Приветствую всех подписчиков и обозревателей Интернета - читателей сайта www.holy-day.ru ! Вот наконец-то, оправившись от вирусного вторжения, я и мой компьютер - а болели мы одновременно - готовы представить вам свежие идеи к следующему уроку субботней школы и дидактические статьи.

Содержание

Содержание

Материалы к уроку субботней школы

Цели, или что может измениться в моих учениках после изучения этого урока

Идеи к уроку

Статьи из раздела "Дидактика"

Цели. Зачем они? Зачем их столько?

 

 

 

Материалы к уроку субботней школы

Урок 10. Цена двуличия

 

Начнём с того, что мы как учителя ожидаем от урока.

Цели, или что может измениться в моих учениках после изучения этого урока

Цель 1.  Оправдывает ли цель средства?

Можно ли получить благословение нечестным путём? Иаков посчитал, что можно. Он решил поторопить Божью руку в исполнении обетования. Давайте поразмыслим  в классе, какие благословения, обещанные нам Богом, мы торопимся взять нечестным путём (добрачные отношения, например)?

 

Цель 2. Купля - продажа

Первородство было привилегией священства. Случалось ли вам за ничтожную цену изменить своим духовным принципам подобно Исаву? Как вы относитесь к своему духовному священству?  Обсуждение этой темы в классах поможет, в том числе, обратить внимание на наши духовные ценности и не делать их предметом купли-продажи.

Цель 3. "Теперь ты благословлён Богом... "

Лично я не знаю, что именно  подвигло царя Авимелеха прийти к Исааку в сопровождении военачальника и друга и просить заключить с ними союз. Они сказали: "Мы ясно увидели, что Господь с тобою, …теперь ты благословен Господом".

 

Чтобы воскресить в нашей памяти благословения, автор квартального пособия по изучению Библии предлагает написать псалом-благодарность Господу за то, чем Он щедро нас благословляет. Пусть это будет коллективная работа на уроке СШ. Каждый участник группы может составить по 1-2 предложения, из которых учитель составит псалом вашего класса.

Цель 4. О милосердии и благодати

Бог милостив. И хотя поступок Иакова нельзя ставить в пример, Бог был с ним и благословлял его. Если в вашем классе есть люди, оплакивающие свои прошлые неблаговидные поступки, то отношение Бога к Иакову покажет им безграничность Божьего милосердия по отношению к тем, кто по-настоящему раскаивается в своих грехах.

Цель 5. О греховных мотивах

На стр. 61 квартального пособия по изучению Библии автор предлагает нам взвесить и оценить поступки всех героев этой истории: Исаака, Ревеки, Иакова и Исава. Каковы их ошибки и движущие мотивы? Что могли бы сделать мы, оказавшись на месте каждого из них в критической ситуации! Рассуждение на эту тему подведёт класс субботней школы к мысли, что всякое дело стоит доверять Господу, Который всё усмотрит.

Цель 6. О том, как Бог близок

Учителя, не пожалейте 10 минут времени на то, чтобы предоставить группе возможность поделиться опытами о том, как Бог был близок к ним. Все истории в Священном Писании, в которых мы читаем о чудесных откровениях, пробуждают и в нас самих жажду близкого общения с Богом. Цените такие моменты на уроках, они дороже, чем сухие наставления.

Подобно тому, как Иаков получил откровение от Господа во сне, мы также можем поделиться в классе своими опытами с Богом, и наш пример побудит сердца братьев и сестёр искать близких отношений с Богом.

Цель 7. О планах

Подумайте о деле, которое вы совершаете ради Господа. (Возможно, вы учитель, дьякон, или поёте в хоре, а может вы стремитесь привести свою семью в церковь или намереваетесь организовать благотворительное мероприятие). Всегда ли для осуществления Божьего дела вы используете Его средства или иногда ваши методы достижения цели идут вразрез с Божьим учением?

Идеи к уроку

Отклики (см. цель 6)

На этом уроке есть возможность поделиться своими опытами. Учителя, не упускайте такую возможность. Когда ваша группа делится опытами общения с Богом, это воздействует на человека сильнее, чем сухое назидание учителя о том, как хорошо это делать.

Одной из целей отдела субботней школы является общение. Заметьте, не ваше с группой (возможно, вы достаточно много говорите на уроке), а внутри группы – между членами класса.

На этом уроке предоставляется возможность обсудить откровение, которое получил Иаков от Господа во сне и поделиться своими опытами близкого общения с Богом.

Ролевая игра (см. цель 5)

Теперь, когда вы точно знаете, как должны были поступить библейские герои - Исаак, Ревека, Иаков и Исава – в своей сложной ситуации, попытайтесь поставить себя на их место и ответить на провокационные вопросы. Вот примеры того, какими могут быть вопросы главным героям.

