www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

Приветствую вас, учителя субботней школы!

Как вам первый урок этого квартала? Я думаю, и последующие беседы из Пособия по изучению Библии будут такими полезными.

Сегодня мы обратим свой взор на патриарха Авраама (урок 2). Какую мудрость можно извлечь из его "семейной" истории?

 

 

Сегодня в выпуске:

Урок

 

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

Обратимся к тому, что может измениться в учениках наших классов субботней школы. Пусть этот список является молитвенным журналом учителя на предстоящую неделю.

1. ПОЛУвера

"Во время своего пребывания в Египте Авраам показал, что и он не свободен от человеческих слабостей и недостатков. Выдавая свою жену за сестру, он проявил недоверие к Божественному попечению, обнаружил отсутствие той возвышенной веры и смелости, которые так часто служили ему благородным примером. (...) Он считал, что не будет большого греха, если он выдаст Сарру за свою сестру, ибо она и на самом деле была дочерью его отца, хотя не его матери. Но эта уловка была ложью. Никакое отклонение от неукоснительной честности не может встретить одобрения Божьего".
("Патриархи и пророки", Е.Уайт)

Перед вами серия вопросов, которая подводит собеседника к главному выводу: Господь может защитить нас даже в самой сложной ситуации, а всё, что требуется от нас - это доверие Божественному попечению.

Назад к оглавлению

2. В путь!

И сказал Господь Авраму: пойди ...
(Быт.12:1)

"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет" (Евр. 11:8). Беспрекословное повиновение Авраама является одним из самых поразительных примеров веры, какие только мы находим в Библии. Вера для него была "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1). Полагаясь на Божественное обетование и не имея при этом ни малейшего внешнего доказательства его исполнения, он покинул свой дом, родных, отчизну и пошел, не зная, куда Господь приведет его. "Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования" (Евр. 11:9).
(...)
В наши дни многие подвергаются тем же испытаниям, что и Авраам. Конечно, голос Божий не обращается к ним прямо с Неба. Но Он призывает их посредством истин Своего Слова и обстоятельствами, которые создает провидение. Возможно, что они должны будут оставить свою карьеру, сулящую им богатство и честь, выгодные связи и даже родственников, чтобы пойти тропой самоотречения, лишений и страданий. По замыслу Божьему им необходимо выполнить определенную работу, но беспечная жизнь, влияние друзей и родных будут мешать им развивать черты характера, которые необходимы для этого. Он призывает их освободиться от этих пут и ведет их так, чтобы они чувствовали нужду в Его помощи и зависели только от Него, чтобы Он мог открыть Себя им. Кто готов ответить на призыв провидения, отрекаясь от взлелеянной мечты и нежных уз дружбы? Кто примет на себя новые обязанности и отправится в незнакомые края, охотно и настойчиво выполняя работу Божью, считая всякую потерю приобретением ради Христа? Поступая так, человек проявит веру Авраамову и разделит с ним "в безмерном преизбытке вечную славу", по сравнению с которой "нынешние временные страдания ничего не стоят" (2 Кор. 4:17; Рим. 8:18).
("Патриархи и пророки", Е.Уайт)
Назад к оглавлению

3. Современные тенденции в браке

Сарра, находясь в преклонном возрасте, думала, что ей невозможно иметь детей, и для того, чтобы Божественный план исполнился, она предложила Аврааму взять в качестве второй жены ее служанку. Многоженство так широко распространилось, что уже не считалось грехом, но тем не менее это было нарушением Закона Божьего, которое роковым образом сказалось на святости и покое семейных отношений.
("Патриархи и пророки", Е.Уайт)

Правильно отмечает вестница Божья: многожёнство было распространено у языческих народов, и уже почти не считалось грехом. Поэтому Сарре и Аврааму было настолько легко отойти от ясного Божьего установления.

Сегодня как никогда ранее нападки дьявола направлены на святость брачных уз. Статьи в газетах и журналах и разные книги диктуют новый взгляд на семейные отношения (например, связи на стороне с согласия второго супруга).

Урок об ошибке в семье Авраама поможет ученикам субботней школы критически отнестись к современным взглядам на "свободную любовь".

