www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

 

Сегодня в выпуске:

Внимание, читательский конкурс!

"Дай списать"

Расскажи, как в твоей церкви готовятся к субботней школе? Составь и пришли на korespondo@holy-day.ru конспект одного урока.

В конкурсе участвуют темы №10-13 из пособия "Библия сегодня":

10. Библейская концепция счастья,
11. Мудрость в повседневной жизни,
12. Возрастание посредством Слова,
13. Актуальность Слова Божьего.
Присылай заявку на участие в конкурсе, и начинай писать! Заявления принимаются до 25 мая 2007 г.
Участников ждёт награда - в Царствии Божьем ;) плюс маленький сюрприз от сайта www.holy-day.ru .

 

Урок 6. Библия и наука

 

I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

1. О доказательствах

Наука и Писание говорят об одном, и не противоречат друг другу. В уроке за эту неделю упоминаются многие аргументы в пользу их единства. Знание этих фактов расширит кругозор учеников субботней школы и даст им возможность более уверенно общаться со скептиками на тему "Библия и наука".

Упоминаются такие факты:

Уважаемые учителя, я думаю, что список этих аргументов поможет вам сориентироваться в информационной базе урока.

Назад к оглавлению

2. Вера или(!) наука

Нам, верующим людям отрадно читать о том, как наука подтверждает нашу веру. Но, даже узнав и столь убедительные научные аргументы, мы не основываем своё убеждение на науке - эта мысль неоднократно звучит в уроке, и наши ученики должны её хорошо усвоить.

Может, вам не известно, что значить основывать веру на науке? Тогда пример с ссылкой на источник:

http://www.catedra.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1493&Itemid=1

Бенедикт XVI высказал свое отношение к теории эволюци

Папа Римский Бенедикт XVI не поддерживает взгляд креационистов на происхождение жизни и теорию "разумного проекта вселенной", называя себя сторонником "теистической эволюции" - учения, согласно которому Бог создал природу и человека посредством эволюции.
Как сообщает сайт CathNews, понтифик высказал эти мнения в статье, опубликованной в Германии в составе научного сборника Schoepfung und Evolution (Творение и эволюция)

По мнению Папы, научный взгляд на мир сделал мировоззрение людей более узким, и христианам следует смотреть на проблему происхождения жизни более широко. "Наука открыла нам измерение разума и принесла нам много откровений", - пишет Бенедикт XVI. Но в результате этих открытий "рождаются вопросы, выходящие за рамки канонического (научного) метода, на которые нельзя ответить в рамках науки", - пишет Папа

Бенедикт XVI считает, что с точки зрения научного метода дарвиновская теория эволюции "не может быть полностью доказана", так как мутации видов, происходившие в течение сотен тысяч лет, невозможно воспроизвести в лабораторных условиях

Папа верит, что разнообразие живой природы возникло в результате эволюции. В то же время он убежден, что эволюционный процесс слишком "рационален", и его невозможно объяснить лишь теорией случайного отбора. "Сам процесс - рационален, несмотря на ошибки и путаницу, которые возникают, когда он идет по узкому коридору, выбирая несколько удачных мутаций и используя то, что маловероятно, - считает понтифик. - Это неизбежно приводит к вопросу о том, что лежит вне границ науки - откуда берется эта рациональность"? Бенедикт XVI убежден, что ее источник - "творческий разум" Бога.

Поэтому, друзья мои, в спорных вопросах нам следует доверять более Библии, чем мнению учёных или даже представителям других конфесий.

Назад к оглавлению

3. Те, кто сомневаются в теории случайного происхождения жизни на земле

А те, кто всё же сомневаются в истинности теории случайного возникновения форм жизни - они чаще становятся приверженцами идеи внеземного их происхождения.

Сегодня много людей, увидев абсурдность теории эволюции, считают, что семена жизни были занесены на Землю инопланетянами.

" Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро" (Пс.13:1).
" Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1Кор.3:19).

Не по тому ли так происходит, что сторонники креационизма, увлекшись научными доказательствами, забыли просто-напросто рассказать о своей вере? Материал этого урока, я думаю, поможет нашим ученикам соблюсти необходимый баланс между научными аргументами и библейскими основаниями веры.

Это убеждение пригодится им в практическом христианстве, благовествовании.

Назад к оглавлению

4. Психосоматика

Этим словом принято обозначать физические недомогания и болезни, вызванные психическими состояниями.

"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Прит.17:22).

В урочнике есть описание того, как депрессия может стать причиной снижения иммунитета и частых простудных заболеваний, а повышенное чувство ответственности - привести к истощению организма и к т.н. "недомоганию по выходным и праздничным дням".

