова: какие жизненные ситуации повторялись на протяжении поколений?
?ПП
Практическо-Психологический вопрос
Вспомните ошибки своей молодости...
Как вы думаете, будут ли склонны ваши дети к подобным поступкам?
Вспомните свои ошибки...
Похожи ли они на ошибки ваших родителей?
Чем? Почему?

Аналитический вопрос
Вспомните биографии Авраама и Исаака. Как вы думаете, почему в жизни их внука и сына повторились те же поступки: и достойные, и недостойные верующего человека?
Вспомните биографии Авраама и Исаака. Как вы думаете, почему в жизни их внука и сына повторились те же поступки: и достойные, и недостойные верующего человека?

Практический вопрос
Что необходимо сделать и ДЕТЯМ, и РОДИТЕЛЯМ, чтобы разорвать порочную преемственность поколений - наследование ошибок пред лицом Божьим?
Что необходимо сделать и ДЕТЯМ, и РОДИТЕЛЯМ, чтобы разорвать порочную преемственность поколений - наследование ошибок пред лицом Божьим?
РЕЗЮМЕ
Каким образом вы и я можем передать своим детям наилучшее, что было в нашей христианской жизни?
Каким образом вы и я можем взять от своих родителей наилучшее, что было в их христианской жизни?

 

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.