.
Назад к оглавлению

4. Женская просьба

Большая часть повествования об Аврааме касается его самого, и лишь некоторые места из Писания говорят нам о Сарре, его жене. В частности ей принадлежит инициатива отдать Аврааму служанку Агарь, чтобы хоть как-то компенсировать свою неплодность. Впоследствии Сарра же и обвинит Авраама: "в обиде моей ты виновен" (Быт.16:5).

Какие ещё женские капризы и прихоти приходится исполнять мужчинам (в наше время)? Я думаю, на уроке субботней школы полезно будет поразмышлять и над этим.

Назад к оглавлению

5. Права жены и матери

"Наставление, данное Аврааму относительно святости супружеских отношений, должно было стать уроком для всех времен. Оно говорит о том, что права и счастье семейного очага должны заботливо оберегаться, даже если во имя этого потребуется великая жертва. Сарра была единственной законной женой Авраама. Ее права как жены и матери не должны были распространяться на другую женщину. Она почитала своего мужа и поэтому представлена в Новом Завете как пример, достойный подражания. Но она не желала, чтобы Авраам делил свою любовь между ней и другой женщиной, и поэтому Бог не обвинял ее в том, что она требовала изгнания своей соперницы. Как Авраам, так и Сарра усомнились в силе Божьей, и эта ошибка привела Авраама к женитьбе на Агари".
("Патриархи и пророки", Е.Уайт)

Не смотря на то, что Сарре принадлежала не последняя роль в ошибке, совершённой обеими супругами, Господь уважает её право матери и законной жены.

Я думаю, что на уроке в вашей группе этот эпизод станет утешением для оставленных жён, чьи законные права были попраны. Возможно даже, что сама женщина невольно подтолкнула своего супруга к неверному решению (например, "пилила" его за каждую мелочь).

Назад к оглавлению

6. Триумф веры

Бог провёл Авраама через горнило испытаний, наибольшим из которых было испытание веры делами.

" Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование".
(Евр.11:17-19)

Возможно, что и члены вашей группы субботней школы прошли огненное испытание. Тогда они с радостью, я думаю, поделятся рассказом о триумфе своей веры.

А прогрессивная цель здесь - это

"Бог всегда проводит Свой народ через горнило испытаний. Ибо только в раскаленной печи очистится от всяких примесей подлинное золото христианского характера. Иисус наблюдает за испытанием. Он знает, что нужно для очищения благородного металла, чтобы в нем отразилось сияние Его любви. Трудными испытаниями Бог наставляет Своих рабов. Он видит, что некоторые люди обладают способностями трудиться на ниве Господней, и Он посылает им определенные испытания. В Своем провидении Он ставит их в такие условия, когда проверяется их сущность и обнаруживаются недостатки и слабости, о которых они и не подозревали. Бог предоставляет возможность исправить эти недостатки и таким путем подготовиться для Его работы. Указывая людям на их ничтожность, Он побуждает их довериться Ему, ибо только Он способен служить опорой и защитой. Так Он достигает Своей цели. Люди выходят из горнила испытаний другими - просветленными, дисциплинированными и готовыми к той благородной деятельности, для осуществления которой они и были одарены соответствующими способностями. Раздается призыв Господа - и они готовы. Небесные ангелы могут сотрудничать с ними в делах, которые должны быть совершены на земле".
("Патриархи и пророки", Е.Уайт)
Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

