www.holy-day.ru
.: Методические рекомендации к урокам субботней школы :.

Урок субботней школы, который мы изучали на этой неделе, был посвящён исследованию 8-й главы Книги Екклесиаста. Этот материал поможет учителю обсудить тему в группе и подвести учеников к позитивным изменениям - шагам веры.

Содержание

Урок 9. Глядя сквозь тусклое стекло

Перед нами очень интересный и практичный урок субботней школы и, наверно, неразумно будет обсуждать его в группе, приводя АБСТРАКТНЫЕ ПРИМЕРЫ.

  • Можно долго рассуждать о несправедливости вообще, но так и не научиться, испытывая на себе несправедливость, до конца полагаться на мудрость Бога;
  • Можно долго и хорошо рассказывать о доверии Богу в условиях неопределённости, но так и не примерить это к своей жизни.

Итак, учителя!
Я предлагаю сделать этот урок уроком ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

Давайте придумаем несколько ситуаций и предложим группе субботней школы рассмотреть их на уроке. Подробности далее.

Практические перемены.
Что может измениться в моих учениках после изучения этого урока?

1. Отношение к государственной (и другой прочей) власти

Урок этой недели закрепит в сознинии наших учеников библейское отношение к власти. Тут же можно поразмышлять:

  • молимся ли мы за власти нашего города и нашей страны? как часто?
  • когда наши ближние поливают начальство грязью, говорим ли мы о библейском взгляде на власть или присоединяемся к их мнению?

На эту тему смотрите ниже творческое задание "Разговор с другом".

2. Когда государственные законы вступают в конфликт с Божьими заповедями

Поскольку мы живём в придверии Второго пришествия Христа, я думаю, нам следует быть готовыми в т.ч. и к таким поворотам событий.

Этот урок поможет верующиму человеку повиноваться "слову царскому" до тех пор, пока оно не противоречит заповедям Царя царей.

Есть интересное практическое задание на эту тему! Читайте далее.

3. Доверие Богу в непонятных ситуациях

Абсолютное доверие Богу, что бы ни случилось - вот чему нам необходимо учиться. И пусть этот урок не решит всех проблем доверия, тем ни менее, он воскресит в нашей памяти библейские тексты, которые ещё долго будут напоминать нам о той помощи, которую обещает Господь доверившимся Ему.

Эта цель - практическая перемена, которую мы ожидаем увидеть в наших учениках - тесна связана с предыдущей. Чтобы возвысить свой голос против государства, заставляющего нарушать Божьи заповеди, необходимо глубокое доверие Богу. Доверие необходимо тогда,

  • когда тебе угрожают увольнением с работы,
  • применяют экономические санкции,
  • когда наклабывают штраф за соблюдение Божьих заповедей,
  • когда всё это может обернуться тюремным заключением и даже физической расправой.

4. Как относиться к несправедливости?

Одна из целей этого урока - отвести свой взгляд от "всеобщей несправедлиости" и направить его на анализ собственной жизни.

Господь не дал нам исчерпывающего объяснения, почему существует несправедливость, почему праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых и наоборот? Вместо этого Он призывает нас наблюдать за своей жизнью: жить по вере в послушании, жить полагаясь на заслуги Христа.

Этой цели стоит достигнуть на уроке субботней школы.

Комментарии Новой Женевской Библии к 8-й главе Книги Екклесиаста

1 мудрый. См. ком. к 7,19.

Я цитирую из 7-й гравы:
19 - 8,5 Соломон исследует глубины как мудрости, так и греха.
19 мудрого. Мудрость обладает могуществом и способна воодушевлять.

2 клятвы пред Богом. Т.е. присяга на верность (ср. Рим. 13,1-5; 1 Пет. 2,13-17).

5 .6 время и устав. В ст. 5 эти слова касаются отношения к царю (8,2-4), а в ст. 6 - к Богу, повелевающему всем в мире (ср. ст. 7,8 и 3,1-8).

8 не властен. Человек не властен над злом или смертью. Только у Христа есть такая власть (1 Кор. 1,24; 15,24-27; ср. Рим. 37-39).

9 во вред ему. Возможно, Екклесиаст подразумевает имеющих власть, но не умеющих пользоваться этой Богом данной им властью (ср. Рим. 13,3.4).

10 забываемы. Точнее: "были забываемы в городе те, которые поступали праведно". Речь идет о несправедливости, когда нечестивые удостаивались почетного погребения, а праведники лишались его.

12 я знаю. Уверенность Соломона в его знании основана на обширных наблюдениях и глубоких размышлениях над словом Божиим.

12 .13 благо будет... не будет добра. Бог отличает истинно почитающих Его от лицемеров и воздаст праведным и нечестивым на Своем суде.

14 на земле. В настоящей жизни праведные и нечестивые не всегда получают по делам своим.

15 похвалил. Радоваться жизни - естественно для человека, ибо все "дни жизни его" даны ему Богом. Жизнь следует принимать с радостью и благодарить Дарителя.

