Содержание

 

До сего времени публикации в рассылке и на сайте были посвящены преимущественно теме "Секреты психолога", а сегодня я предлагаю вашему вниманию новый раздел "Виды вопросов на уроке субботней школе". Вас ждёт незабываемое творческое задание по классификации вопросов.

 

 

 

Напоминаю, что на сайте в Архиве статей есть отрывки из книги Ариэля А. Рос "В начале…", посвящённые вопросам потопа.

 

 

Виды вопросов на уроке субботней школы

Безусловно, я могла бы не томить вас так долго и сразу показать классификацию вопросов, как это делается в других учебниках. Но я сознательно избираю иной путь – творческий, потому что хочу сделать эту тему запоминающейся и интересной.

Классификация вопросов

Я думаю, что вы неоднократно слышали о разных способах как-то упорядочить вопросы, которые задают учителя в своих классах. Как-то раз после занятий по "Дидактике" моя подруга Ольга показала мне методическое пособие, которое она получила на одном из семинаров по субботней школе. Это была бережно хранимая брошюрка. Мне показалось, что её страницы сохранили не только память о семинарах, но и запах типографский краски. С довольным видом Ольга преподнесла мне эту методичку, чтобы похвастаться "сокровенным знанием". Это была действительно больших размеров брошюра с более чем 10-ю характеристиками вопросов. Держа книжку на весу, я стала рассматривать, что там написано. "Это очень ценный материал, - сказала мне Ольга, рассказывая о том, где и как она её получила, - это обязательно должны выучить все учителя". Я бегло просмотрела книгу, подняла глаза на подругу и с сожалением  спросила, что из этого она уже успела применить на своих уроках в субботней школе? Последовала пауза. "Как ты не понимаешь? Это же хорошая классификация вопросов для субботней школы, - возмутилась моя подруга, - хотя и, хотя и довольно редко применимая, - добавила она уже несколько иным голосом". Мы выпили по чашке чаю, и снова вернулись к этому вопросу. Ольга спросила: "Как ты думаешь, почему одни уроки запоминаются с интересом – легко и быстро, а другие исчезают из памяти, как только захлопнешь учебник? Почему одни знания мы применяем в жизни, а другие – бережно храним на книжных полках?"...  

 

Не знаю, ответили ли мы тогда с ней на поставленные вопросы, были ли мы довольны ответами, которые сами же и придумали, но относительно вопросов на уроках субботней школы я сделала для себя несколько выводов.

 

Ø      Во-первых, незачем разделять вопросы на группы, если это вам никак потом не пригодиться. Классификация должна быть "от замысла", с целью. Что толку в том, что этот вопрос принадлежит, условно говоря, первой категории, а тот – второй? Любая классификация должна иметь своё предназначение и применение.

Ø      Во-вторых, она должна быть доступной и понятной – по крайней мере, большинству людей, для которых она написана. Ничего лишнего, никакого информационного мусора – только то, что необходимо и достаточно для людей данной профессии.

Ø      И в-третьих, хорошо, когда классифицировать мы учимся на примерах, сравнивая и сопоставляя одно с другим. Это даст практические результаты, и вы сможете уже без подсказки разделять вопросы уроков субботней школы на группы.

 

Практическое задание

Ввиду всего сказанного выше, я предлагаю вам выполнить творческое задание.

Ниже написаны вопросы из квартального пособия по изучению Библии (специально для этого случая я подобрала их из урочника на 4-й квартал 2006). Внимание, вопросы уже разделены по группам.

 

Перед вами три группы вопросов, озаглавленные – простите, не озаглавленные, а пронумерованные мной заранее: группа 1, группа 2 и группа 3. Названия групп не указаны, как и не указано, чем они отличаются друг от друга. Ваша задача (я же сказала, что это будет творческое задание) определить, по какому принципу эти вопросы сгруппированы? Что общего внутри каждой группы? Чем они отличаются друг от друга. И последнее, вам нужно озаглавить эти безымянные категории. То есть дать им названия: как будет называться первая группа, вторая и третья.

Если всё понятно, приступим.