1. Комментарии Новой Женевской Библии на Бытие 16 главу

1 не рождала. В древности бесплодие было позором, т.к. свидетельствовало о наказании Божием.
2 я буду иметь детей от нее. Согласно обычаю, свидетельства о котором имеются в законах Хаммурапи и в письменных источниках из городов Нузу и Нимруд, власть над детьми, родившимися в результате такого союза, принадлежала жене, а не наложнице.
послушался слов Сары. То же древнееврейское слово переведено как "послушал" в 3,17, когда Бог осуждает Адама.
4 презирать. Это же древнееврейское слово в 12,3 переведено как "злословить" (см. Притч. 30,23). Агарь, как и Лот, была отделена от благословенной семьи, поскольку относилась к Саре с презрением.
5 ты виновен. Только Аврам обладает правом принимать окончательное решение.
в обиде. Сара обращается к Авраму как к судье, способному восстановить справедливость.
Господь пусть будет судьею. Она обращается к высшему суду (31,53; Исх. 5,21; 1 Цар. 24,12.15). Бог защищает невиновную сторону.
6 что тебе угодно. Согласно своду законов Хаммурапи, оскорбленная госпожа в такой ситуации не могла продать свою служанку, однако имела право заклеймить ее и сделать рабыней.
7 Ангел Господень. Здесь впервые упоминается слово "ангел". "Ангел" означает "вестник". Светские посланники полностью отождествлялись с теми, кто их послал (Суд. 11,13; 2 Цар. 3,12.13; 3 Цар. 20,2-4), точно так же и Божий ангел отождествляется с Самим Богом (21,17; 22,11; 31,11 ;Исх. 3,2; 14,19; 23,20; 32,34). В других случаях ангел приносит весть о рождении ребенка (Суд. 13,2-5; Лк. 1) или же о спасении (31,11-13).
К Суру. Это название означает "стена" или "укрепление". Здесь имеется в виду египетская пограничная крепость.
8 Агарь, служанка Сарина! Ангел Господень, называя Агарь по имени, добавляет к нему слова: "служанка Сарина", т.е. в его устах эти три слова составляют единое имя, которое выражает сущность Агари, т.е. кем видит ее Бог.
9 возвратись. Отцом ребенка, которого она носит во чреве, является Аврам.
покорись ей. Т.е. покоряясь Саре, ты покоряешься Богу.
10 умножая умножу потомство твое. Еве Бог сказал: "умножая умножу скорбь твою" (3,16). Здесь же звучит благословение, весьма напоминающее то, которое было дано Авраму (15,5), и это закономерно, поскольку сын Агари сын Аврама. См. Зах.9,1.
11 услышал Господь страдание твое. Господь заботится и о Саре, и об Агари.
12 руки его на всех, и руки всех на него. Метафорическое описание кочевников, "детей пустыни", не уважающих никого, кроме своего вождя.
13 нарекла Агарь Господа... сим именем. Имя, которое Агарь дала Богу, не присуще Ему; оно, скорее, выражает то, чем Бог был для нее в тот конкретный момент.
15 сына. Его родословие представлено в 25,12-18.

2. Макинтош. Бытие 16 глава

Здесь мы видим, как Авраамом овладевает неверие и он еще раз на некоторое время уклоняется от пути блаженного и детского доверия к Богу. "И сказала Сара Аврааму: Вот, Господь заключил чрево мое" (ст. 2). Слова эти выражают обычное нетерпение, составляющее отличительную черту неверия; Авраам должен был это понять и со своей стороны терпеливо ожидать исполнения Господом милостивого обетования Его; но наше бедное плотское сердце предпочитает любое положение, кроме выжидательного: оно идет на всевозможные сделки, создает всякие планы, всячески изыскивая выход из затруднительного положения вместо того, чтобы оставаться в нем.
В коммерческом мире существует так называемая "валюта" векселя; нечто подобное находим мы и в жизни веры: обетования Божий имеют также свою ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЦЕННОСТЬ; мы оцениваем обетования Божий во столько, во сколько мы умеем ценить сущность Самого Бога. Душа покорная и терпеливая получает поэтому полную награду от Бога, ожидая от Него исполнения всего обещанного.
В случае, рассматриваемом нами, Агарь очевидно не была орудием Божиим для исполнения обетования, данного Богом Аврааму. Бог обещал Аврааму сына, но не сказал, что сын этот произойдет от Агари. Библейский рассказ повествует нам, что Авраам и Сара сообща прибегли к помощи Агари и этим навлекли на себя много неприятностей; потому что Агарь, "увидев, что (она) зачала, стала презирать госпожу свою"; но это было лишь началом всех затруднений, которые произошли оттого, что Авраам и жена его с такой поспешностью прибегли к помощи человеческой. Достоинство Сары было попрано ее служанкой-египтянкой: Агарь увидела слабость госпожи своей и стала презирать ее.
"И сказала Сара Аврааму: В обиде моей ТЫ ВИНОВЕН". В своей неверности мы склонны винить других. Сара лишь пожинала плоды своей ошибки; и тем не менее она говорила Аврааму: "В обиде моей ТЫ ВИНОВЕН; затем с позволения Авраама она придумывает средство избавиться от испытания, которое сама на себя навлекла своим нетерпением. "Авраам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И стала Сара притеснять ее, и она убежала от нее" (ст. 5-6). Но таким путем ничего достичь нельзя; притеснениями не удалось избавиться от служанки. Если мы, впадая в ошибки, терпим от последствий их, гордостью и насилием мы не можем от них освободиться. Прибегая к подобным мерам, мы лишь усугубляем зло. Когда мы согрешаем, нам должно смириться, чистосердечно исповедать грех наш и ожидать избавления от Бога. Ничего подобного не видим мы, однако, в поведении Сары: напротив, она, по-видимому, даже и не сознает греховности своего поступка; и вот, вместо того, чтобы ожидать освобождения от Бога, она сама, своими средствами, надеется освободиться от затруднения. Но все усилия, нами употребляемые для исправления наших ошибок, нами чистосердечно не исповеданных, лишь усложняют наше положение. Вот почему Господу угодно было, чтобы Агарь вернулась к госпоже своей и родила сына, но не сына обетования, а сына, причинившего испытание Аврааму и дому его, как это мы увидим впоследствии.
Назад к оглавлению