Со ссылкой на Рубрикон.
http://www.rubricon.com/

"По оценке представителей психосоматической медицины, около 50% всех органических заболеваний в индустриально развитых странах имеют психогенный характер. Наряду с гипертонией язвой желудка, тиреотоксикозом и т.п. к психосоматическим заболеваниям относят также бронхиальную астму, сахарный диабет, глаукому, ревматический артрит и др."

Поэтому предлагаю сделать акцент на "весёлом сердце". Возможно, и в ваших классах есть люди, страдающие оттого, что "унылый дух" подточил их здоровье. У вас есть возможность в ходе урока обратить внимание на исцеление, предложенное нам на страницах Библии.

"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Фил.4:4-8).
Назад к оглавлению

II. КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ

Definitum. Несколько определений

Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру
<Креационизм>.
Креационизм - учение, согласно которому все организмы были одновременно и независимо созданы Творцом в том виде, в каком они существуют сейчас.
лат.Creatio - создаю

Эволюционные теории

Материалы предоставлены проектом Глоссарий.ru

А вот определение креационизма в атеистической БСЭ.

Большая советская энциклопедия
Креационизм
(от лат. creatio - создание, сотворение) (биол.), ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию. Креационистами были многие исследователи 18 - начала 19 вв. Так, например, шведский учёный К. Линней считал, что все виды растений и животных существуют со времени "сотворения мира" и созданы богом независимо друг от друга; французский анатом и палеонтолог Ж. Кювье считал, что в течение истории Земли происходили обширные катастрофы, или катаклизмы, после которых опустошённые места заселялись организмами, пережившими катастрофу в отдалённых районах (см. Катастроф теория). Сокрушительный удар К. нанёс Ч. Дарвин, доказавший своим учением (курсив мой - Хельга) изменяемость видов и преемственность между ними. Для современного К. характерны попытки "ассимилировать" эволюционное учение, подчинив его идее божественного творения. Однако даже современный католицизм вынужден признать (энциклика 1950 папы Пия XII) возможность происхождения человеческого тела от обезьяноподобных предков, относя акт божественного творения только к "душе" человека. В современной биологии встречаются разновидности ограниченного К., признающего эволюцию лишь на видовом уровне. К. в любой форме служит орудием идеологической борьбы религии против научной биологии.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

Рекомендовано!

Я думаю, что книгу "Служение исцеления", главы"Излечение психики" и "В общении с природой", вы без труда найдёте в библиотечке - в домашней или в церковной, а вот "Genesis and Geology" из Комментария АСД можно прочитать по этой ссылке:

http://www.holy-day.ru/_arkivo/_ceteraj%20autoroj/sda_bible_commentary/Genesis%20and%20Geology.rtf

Кроме того есть книга Елены Титовой "Я восхищаюсь делами рук Твоих" Я её скачала на сайте Павлодарской общины.

Можно прочитать главу 10 "Они свидетельствуют о Творце" по ссылке:

http://www.holy-day.ru/_arkivo/_ceteraj%20autoroj/titova_elena/elena_titova_oni_svidetel%27stvuyut_o_tvortse.doc

Назад к оглавлению

III. "ФИШКИ" К УРОКУ

При желании вы можете самостоятельно разработать творческое задание "Я - учёный!". Например - геолог.

Я думаю, что это задание вызовет здоровый ажиотаж в классе! Ведь это - "козырной" аргумент эволюционистов, как-никак! Ознакомиться с предметом научного спора можно в книге Ариэля А. Рос "В начале...".

Читайте на страницах:

Назад к оглавлению

IV. ФРАГМЕНТЫ УРОКА

!!! Фрагменты, предложенные в этом разделе, вы можете использовать для составления плана урока. Обратите внимание, что это не план урока и фрагменты могут не составлять единое целое.

(Уважаемый брат или сестра, ести нижеследующий текст не отбражается на вашем компьютере ввиде ТАБЛИЦЫ, это значит, что вы получаете рассылку в текстовом формате. Чтобы поменять формат получения еженедельника вам следует изменить настройки для рассылок, которые вы указали при подписке. Если вы хотите их поменять, не знаете, как самостоятельно это сделать, свяжитесь с администратором сайта по адресу admin@holy-day.ru. Хельга).

1. Мотивация

Интересная, на мой взгляд, мотивация предложена в Пособии.

Категории

Ваши слова и вопросы на уроке

Ответы и комментарии

!

Мотивация.

 

Цитата
Представители науки и религии довольно часто, кажется, расходятся во мнениях по фундаментальным проблемам, таким как происхождение вселенной, возникновение нашей планеты и жизни на ней, природа человека, проблема зла, конечная судьба мира и человеческой расы.