В конце упражнения есть подсказки. Если ваши рассуждения зайдут в тупик, вы всегда можете воспользоваться наводящими вопросами в конце задания.

Макеты с вопросами для проведения этого практического задания среди учителей можно скачать здесь:

[File 252]

[File 253]

 

 

1. ____________________________

Кем был змей, и откуда он появился? (Иов 1:6-11; Ис. 14:12-14; Иез. 28:14-17 и др. тексты)

Что следующие стихи говорят о сущности нашей падшей природы? (Рим. 13:14; Флп. 3:18,19; 1Ин. 2:16)

Прочитайте, что было объявлено змею, Адаму и Еве? (Быт. 3:14-19)

Прочитайте Быт. 6:22 и 7:5. В чём проявила себя вера Ноя?

 

2. ____________________________

Сравните Быт. 3:15 с Откр. 12:17 (смотрите также Откр. 12:9 и 20:2).  Что общего между этими двумя стихами?

Почему Бог принял жертву Авеля, но отверг приношение его брата? (Быт. 4:3-7)

Почему,  несмотря на благочестивую жизнь, Ной нуждался в благодати Божьей? (Быт. 6:9,22; Евр. 11:7; Быт. 9:20,21)

Какое значение имеет то, что Ева была создана из ребра Адама? (Быт. 2:21-23)

 

3. ____________________________

Завидовали ли вы когда-нибудь? Как у подножья креста мы можем обрести победу над этим недостатком?

Евр. 2:14. Какую надежду этот стих даёт нам – участникам великой борьбы?

Как вы можете сохранить или (если нужно) восстановить чистоту собственной души?

*          Подумайте: кто возьмёт с меня пример, если я совершу дурной поступок? 

*          Приходилось ли вам когда-нибудь убивать домашнее животное? Что чувствовал Бог, уничтожая потопом мир, который был так "хорош"? Что "хорошее" в вашей жизни может растлиться и подлежать уничтожению?

 

Ответьте на следующие вопросы, и это поможет вам выполнить задание.

Внимательно прочитайте эти наводящие вопросы. Они помогут вам расставить точки над и.

 

Ø      Ответом на какую группу вопросов будет цитата из Библии?

Ø      Читая какую группу вопросов, вам хочется задуматься о преобразовании личной жизни?

Ø      Какая группа вопросов побуждает нас  вдумчиво проанализировать библейский текст?

Ø      Какие вопросы вообще не связаны с Библией и библейскими текстами?

Ø      Как вы думаете, легче ли вам было бы начать урок или какую-то его часть с вопросов, отмеченных звёздочкой?

 

Ответы

Вот то же самое, но уже с ответами.

1. Информационные.
Ответом на вопрос является библейский текст

Кем был змей, и откуда он появился? (Иов 1:6-11; Ис. 14:12-14; Иез. 28:14-17 и др. тексты)

Что следующие стихи говорят о сущности нашей падшей природы? (Рим. 13:14; Флп. 3:18,19; 1Ин. 2:16)

Прочитайте, что было объявлено змею, Адаму и Еве? (Быт. 3:14-19)

Прочитайте Быт. 6:22 и 7:5. В чём проявила себя вера Ноя?

 

2. Аналитические.
Анализ библейского текста

Сравните Быт. 3:15 с Откр. 12:17 (смотрите также Откр. 12:9 и 20:2).  Что общего между этими двумя стихами?

Почему Бог принял жертву Авеля, но отверг приношение его брата? (Быт. 4:3-7)

Почему,  несмотря на благочестивую жизнь, Ной нуждался в благодати Божьей? (Быт. 6:9,22; Евр. 11:7; Быт. 9:20,21)

Какое значение имеет то, что Ева была создана из ребра Адама? (Быт. 2:21-23)

 

3. Практические.
Как применить библейский принцип в личной жизни

Завидовали ли вы когда-нибудь? Как у подножья креста мы можем обрести победу над этим недостатком?

Евр. 2:14. Какую надежду этот стих даёт нам – участникам великой борьбы?