17 все дела Божий. См. 7,13; 11,5. Здесь - главная мысль третьего цикла книги Екклесиаста (6,8 - 12,7 и ком.). См. Введение: Особенности содержания и темы.

не может постигнуть. Даже мудрые не в состоянии оценить дела Божий.

"Фишки" к уроку

Итак, мы внедряем в урок несколько практических ситуаций. Они даны для того, чтобы, ознакомившись с проблемой главного героя, участники размышления могли не только представить себя на его месте, но и найти христианский выход из сложной ситуации.

"Разговор с другом" (Моя позиция по отношению к государственной власти)

Эта ситуация построена как диалог с открытым финалом. Есть начало, а конец - надо дописать в ходе выполнения задания. В диалоге участвуют двое: верующий человек и его любознательный друг. В разговоре верующий вынужден обосновать свою позицию в отношении власти.

Друг Верующего: Послушай, <имя>, я слышал, что ты читаешь Библию, и не такой как все. Это правда?

Верующий: <ответ>.

Д. В.: Жизнь в нашем городе неспокойна, всюду волнения и недовольства. А ты, почему ты никогда не выступаешь против государственной власти?

В.: <ответ>.

К ситуации есть макет для печати. Это текст задания удобно расположенный на листке бумаги. Готовый макет избавит вас от необходимости выписавать задание от руки или печатать его на компьютере. Просто скачайте его, следуя инструкциям, и отправьте на принтер.

Как провести это задание?

Это очень просто. У вас есть, как минимум, 3 варианта.

  1. Вы можете прочитать условие этого творческого задания перед всей группой и дружно - коллективно - составить ответы Верующего (наименее перспективный, на мой взгляд вариант);
  2. Вы можете разделить класс на 2 или 3 больших команды, и каждой их них дать это задание.
    На размышление даётся 5 минут.
    Подведение итогов лучше всего сделать по ролям: от каждой команды 2 представителя разыгрывают эту ситуацию;
  3. И, наконец, вы можете разбить класс на пары, и каждой из паре дать задание.
    На размышление так же даётся время.
    Подведение итогов - как обсуждение в общем кругу. Лучшие диалоги зачитываются.

"Допрос" (Когда государственные законы вступают в конфликт с Божьими заповедями)

Ситуация "Допрос" более сложная (это на мой взгляд). Она заставит вас почувствовать себя в роли арестованного за Слово Божье. В этом задании верующему человеку - арестанту - предстоит объяснить следователю, каким образом законы страны могут вступать в противоречие с Божьими заповедями. Ситуация содержит угрозу и обольщение: следователь обещает освободить заключённого в обмен на отречение от религиозных взглядов.

Первое, что пришло мне в голову, когда я очнулся после потрясения, - это отрывки из Библии, заученные мною ещё в далёком детстве: "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре", "Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей" (Лук.18:7,8; Ис.41:10).

Тяжёлые времена настали, - подумал я, - арестовывают искренних верующих, закрывают молитвенные дома, разгоняют собрания. Верно написано, что "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2Тим.3:12). Вот и пришёл мой черёд засвидетельствовать о своей вере.

Лязг железного засова резко оборвал мои мысли. В дверном проёме появилось двое крепких мужчин. Кто-то назвал мою фамилию и меня повели на допрос.

- Чем вы докажете, что являетесь законопослушным гражданином своей страны? - обратился ко мне следователь.

- <Ответ арестованного>

- Я вижу, что вы хорошо отзываетесь о государственной власти, и, тем ни менее, вы согрешили против неё. Вы бессовестно нарушили около 10-и статей РК - Религиозного кодекса нашего государства. Вы лжёте, когда называетесь законопослушным гражданином. Я хочу услышать ваши объяснения!

- <Ответ арестованного>

- А почему бы вам не изменить свои религиозные взгляды? Жалко мне губить такого человека. Я обещаю освободить вас в обмен на клятву верности.

- <Ответ арестованного>

Вот такое задание... Что-то грустно мне стало. Уж больно суровое это испытание для верующего человека.

Как провести творческое задание в группе? Хороший вопрос. Смотрите выше рекомендации к проведению "Разговора с другом".

К этому заданию также есть макет для печати. Можно скачать!

 

Материал подготовила Хельга
amikino@rambler.ru

Читательский клуб

"Дай списать"

"Дидактика субботней школы.Практикум" предоставляет читателям - учителям субботней школы возможность публиковать план-конспекты к урокам. Теперь ознакомиться с работами коллег стало проще.

ДАЛЕЕ... >>

 

1 ГОД работы

6 сентября 2007г. мы отметили годовщину открытия сайта "Дидактика субботней школы. Практикум".

По случаю такого праздника всем читателям подарок - фоновый рисунок для рабочего стола с цитатой из Библии.

СКАЧАТЬ >>

 

Подпишитесь!
Подписка - самый оперативный способ получать еженедельные методические материалы по работе субботней школы.
Рассылки@Mail.ru
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах
Архив выпусков
Найдётся всё!
Рассылки@Mail.ru
Поиск по Архиву
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах
Сколько нас сейчас?

Content.Mail.Ru