{reg2.string}
 

Мотивация - часть хода урока

Ход урока субботней школы принято делить на 4 стадии: Мотивация, Исследование, Практика и Применение плавно переходят одна в другую и считаются обязательными ступенями процесса обучения.

Сегодня мы остановимся на первой из них - Мотивации.

Мотивация - вступление

Представьте себе, что вы опоздали на какое-либо заседание, совещание или обучающее занятие. Пропустив совсем чуть-чуть, вы тихонько вошли, присели на своё место и пытаетесь "догнать", о чём говорилось здесь до вас. Вы не слышали вступления. Вам трудно вникнуть, что сейчас происходит и какая тема обсуждается. И вам будет ещё сложнее, если председетель собрания или учитель на этом уроке неожиданно задаст вам вопрос.

Вот точно такое же чувство недопонимания возникает у ваших учеников субботней школы в тех случаях, когда вы забываете сделать вступление. В своей книге "Как выступать публично?" Дейл Карнеги даёт совет, из каких частей организовать выступление (нас будет интересовать первая из них):

  1. Перед тем, как начать свою речь, расскажите слушателям, о чем вы собираетесь говорить
  2. Потом говорите
  3. Затем подытожьте, что вы сейчас сказали.

Расскажите своим ученикам субботней школы, о чём вы будете говорить сегодня. Расскажите, насколько интересным показался вам урок этой недели. Может быть, он произвёл на вас сильное впечатление? Или у вас был личный опыт на эту тему? - Только кратко, всего 1 предложение.

Сделаете небольшой экскурс в свою тему:

  • Какие основные вопросы вы намереваетесь осветить сегодня?
  • Может вас и ваш класс СШ ожидают какие-то тайны или открытия?
  • Вы изучаете чью-то биографию?

Правильно составив вступление к уроку, вы делаете ему своего рода рекламу, после которой каждому захочется участвовать в обсуждении.

Мотивация - реклама урока

Когда в наш город приехал евангелист Ловелл Харгрейвс, каждую новую встречу он презентовал по-особенному, с изюминкой. В ту кампанию крестилось много человек, и они до сих пор помнят его удивительные презентации.

Вступление к уроку может являться его рекламой, презентацией. Вы как учитель, заранее делаете урок привлекательным для своей группы если сообщаете, что же такого интересного ожидает вас впереди.

Рассказывая слушателям о том, что ждёт их на уроке, не будьте слишком формальны. Это не отчёт! Презентуя каждую тему, представьте её уникальной, неповторимой, даже загадочной.

Мотивация - адаптация

Начало любого урока переводит человека из одного состояния в другое:

  • до этого он был рассеянным, а теперь ему необходимо резко сосредоточиться;
  • он думал о чём угодно, а теперь его мысли не должны отвлекаться на посторонние темы;
  • новая обстановка требует от него повышенного внимания;
  • он должен 35 минут или более просидеть на одном месте, подчинив свою волю вам - учителю, отвечая на ваши вопросы и уважая мнение других участников группы.

Разумеется, чтобы перевести группу из 6-8 человек в новое состояние, требуется некий переходный период. Поэтому одна из задач первой части хода урока - это адаптация. Отсутствие вступления - это пример плохо проведенной адаптации.

Резкий переход к вопросам урока застает ваших учеников врасплох, а хорошое вступление снимает напряжение и настраивает группу субботней школы на учебную работу.

Мотивация - установка

Если в ваш класс субботней школы пришли гости или ваша группа испытывает трудности с адаптацией, в начале урока объясните "правила".

Ниже приводятся "установки", с помощью которых вы как учитель высказываете свои ожидания.

  • "Наступило время урока субботней школы. Я рада всех приветствовать. Это время, когда мы детально изучам Библию"
  • "Мы рады приветствовать наших гостей. Как вас зовут, откуда вы?"
  • "Урок продлится 35 минут. За это время мы успеем..."
  • "У нас не перебивают..."
  • "Вам пригодятся Библии. У кого есть, достаньте, пожалуйста"
  • "Будьте активны и внимательны. "Отличников" ожидает сюрприз"

Это работает. Испытайте.