Несогласие и непонимание имеет место и в рядах простых обывателей. Ученые относятся к религиозным людям, включая христиан, как к недумающим овцам, а к их лидерам - как к краснобаям, не говорящим всей правды. Верующие же воспринимают мыслящих научными категориями ученых как хладнокровных, надменных всезнаек, которые искусно пытаются разрушить их веру.
  • Насколько вы согласны с последним утверждением?
"Самое печальное заключается в том, что обе стороны в чем-то правы. Духовные лидеры и религиозные организации действительно пытались скрыть научные данные, когда они не соответствовали их интерпретации Писания. Научные материалы, в свою очередь, часто превозносят чудесные способности рационального человеческого мышления наряду с демонстрацией открытого презрения к верованиям истинных обладателей разума", - из Пособия.

?ПП

Практическо-психологический вопрос (с предисторией)

В истории отношений между наукой и религией были самы разные периоды: от благоговейных, дружеских до враждебных, взаимоисключающих. (Средневеровая церковь сжигала учёных на кострах, Декарт, Ньютон верили, что их труд направлен на то, чтобы раскрыть дело Творца).
  • Как вы думаете, каковы сегодня отношения между религиоными людьми и учёными? Между наукой и Библией?
 
Воспользуйтесь определениями креационизма из Cловаря по естественным наукам и Большой советской энциклопедии (см. выше).

 

2. Писание и наука: пути взаимодействия

Фрагмент достаточно большой. Его проведение может занять достаточно продолжительную часть урока. Зато в нём реализовано сразу несколько практических целей. Почти план урока!

Категории

Ваши слова и вопросы на уроке

Ответы и комментарии

? И

Информационный вопрос

  • Сравните, в чём Писание и наука единодушны?
  • А в чём - нет?
Вопрос наполовину информационный, наполовину аналитический.
Предлагается вспомнить тексты из Библии.

Аналитический вопрос

Критерии для проведения научных исследований и оценки результатов весьма строги. Условие объективности суждений должно быть знакомо вам, если вы защищали допломный проект или курсовую работу. Сперва формируется гипотеза, затем проводятся эксперименты - подтверждающие её или опровергающие. В конце концов сделанное предположение может так и не оказаться истинным.
  • Если научные гипотезы проходят такую тщательную проверку, почему мы сталкиваемся со столь недобросовестными науными предположениями, которые претендуют на звание истины (как то, например, гипотеза о зарождении жизни и гипотеза и происхождении видов)?
Мнение Ариэля А. Рос в книге "В начале..." таково, что в вопросах интерпритации и оценки результатов бывает нарушен принцип объективности.
Моё мнение как христианина здесь таково: добросовестные исследования так или иначе подтвердят знание, переданное Богом через Библию.

? А

Работа с Утверждениями, Анализ, возможная Дискуссиия

Утверждение.
Некоторые считают, что научные исследования должны подпитываться РЕЛЛИГИОЗНЫМ СОЗНАНИЕМ, и когда их результаты не соответствуют ВЕРЕ или УБЕЖДЕНИЯМ, мы не должны им доверять.
  • Согласны ли вы с таким утверждением?
Данный вопрос можно подать в форме "затравки" для дискуссии.
На самом деле это утверждение будет истинным, если слова РЕЛЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ, ВЕРА и УБЕЖДЕНИЯ заменить на СЛОВО БОЖЬЕ и БИБЛИЯ.

? П

Практический вопрос

  • Насколько допустимо в нашей жизни основывать свои религиозные убеждения на научных гипотезах?

Эх! Правильней буде спросить, насколько опасно это делать?

Для наглядности приведите высказывание папы Бенедикта XVI, где он демонстририрует лояльность к теории эволюци (см. выше).

  • Ким образом вы собираетесь дать отпор лжерелигиозным научным убеждениям, как, например, теистической эволюции?
!!! Этот вопрос косвенным образом вытекает из предыдущего.
"Человек, приобретший знание о Боге и Его слове на собственном опыте, имеет непоколебимую веру в Божественность Священного Писания. (...) Он не проверяет Библию человеческими научными представлениями и идеями, но испытывает эти представления и идеи Библией как безошибочным мерилом. (...) Все, что в так называемых научных доктринах противоречит свидетельству Божьего Слова, является просто ошибочными человеческими догадками" (Е. Уайт. Служение исцеления, с. 462).

! РЕЗЮМЕ

ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ РАЗМЫШЛЕНИЯ В КЛАССЕ

:)

УДАЧНОГО ВАМ УРОКА

 

Назад к оглавлению

V. :) ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬЯ О ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ И НАВЫКАХ. СПАСИБО ЗА МОЛИТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ. КАТАСТОРОФИЧЕСКИ НЕХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ!

 

Назад к оглавлению

 

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.