III. "ФИШКИ" К УРОКУ

Семейный портрет. Давайте нарисуем...

Для этого творческого задания вам не понадобятся ни карандаши, ни кисточки. Мы будет рисовать словесный портрет семьи Авраама. Поставьте перед группой субботней школы задание, как можно подробнее и чётче обрисовать семейный портрет этой супружеской пары.

Зачем это нужно?

Возникает вполне уместный вопрос: что это даст?

Форма проведения

Я думаю, что на этот урок СШ следует принести большой лист бумаги и маркеры. Ими вы будете записывать детали семейного портрета Авраама и Сарра. Большой лист и жирные маркеры нужны для того, чтобы все ученики могли ясно видеть ход размышлений.

Вариант 1. Рисовать словесный портрет можно в общем кругу, в ходе размышления.

Вариант 2. Если ваш класс СШ достаточно большой, разбей его на группы и каждой паре или тройке дайте часть задания. Для этого распределите наводящие вопросы среди участников.

Наводящие вопросы.

На тот случай, если все мысли иссякнут, вот вопросы, которые помогут вам, как учителю и ведущему.

  1. Происхождение супругов.
  2. Состав семьи
  3. Благосостояние семьи.
  4. Отношение семьи Авраама к Богу
  5. Отношения с окружающими и внешняя репутация.
  6. Уклад жизни - патриархальный
  7. Был ли патриарх Авраам смелым? Что заставляло его лгать (см. Быт.12:11-20)? Что он переживал, когда Сарра находилась в доме фараона?
  8. О чём, на ваш взгляд, - это следующий вопрос - велись разговоры в семье Авраама?
  9. Всё ли мирно да гладко было в семье патриарха после беременности Агари?
  10. Что традиционно думали о бесплодии Сарры?
  11. Какими моли быть отношения Авраама к Сарре, своей супруге. Почему, на ваш взгляд, патриарх-Авраам уступил просьбе женщины и вошёл к её служанке?
  12. Какие чувства Авраам испытывал к Измаилу - сыну Агари? Что мешало ему вторично послушаться супругу и выгнать Агарь с сыном?
  13. Как расставлены приоритеты в жизни Авраама?

 

Назад к оглавлению

IV. ФРАГМЕНТЫ УРОКА

Сегодня вашему вниманию фрагмент урока о полуправде. Он частично был освещён выше, в "Прогрессивных целях".

Вниманию читателей, которые получают этот еженедельник в формате TEXT! Для корректного отображения таблиц с фрагментами уроков, вам следует изменить формат рассылки на HTML. Если вам требуется помощь, свяжитесь с Администратором: admin@holy-day.ru .
Фрагмент урока "Полуложь-полуправда".
Цель: не просто честность, но доверие Богу в ситуациях, когда бывает удобнее солгать.
ВИД ВОПРОСА
ВОПРОС
?ПП
практическо-психологический
Доводилось ли вам лгать? Как это было? Какие у вас были мотивы?
Что самое страшное случилось бы, если бы вы сказали правду? Действительно ли опасность так велика или это ваше преувеличение?

аналитический
Авраам допустил себе солгать, утаить правду (Быт.12:11-13). Насколько реальной была опасность? Почему Господь отреагировал на поступок Авраама таким образом (Быт.12:16-20)?

практический
Может ли Господь защитить вас и вашу семью таким образом, чтобы вам не приходилось выходить из ситуации обманным путём?
РЕЗЮМЕ
Только доверие Богу может убедить нас поступать честно и не бояться за последствия.

 

Назад к оглавлению

 

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.