1. Продолжите монолог Иакова таким образом, чтобы в нём был правильный выход из ситуации:

"Если я скажу, что Ревека – жена мне, то убьют меня жители сего места. Как мне быть?.. Я решил, я скажу… "

Тексты для размышления: Быт.26:6-12

2. Проведите спонтанный диалог между Исавом и Исааком – отцом и сыном – по поводу жён-чужестранок. (Быт.26:34,35)

Исаак: "Исав, сын мой, почему ты решил взять себе в жёны иноплеменниц?"

Исав: "      "

И т.д.

3. Вообразите диалог между Ревекой и Исааком в тот момент, когда она умоляет мужа благословить младшего сына Иакова, как было предсказано ей в откровении.

Ревека: "Исаак, дорогой, благослови младшего сына, ты же знаешь, волю Божью о том, кто из сыновей получит благословение. Помнишь, какое откровение я получила от Бога?".

Исаак: "Ты просишь так, потому что любишь младшего сына, а я люблю старшего – Исава".

Ревека: " … ".

И т.д.

4. Предложите группе продолжить монолог Ревеки, в котором она обдумывает планы, как бы хитростью завладеть первородством, но потом одумывается и вспоминает о Господе.
5 Представьте себе ситуацию и составьте диалог, в котором Ревека склоняет сына прибегнуть к обману, а он находит в себе силы отказаться от нечестных методов и полагается на Господа.
6. Составьте монолог обманутого Исава, который после всего произошедшего вместо того, чтобы грозиться убить брата находит в себе силы поступить иначе.

И так далее, далее.

 

Торг уместен? :) (см. цель 2)

Предложите в классе такой торг. (Конечно, кто-то может догадаться, зачем это вы делаете, но тем ни менее, это хорошее начало для практико-психологического вопроса).

Принесите какое-нибудь угощение (подойдут яблоки, конфеты, печенье, шоколад и прочие сладости) и предложите это всё на следующих условиях.

"Или до урока мы разделим 1 шоколадку на всех, и всем достанется по одному ма-а-аленькому кусочку, или в конце урока каждый получит по целой большой шоколадке – но для этого надо будет дотерпеть до конца беседы".

Разумеется, вы поняли о чёт идет речь, и улыбнулись :) .

Это наглядная иллюстрация того, как Исав ради сиюминутной выгоды (чечевичной похлёбки) пренебрёг будущими благословениями. Спросите своих учеников, есть ли что-то общее между сиюминутным желанием Исава удовлетворить свои потребности в еде и нашим сиюминутным желанием быстрее получить сладкое (несмотря на то, что в конце урока вам могла достаться большая-пребольшая порция).

Завершить размышление можно вопросом, что в жизни каждого из нас напоминает сиюминутное желание получить что-то здесь с сейчас, не дожидаясь Божьих благословений?

Детали

Разумеется, если вы хотите "поторговаться", вам, как ведущему, необходимо будет самому купить или испечь угощение.

 

Если идея торга кажется вам интересной, но вы не хотите играть в "детские игры", что ж, просто расскажите историю о таком эксперименте. Он проводился среди детей. Надо заметить, что большинство детей решило взять 1 конфету до урока, чем много-много конфет в конце занятия. Я не берусь комментировать этот эксперимент, но вероятно в старшем возрасте они приняли бы другое решение.

 

 

 

Статьи из раздела "Дидактика"

Вероятно, вы задавались вопросом, что это за цели и зачем я ставлю столько много целей. Кажется, я когда-то отвечала, но будет не лишним, если повторюсь.

 Цели. Зачем они? Зачем их столько?

 

Вести разговор о целях обучения можно по-разному, и сразу в нескольких направлениях – это как алгоритм с ветвлением или развилка дороги у большого камня. Вот, например.

Если кто-то случайно спросит у вас, каковы цели и задачи субботней школы, вы, возможно, без затруднения ответите:

- Изучение Писания,

- Общение,

- Распространение вести Евангелия окружающим людям,

- Забота о глобальной миссии;

 

А если спросить: «Какие результаты своей работы вы непременно хотели бы увидеть?», или «Каких шагов веры вы ожидаете от своего класса?», то ответа можно не получить и вовсе.

 

Предлагаю вам, дорогой читатель, эксперимент

Попытайтесь вспомнить, какую цель преследовал минувший урок субботней школы? Не напрягайте память, откройте свои конспекты. Нашли? Что, не было цели? Ай-ай-ай! Догадались в «Комментарии» заглянуть? Вот, вот… 

Ну, постойте, это же не ваша цель! Как это – чья?! Это цели составителя «Пособия по изучению Библии». А ваша цель осталась где-то там, за кадром сознания. Вы её ещё не придумали, и потому нет смысла сравнивать, достигли вы этой своей цели или нет.

 

На мой взгляд, среди учителей есть проблема: зачастую они проводят уроки бесцельно. Они не знают, чего добьются в итоге, и приведут ли их действия к результату? Учителя смутно представляют себе, чего хотят от класса? Проведение беседы в группе в субботу утром часто называют такими словами, как «пройти урок» или «разобрать урок», а это значит, что суть занятия сводится к бесцельному нудному процессу.

