www.holy-day.ru
.: Дидактика субботней школы.Практикум Методические рекомендации к урокам :.

Приветствую вас!

Внимание, читательский конкурс!

"Дай списать"

Расскажи, как в твоей церкви готовятся к субботней школе? Составь и пришли на korespondo@holy-day.ru конспект одного урока.

В конкурсе участвуют темы №10-13 из пособия "Библия сегодня":

10. Библейская концепция счастья,
11. Мудрость в повседневной жизни,
12. Возрастание посредством Слова,
13. Актуальность Слова Божьего.
Присылай заявку на участие в конкурсе, и начинай писать! Заявления принимаются до 25 мая 2007 г.
Участников ждёт награда - в Царствии Божьем ;) плюс маленький сюрприз от сайта www.holy-day.ru .

 

Сегодня в выпуске:

Несколько слов о квартальном пособии

В этом квартале нам предложено для изучения пособие "Слово Твоё - светильник ноге моей: Библия сегодня". В нём встречаются темы, которые некоторые адвентисты сочли избитыми, а обсуждение этих тем - протёртым до дыр. Сама недавно разговорила с такими учителями.

Хочется верить, что среди читателей нашего еженедельника нет людей обесценивающих Слово Божье.

В защиту урочника

Несколько странно, что пособие "Библия сегодня" приходиться защищать в адвентистском кругу.

Первое, что привлекло моё внимание в учительских комментариях, это появившиеся краткие пояснения к частям урока: к "Мотивации", "Исследованию", "Практике" и к "Применению". Теперь это выглядит следующим образом.

  1. Мотивация.
    Шаг 1 в учебном цикле направлен на то, чтобы установить связь между имеющимся жизненным опытом присутствующих и темой урока. Помогите членам вашего класса ответить на вопрос: "Почему этот урок важен для меня?"
  2. Исследование.
    Данный шаг в учебном цикле охватывает материал, который должен помочь присутствующим лучше усвоить урок. Помогите членам класса ответить на вопрос: что мне нужно знать из Слова Божьего?
  3. Практика
    Этот шаг в учебном цикле должен помочь присутствующим ответить на вопрос: "Как я могу связать со своей жизнью информацию, которую только что узнал?".
  4. Применение
    Четвертый, и последний, шаг в учебном цикле призван помочь вам побудить присутствующих воплощать полученные знания в жизнь. Помогите им ответить на вопрос: "Как я могу с Божьей помощью применить на практике то, что я узнал?".

Примечательно, что подобные пояснения к частям урока появились немногим раньше в пособиях, изданных Украинским унионом. Том же я встретила и знакомое русскому учителю словосочетание "ход урока" (сравните с "цикл урока").

О "Мотивации"

Надо отдать должное разделу "Мотивация" в учительских комментариях.

Истории и примеры, которые там приводятся, воспринимаются легко, непринуждённо. Тот факт, что они были написаны иностранцем - индонезийцем по происхождению, практически не ощущается.

Может быть, это качество перевода, а может быть - особенность оригинального текста. Для сравнения: в комментариях и уроках за прошлый квартал нам встречались истории и примеры чуждые и непонятные для людей с постсоветским менталитетом.

Практические аспекты

Очень порадовало меня нынешнее квартальное пособие большим количеством практических примеров, творческих заданий и жизненных ситуаций. Они преимущественно находятся в разделах "Практика" и "Применение".

Чувствуется курс на результат! Автор не останавливается на изложении и анализе информации, а предлагает нам оценить своё собственное состояние, темпы свого духовного роста, и принять решительные действия.

Для тех, кому всё ещё скучно . . .

Для тех, кто всё же приуныл, читая содержание квартального пособия, осмелюсь сказать, что выбранная тема выигрывает дважды.

Мои пожелания учителям и руководителям отделов СШ: сместите акцент на шаги веры, на практические изменения, которые могут произойти в сердцах как новообращённых, так и "старых" членов церкви. Данное квартальное пособие располагает всем необходимым для этого.

Назад к оглавлению

" Фишки" к уроку

Упражнение "Трёхминутный тест"

Не планировала я писать рекомендации к этому уроку, но пропустить такое задание не могу!

Это упражнение "Трёхминутный тест". Автор пособия включил его в урок субботней школы. Вы можете найти его на странице 23 в учительских комментариях. На нашем сайте это замечательное задание есть. Есть и план, как провести обсуждение в группе, есть и макет для печати, чтобы раздать текст упражнения всем участникам. Да что я вам рассказываю! Жмите скорее на ссылку и скачивайте информацию.

Рекомендую!

Если ваши учителя субботней школы ещё не знакомы с таким заданием, настоятельно рекомендую сделать им сюрприз: провести упражнение "Трёхминутный тест" в учительском коллективе, разумеется, не раскрывая сразу все карты.

Практическое задание "Кто автор?"

В уроке поднимается тема о том, что книги, вошедшие в Библию, были написаны не под диктовку. Авторы Священного Писания были вдохновлены Духом Божьим, что и наложило индивидуальный отпечаток на их труды.

