www.holy-day.ru
.: Методические рекомендации к урокам субботней школы :.

В сегодняшнем выпуске:

Урок 7. В погоне за ветром

Вот мы и дожили до середины квартала! Провели 6 уроков, изучили в группах почти половину книги Екклесиаста. Урок 7 предлагает нам провести глубокое исследование - кульминационное для всего урочника - и сравнить 12 высказываний Соломона со словоами Иисуса из Нового Завета. Итак по порядку.

Что может измениться в моих учениках после изучения этого урока?

1. О Родине

Ученики утвердятся в мысли, что не этот мир является нашей вечной родиной.

2. ПРЕходящие ценности (т.е. те, которые уходят)

Этот урок научит опасаться привязанности к миру, который однажды исчезнет навсегда. Мирские заботы, погоня за делами, накопление ценностей - это и многое другое может отвлечь нас от вечных ценностей. А время близко!

Вкладывайте в небесную сокровищницу!

3. В чём смысл долгой жизни?

В чём, вообще, её смысл? - на этот вопрос тоже можно найти ответ в течение урока.

Что бы вы выбрали: долгую жизнь мирского человека или насыщенную, но не слишком продолжительную, жизнь христианина?

4. Семья

Этот урок поможет обратить внимание на взаимоотношения в семье, и задуматься об их возможном преобразовании.

Практические задания

Могу предложить 2 творческих задания к этой теме.

Сравнение 12-и пар текстов

В комментариях для учителей нам предлагается провести практическое задание в группе. Это задание описано на стр 114 (раздел Исследование). Речь идёт о сравнении 12-и высказываний Екклесиаста со словами Иисуса из Нового Завета.

Эти тексты подобраны из разных глав книги, и по смыслу являются немыми вопросами Соломона о смысле жизни и о том, что будет после неё?

Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?
(Еккл.6:12)

Этот вопрос красной нитью проходит через всю книгу, поэтому имеет смысл уделить этому время на уроке.

В урочнике есть подробное описание этого задания. Тем ни менее, прочитайте следующий раздел...

Чего не видно при беглом прочтении?

Обратите внимание, что это исследовательское задание разбито на 2 этапа.

  1. Сперва членам группы предлагается прочесть все стихи из книги Екклесиаста,
    сделать обобщение.
  2. Затем зачитать все высказывания Иисуса на эту тему,
    и только потом подвести ИТОГИ:
    • подтверждают ли слова Христа слова Соломона?
    • разъясняют ли они их?
    • или представляют в совершенно ином свете?

Я не стала вникать, почему автор "Пособия" предпочёл сравнивать все тексты разом, вероятно на это была своя причина.

Диалог апостола Павла и Соломона

Предлагаю такое творческое задание. Разделите класс субботней школы на 2 подгруппы. Каждая из них будет представлять сторону апостола Павла, отвечать, опираясь на его послания, можно от первого лица ("когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если..." ).

Вы задаёте вопрос от лица Соломона - каждой группе свой, и говорите, откуда следует почерпнуть ответ Павла. Засекаете время. Потом подводите итоги: представитель каждой группы (от лица ап. Павла) отвечает на вопрос Екклесиаста (не забудьте вопрос снова озвучить).

Кождой группе

  • задайте вопрос из книги Екклесиаста
  • и дайте отрывок из посланий ап. Павла, где следует искать ответ.
 
Для 1-й группы
Для 2-й группы
Вопрос Соломона:
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
(Еккл.3:20-22)
1 И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет.
2 И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
3 а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
(Еккл.4:1-3)
Отрывок, откуда следует почерпнуть ответ ап. Павла
Отрывок общий: 1Фес.4:13-18 и 1Кор.15:12-58.
 

Подробнее об элементах структуры урока

В предыдущих выпусках мы затронули с вами глубокую тему: ход урока и его структура. Мы коснулись разных исторических вопросов и выяснили, что элементы хода урока - то, из чего он состоит, - не новы.

В 17 веке они были обозначены чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Его книга "Великая дидактика" (которую правдиво можно назвать "азбукой" учителя), адресована, кроме всего прочего, пасторам и церковным учителям.

В предыдущей статье мы разобрали, какие структурные элементы могут встречаться в ходе урока. Их три. Коменский называет их:

  1. Чувственное восприятие,
  2. Объяснение
  3. и Ступень упражнений

Названия и способы представления их классу несколько видоизменились, но суть осталась та же. Вот как мы их называем:

Структурные элементы хода урока в описании разных авторов

У Коменского.
Взято из книги "Великая дидактика"
В "Дидактике СШ. Практикум"
( примеры с последовательности
?ПП-?А-?И-?П-РЕЗЮМЕ
и как она работае можно посмотреть на странице Дидактика сайта
www.holy-day.ru в разных статьях)
В текущем (1'2007)
"Пособии по изучению Библии с комментариями для учителей"
Начало.

Ключом кобучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное обучение. Прежде предмет... Это положение является универсальным,золотым правилом обучения. Чувственное восприятие и есть первая ступеньобучения.
Наглядное слово
+ Практическо-психологический вопрос (?ПП)
Мотивация

связывает опыт учащихся с содержанием урока. Помогает ответить на вопрос: почему этот урок важен для меня?
Продолжение или Объяснение

Словесные пояснения учителя, сравнения,обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в сознинии учащихся.
Один или несколько аналитических вопросов (?А), построенных на более глубоком исследовании библейских текстов.
Исследование

предлагает учащимся информацию, которая поможет им лучше понять урок, и ответить на вопрос: что мне нужно узнать из слова Божьего?
Конец или Ступень упражнений

Знание будет полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. Эту третью ступень Коменский называет ступенью упражнений. Упражнениям Онпридает настолько важное значение, что отводит им 2/3 урока.
Практические вопросы (?П). Они помогают ученикам сделать шиг веры (принять решение, совершить действие). Предполагаемые изменения в жизни учеников класса я советую записывать в молитвенный журнал - для этого мы и составляем "Что может измениться в моих учениках после изучения этого урока?".
Практика

помогает членам класса найти ответ на вопрос: как мне воплотить информацию, которую я только что узнал?

обозначено не явно

Включено в практические вопросы и резюме.

Применение

поможет ответить на вопрос: что я с помощью Божьей могу сделать с информацией, которую узнал из урока?
Учитель должен побудить членов класса принять решение в ответ на изученные испины.

Из этой таблицы видно, из каких элементов может состоять урок субботней школы. Позже мы поговорим о разнообразии вариантов, как эти элементы объдинить в стройную структуру хода урока.

Хельга
amikino@ rambler.ru

Не сочтите за труд, ответьте на несколько вопросов...

[Poll 682]
Читательский клуб

"Дай списать"

"Дидактика субботней школы.Практикум" предоставляет читателям - учителям субботней школы возможность публиковать план-конспекты к урокам. Теперь ознакомиться с работами коллег стало проще.

ДАЛЕЕ... >>

 

1 ГОД работы

6 сентября 2007г. мы отметили годовщину открытия сайта "Дидактика субботней школы. Практикум".

По случаю такого праздника всем читателям подарок - фоновый рисунок для рабочего стола с цитатой из Библии.

СКАЧАТЬ >>

 

Подпишитесь!
Подписка - самый оперативный способ получать еженедельные методические материалы по работе субботней школы.
Рассылки@Mail.ru
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах
Архив выпусков
Найдётся всё!
Рассылки@Mail.ru
Поиск по Архиву
Субботняя школа для учителей. Методика преподавания в малых группах
Сколько нас сейчас?

Content.Mail.Ru