Мотивация - словесная иллюстрация

Заинтересовать и замотивтировать учеников ведущему помогает "наглядное слово". Это истории и притчи, аллегории, примеры из жизни. Это короткие рассказы со смыслом. Они иллюстируют какие-то жизненные реалии, закономерности, и помогают подвести рассуждение к основной теме урока. Самая распространенная ошибка среди новичков та, что рассказ получается слишком длинным. Это пленяет внимание, и уводит от основой темы. Увлекаясь пересказом истории, рассказчик забывает, что она играет вспомогательную роль и ее задача - задача предтечи - приготовить путь. Воровство времени! Иногда словесная иллюстрация не соответствует уроку, или же ее связь с темой не очевидна.

На страницах Библии мы читаем проповеди Великого Учителя. Слова Иисуса всегда "наглядны". Вспоминайте нагорную проповедь: житейские примеры плавно переходят в жемчужины вечной мудрости.

Началом урока может быть не только готовый рассказ, но и то из чего состоит наша повседневная жизнь. Начните с привычного:

  • о том, сколько котят родила кошка из соседнего подъезда,
  • о том, как тяжело воспитывать сына-подростка,
  • вы где-то видели, как расцвёл редкий цветок,
  • что-то читали,
  • что-то слышали
  • и т.д. и т.п.

Но закончиться ваш рассказ должен непременно переходом к теме урока. Это бывает настолько незаметно, что ученики даже не замечают, как вы переводите их взгляд на духовные уроки.

Чтобы сделать переход к основной теме урока очень помогает вопрос-связка:

  • "Не так ли происходит и с нами в духовной жизни?",
  • "Не повторяет ли это судьбу главного героя книги Екклесиаста?",
  • "А насколько это похоже на поступок Соломона?" и т.д.

Такой переход помогает перевести внимание учащихся на содержание урока, связать их опыт с темой беседы.

Мотивация - проблемный вопрос, проблемная ситуация

Мало кто догадывается, какую большую пользу приносит метод проблемных вопросов. Он хорошо зарекомендовал себя в обучении как детей, так и взрослых.

Каждый урок субботней школы - это лекарство от того или иного недуга. Это ответ на проблему (нужду) вашего класса. На какую? - вы спросите. Вам лучше это знать! С помощью проблемного обучения вы определяете прогрессивные цели урока - то, что может измениться в учениках моего класса после изучения этого урока. Начните урок с постановки проблемы, и это оживит обсуждение в самом его начале.

Мотивация - интрига

Иногда чтобы быстро сконцентрировать внимание класса учитель прибегает к интриге.

Появляясь в классе, искренне ложа руку нА серде, учитель говорит, что вот он исследовал эту тему, но один единственный вопрос не может понять. "Братья и сёстры, - говорит он, - может вы мне объясните, в чём тут дело?". Услышав как учитель искренне сознаётся в своей беспомощности, группа субботней школы мгновенно включается "на помощь учителю". В классе не останется ни одного равнодушного, кто бы не захотел высказаться.

Почему это работает? Не знаю. Может быть, каждому приятно хоть раз оказать помощь учителю? На признание учителя в беспомощности - откликаются.

Мотивация - НЕ активная деятельность

С чего не следует начинать урок субботней школы, так это с активной деятельности. Не советую требовать от учеников активных действий в самом-самом начале урока. Как уже было написано, роль мотивации адаптировать группу к дальнейшим действиям. Ученики будут вяло выполнять задание если вы вынудите их к активным действиям в самом начале урока. Мозговой штурм и подвижные задания, игры, "фишки" оставьте на основную часть - середину урока.

Сколько времени занимает мотивация?

Совсем немного времени нужно вам для того, чтобы взять учеников "на крючок". Первая часть любого выступления или урока - непродолжительная. По сравнению с основной частью - исследованием - она и вовсе кажется крошечной. Но не стоит преуменьшать её значения: мал золотник, да дорог.

Подводя итоги

Сегодня мы обсудили с вами одну из частей хода урока - мотивацию. Главная цель этой стадии заключается в том, чтобы:

  • сконцентрировать внимание группы, адаптировать учащихся к новой обстановке,
  • "растопить лёд",
  • связать главную мысль урока с нуждами вашего класса,
  • сделать презентацию урока, чтобы каждый член группы осознал свою личную заинтересованность в этой теме,
  • сделать логическое введение в тему урока.

Удачных вам мотиваций!