Я предлагаю провести с учениками задание. Пусть учитель в классе прочитает 3-4 отрывка из разных книг Библии, а ученики определят, кому принадлежит их авторство.

Примеры цитат

1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:1-9)
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
(1Иоан.4:7-12)
1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
(Лук.3:1,2)

Вопросы для обсуждения

Само собой разумеется, что вы как учитель зададите вопрос: "Кто является автором того или иного отрывка Священного Писания?". Не упустите возможность, и задайте уточняющий вопрос: "Какие детали повествования подтолкнули вас к такому выводу?".

 

Назад к оглавлению

Фрагмент урока

Фрагмент урока "Влияние Священного Писания"

?ПП
Практическо-психологический вопрос
Пользуется ли Священное Писание авторитетом в обществе, где вы вращаетесь? Как относится к нему правительство, пресса, культура?
!
Работа с цитатой
Послушайте, как Джон Ричард Грин рассказывает о великом пробуждении в Англии в эпоху Елизаветы, причиной которого стало чтение Библии. (См. на стр. 33-34 учительских комментариев)
"Англичане стали народом книги, и этой книгой была Библия. Ее читали в церквах и в домах, и где бы ни звучали ее слова, они зажигали в восприимчивых сердцах удивительный энтузиазм. Даже как литературный памятник английский перевод Библии остается достойнейшим образцом хорошего английского языка. Но влияние этой Книги на характер людей оказалось куда более важным. Елизавета могла заглушить раздававшиеся с кафедр голоса или напоить их на свой лад, но сделать то же самое с великими проповедниками справедливости, милосердия и истины, черпавшими вдохновение из Библии, она не могла. Изменился сам дух народа. Старая концепция жизни и человека сменилась новой. Новый нравственный и религиозный импульс забился в каждой прослойке общества" (John Richard Green, A Short History of the English People, ch. VIII, sect. 1).
Впечатляет ли вас размах влияния Слова Божьего?
Почему сегодня не происходят такие перемены? Возможно ли, чтобы подобное пробуждение произошло сегодня в моей стране или в моей церковной общине?
Что для этого нужно?

Практический вопрос
Производит ли Библия сегодня перемены в моей жизни?
Что я могу сделать, чтобы позволить Слову Божьему коснуться моего сердца?

 

 

Знания, умения и навыки. Часть 1

Любочка

Как-то раз Любочка, молоденькая учительница математики, захотела поменять место работы и устроиться безнес-тренером в одну крупную торговую компанию. В это время Любочка получала 2-е высшее образование в области психологии, и надеялась, что её педагогический опыт плюс новые знания произведут на работодателей хорошее впечатление.

Специалист отдела кадров, внимательно прочитав её резюме, вежливо ответила: "Я вижу, Любовь Ивановна, что у вас есть опыт проведения занятий в группе: своим ученикам к школе Вы даёте твёрдые систематические знания. И, тем ни менее, работа бизнес-тренера в компании требует от ведущего гораздо больших усилий. УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ ДАЁТ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ, А ТРЕНЕР В МАЛОЙ ГРУППЕ - ПРИВИВАЕТ НАВЫКИ. Мы не может взять вас на работу, - ответила кадровик, - потому что у Вас нет тренерского опыта. Нам необходимо, чтобы сотрудники, проходя обучение в группе у бизнес-тренера, приобретали устойчивые навыки и умения, которые должны выдержать проверку временем ".

История с Любочкой - вовсе не плод художественной фантазии. Мне довелось быть свидетелем этого разговора у себя на работе. Я, конечно, могла бы поспорить с сотрудником отдела кадров: учитель в школе даёт детям не только знания, но и умения, и навыки, но мне (а, я думаю, и вам) будет более интересно рассмотреть знания умения и навыки с точки зрения проведения уроков в субботней школе и в малых группах.

Прежде, чем я продолжу развивать эту тему (а продолжение статьи появится в следующем выпуске рассылки), я хочу узнать ваше мнение.

Мои вопросы

Уважаемые читатели, буду очень вам признательна, если вы найдёте 5-10 минут чтобы ответить на несколько вопросов.

  1. Чувствуете ли вы разницу между ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ? В чём, по-вашему, она заключается?
  2. Какое отражение это находит в служении учителя субботней школы?
  3. КАКИМ ОБРАЗОМ можно привить навык ученику взрослой субботней школы? ЧТО нужно для этого сделать? Какие инструменты есть для этого в распоряжении учителя?

Ваши ответы

Дорогие читатели, свои ответы вы можете присылать до 15 апреля 2007 г., и сделать это можно двумя способами:

Ваши самые лучшие ответы будут опубликованы. Пожалуйста указывайте своё имя и город : .

Как сделать из этого занятие для учителей?

Обращаюсь к руководителям отделов субботней школы.

Продолжение статьи будет посвящено методам преподавания и постановке целей. Если вы хотите провести занятие с учителями на эту тему на следующей неделе, на этой неделе я предлагаю вам провести актуализацию знаний.

Буду рада получить от вас обратную связь, как прошла актуализация зананий по этой теме.

Желаю вам благословенных уроков субботней школы!
Хельга.