Как вы можете сохранить или (если нужно) восстановить чистоту собственной души?

*          Подумайте: кто возьмёт с меня пример, если я совершу дурной поступок? 

*          Приходилось ли вам когда-нибудь убивать домашнее животное? Что чувствовал Бог, уничтожая потопом мир, который был так "хорош"? Что "хорошее" в вашей жизни может растлиться и подлежать уничтожению?

 

Пояснения к ответам

Что? Где? Когда?

Первый тип – это информационные вопросы (?И). Они довольно просты, и тот, кто добросовестно изучает уроки субботней школы, всегда знает на них ответы. А ответом на информационный вопрос всегда будет текст из Библии. Иначе и быть не могло, ведь информационные вопросы (само название говорит за себя) призваны выяснить все подробности, все факты. В вопросах присутствуют и ссылки на Библию.

Запомните следующее правило.

Ответом на ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВОПРОС всегда может стать цитата из Библии

Так выглядит первое звено логической цепочки.

Как? Зачем? Почему? С какой целью?

На второй ступени ответственности стоят аналитические вопросы (?А). Они помогают дать субъективную характеристику фактам, изложенным на информационном этапе. Почему субъективную? Потому, что оцениваем мы их сами, со своей собственной колокольни. Здесь мы выполняем анализ. Анализируем, всё, что только можно: поступки библейских героев, обстоятельства их жизни, убеждения, движущие ими, обычаи того времени и многое другое. Без анализа нет и урока, - так говорят учителя.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС предполагает анализ Священного Писания

Здесь конечно может быть использован библейский текст, но тем и отличается анализ от знакомства с фактами, что на этом этапе учитель не затрагивает аспекты морали. Речь о преобразовании жизни и призыв сделать прогрессивные шаги нас ожидают в следующем абзаце.

"Что нам делать, чтобы спастись?"

Пришла очередь поговорить о практических вопросах (?П). Если до этого узнавалось движение по нарастающей сложности (изложение фактов, затем  их анализ), то здесь нельзя сказать, что практическая ступень заставит ваших учеников напрячь мозги пуще прежнего. Практические вопросы – не самые сложные, зато они вызывают на откровенность. Это вопросы о нашем видении действительности и о том, как библейская истина может её изменить. Они заставляют поразмыслить, что в моём сердце ещё не подчинено Духу Святому. Задавать такие вопросы – настоящее искусство. Главные действующие лица здесь – это мы, наша церковь, наши семьи, здесь фигурируют наши отношения и наши проблемы. Это вопросы про нас. С помощью как раз таки практических вопросов учитель реализовывает главную задачу отдела субботней школы: побудить людей, приходящих на наши беседы, делать практические выводы и совершать прогрессивные шаги, шаги веры. Итак,

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ заставляют задуматься о преобразовании личной жизни.

Мои коллеги шутят, что если вместо имён Моисей, Иона, Авраам подставить я, ты, мы, и т.д. то из аналитического вопроса получится практический, на что я отвечаю, что в каждой шутке есть доля шутки. Если не верите, попробуйте сами.

Практические вопросы и сотрудничество Святого Духа

Работа учителя – это всегда сотрудничество с Духом Святым. В контексте истории о воскрешении Лазаря: сам факт, что вы отвалили камень от какой-то пещеры, ещё не гарантирует того, что туда выйдет воскресший человек. Ваши действия и ваши вопросы, касающиеся преобразования личности могут послужить как во благо, так и во вред людям.

Поскольку человек так дорого обошелся небу и стоил [419] жизни дорогому Сыну Божьему, то как же осторожно служителям, учителям и родителям надо обращаться с душами тех, кто испытывает на себе их влияние. Иметь дело с человеческими умами и душами - это тонкая работа, к которой нужно приступать со страхом и трепетом.
Елена Уайт «Свидетельства для церкви», т. 4, с. 418, 419.

Если ты добьешься положительных результатов, не приписывай их своему умению, но всегда прославляй одного лишь Бога, ибо Он делает все это.
Елена Уайт «Свидетельства для церкви» т. 2, с. 53.

 

[Poll 610]