Поэтому я предлагаю наметить ЦЕЛИ !

При подготовке к уроку субботней школы, я мысленно задаю себе один и тот же вопрос.

Какие положительные изменения могут действительно произойти в моих учениках после изучения этой темы?

 

Вы, наверное, помните, как когда-то в субботней школе было «Пособие по изучению Библии», основанное на Книге пророка Ионы? На семинаре в Ижевске учителя изъявили желание в начале квартала исследовать этот урочник от начала до конца, чтобы определить, какие положительные изменения могут действительно произойти в наших учениках после изучения не только одного урока, но и полностью уроков всего квартала. Сразу скажу, что это не простое задание. Чтобы выполнить его без чрезмерной нагрузки мы разбились на группы и провели полный анализ квартального пособия в двухнедельный срок. Как это выглядело можно почитать здесь.

Преимущества такой постановки целей

Курс на результат.

Глупо ожидать исполнения невысказанных желаний. Также глупо ожидать какого-то результата без постановки целей. Уже сам факт, что вы наметили цели, является ступенью к тому, что они станут реальностью. Поэтому смело ставьте перед собой цели, и в молитве представляйте их Господу.

Молитвенный журнал.

Вы самостоятельно можете составить такой список целей (целевой план) с учителями и пользоваться им в качестве молитвенного журнала на квартал. Т.е. вы теперь знаете, о чём молиться Господу, и предвидите, какие шаги веры может сделать ваша группа субботней школы.

Ориентирование на местности.

Подобный анализ урочника на квартал вперёд поможет избежать повторений и накладок. Составив целевой план-квартал, вы никогда не запутаетесь в очерёдности целей. По своему опыту скажу, что в квартальных пособиях по изучению Библии есть мысли и темы (и цели также), которые сам автор освещает сразу в нескольких уроках (это метод цикличности в обучении). Дойдя до такой темы, вам захочется развить её максимально; возможно вы приложите много старания для этого, но ваши усилия будут напрасны, если она раскрыта в следующем уроке.

На самом деле преимуществ целевого плана много. Возможно, вы сами допишите сюда ещё пару-тройку аргументов.

Вопрос. А почему бы ни воспользоваться теми целями, которые предложены в «Пособии по изучению Библии с комментариями»?

Хороший вопрос. Давайте на него ответим.

Ниже я привожу сравнение: как сформулирована цель в урочнике за 2-й квартал 2006 г. и в нашем целевом плане.

В «Пособии по изучению Библии»

В целевом плане

Подчеркнуть, что Святой Дух – отдельная Личность Божественной троицы, равная остальным.

Сформировать убеждение, что Святой Дух – это отдельная и уникальная Личность Троицы.
(Сформируется убеждение…).

Раскрыть и описать потенциал тех, кто всецело посвятил свою жизнь делу, совершаемому Святым Духом.

Призыв полностью посвятить жизнь делу, которое совершает Дух Святой.
(Ученики полностью посвятят жизнь…)

Раскрыть два основных пути, которыми Святой Дух освещает нас.

Испытать на себе лично освящение Духа.
(Испытают на себе лично освящение…)

Обсудить вопрос, насколько важна вера, послушание и единство в церкви.

Призыв укрепить церковное единство через веру и послушание.
(Единство в церкви укрепится…)

Подчеркнуть необходимость принятия и использования даров Святого Духа.

Побудить использовать свои духовные дарования.
(Духовные дары будут использоваться…)

Показать, насколько важно, чтобы верующий в согласии с Божьей волей, принёс плод Духа.

Призыв жить в согласии с волей Божьей и приносить плоды Духа.
(Члены группы будут приносить плоды Духа, и жить в согласии с волей Божьей)

Обсудить необходимость личного приготовления к принятию позднего дождя.

Призвать ежедневно уделять время  личному приготовлению к принятию позднего дождя Святого Духа.
(Ученики будут заниматься личным приготовлением…)

 

Как видите, «Пособие по изучению Библии с комментариями» и целевой план не противоречат друг другу, а гармонично дополняют. Это значит, что при составлении целевого плана (напомню: «какие положительные изменения могут действительно произойти в моих учениках после изучения этой темы?») вам удобно будет пользоваться также и целями, написанными автором урочника. Говоря о различии между целями в квартальном пособии и в целевом плане, можно заметить, что ориентир на результат более присутствует в последнем, а постановка целей в урочнике – более размыта и менее способствует достижению шагов веры – т.е. практических изменений.

Вопрос. "Прогрессивных" целей много, времени на урок отведено мало. Что делать?

Подобных прогрессивных целей в одном отдельно взятом уроке может быть достаточно много для того чтобы успеть их хоть как-нибудь задеть. Это правда. Поэтому для проведения урока вам необходимо выбрать из них только те, которые более других подходят для вашего класса или соответствуют проблеме, сложившейся ситуации, обстановке и пр. Пусть это вас не пугает, при множестве целей у вас всегда будет из чего выбрать.